Детско-родительское общение
Детско-родительское общение
Оглавление
Введение
Глава
1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1
Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2
Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава
2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания
в современном обществе
2.1
Методики и организация исследования
2.2
Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список
использованных источников
Приложение
1
Приложение
2
Целью семейного воспитания является
формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно
преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие
интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта
трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной
культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей,
и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные
процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего
детства. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Педагогически
целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего.
Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию.
Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое
совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно
повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно
дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. В
современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и
социально-экономического укладов жизни общества и государства, система
семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила
глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что
разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин тут
много:
однодетность или малодетность семьи
уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это
значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по
уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в
условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие
родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с
появлением собственных детей;
у молодой семьи имеются возможности
отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Жизнь порознь со старшим
поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и
мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на
детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни
мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются
ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее
поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними;
основательно утрачены традиции
народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка
надо, пока он еще маленький и "лежит поперек, а не вдоль лавки";
вследствие происходящей урбанизации
общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в
деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает
асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей,
а детям совестно вести себя недостойно;
в ряду причин, осложняющих семейное
воспитание, - все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая
заработная плата, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих
семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного
эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье,
в итоге - для семейного воспитания.
Актуальность темы исследования:
В
свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на
ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания
объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых
в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.
В настоящее время существует
социальная проблема девиантного поведения у детей. И одной из форм девиантного
поведения является агрессивность. Семейное воспитание может и до́лжно
гармонизировать родительско-детские отношения. Таким образом, изучение
организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в настоящее
время и воздействия стиля семейного отношения на уровень агрессивности детей
представляется очень актуальным.
Цель исследования: изучить организационно-педагогические
особенности семейного воспитания в современном обществе.
Задачи исследования:
1.
Изучить
особенности семейного воспитания в современном обществе;
2.
Дать
характеристику стилям семейного воспитания и типам семейных взаимоотношений;
3.
Организовать и
провести исследование типа семейных отношений и выявить зависимость
агрессивности детей от стиля семейного воспитания;
4.
Дать анализ
полученным в исследовании результатов и разработать ряд занятий,
гармонизирующих родительско-детские отношения.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: организационно-педагогические
особенности семейного воспитания в современном обществе.
Гипотеза: негармоничный стиль родительского
воспитания детерминирует повышенный уровень агрессивности у детей.
Методы и
методики: методика "Тест
руки" Вагнера, методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).
База исследования: Учреждение образования "Средняя
школа № 30" г. Гомеля (учащиеся 2 – 4 классов).
Глава 1. Теоретические основы
изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в
современном обществе
Начальной структурной единицей
общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она
связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и
родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа,
мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки.
Концепция семейной педагогики, т.е.
научные теории и основные направления даже в различные исторические периоды и
при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они
включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность
и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть
благодарным за добро и т.д. [11]
Первые требования к личности человека
и его поведению как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских
заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям и старшим и др.
Бережное отношение к личности ребенка
в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением о том, что за
грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители [20].
Концепцию семейной педагогики мы
встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и
тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное
развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и
психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка
счастливым.
Основными функциями семьи по
отношению к обществу являются:
физическое воспроизводство населения.
Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках
определенного государства;
воспитательная функция - передача
знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;
производственно-хозяйственная;
организация досуга, так как
значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение)
[19].
Функции семьи по отношению к
человеку:
супружеская функция. Супруги - самые
близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную
поддержку;
родительская функция - семья дает
необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь
родителей;
организация быта. Известно, что
семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле [8].
Целостность и системность
воспитательного процесса предполагает превращение родителей обучаемых в
активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения.
Семья является фундаментальной
социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит
эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других
коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными
обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими
коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама
семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений [23].
Дети в ходе жизни познают семью как
важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный
коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение
разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи
с различными общественными организациями.
Семья играет определяющую роль в
формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов
деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный
интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь
семьи [26].
Педагогически грамотная организация
жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности:
в самой семье, заботе о близких
людях, любви к ним;
в духовном общении и совместном
переживании;
в разумном потреблении материальных
благ;
в самовоспитании и
самосовершенствовании;
в прямодушии, честности,
откровенности, правдивости;
в исполнении по убеждению, привычке и
чувству долга любого бытового труда [1].
Сначала семья, а затем совместно
школа и семья составляют содержательно-организационное ядро целостного
воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие
воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит
формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь,
эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со
школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс
организации всей жизни детей.
Основными сферами семейной жизни,
в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой
сферы:
долга;
любви;
интереса [12].
Отсутствие активной содержательности
в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к
одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные
отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает
недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в
потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности.
Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье
полноценным и целостным.
Hазвитие всех основных сфер жизни
семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее
эффективно осуществить ее воспитательную функцию.
Задачи воспитания в семье:
Воспитательные задачи:
формирование основ характера ребенка,
его исходных нравственных установок;
закладывание основ трудолюбия,
стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине,
соблюдению норм жизни общества.
Образовательно-воспитательные задачи:
семья осуществляет
нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;
формирует чувства любви,
доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
пестует чистое чувство уважения и
любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;
вооружает умениями и навыками
организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства [24].
Развивающие задачи:
создание условий для физического,
нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в
процессе повседневной деятельности и общения
Об успешности воспитания детей в
семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления
учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов,
общественной активности, физической закалки, развитого
художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, важным
показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях
жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма.
В зависимости от количества детей
современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и
бездетные.
По своему составу они могут быть
однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети),
межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители
родителей [19].
Если в семье есть только один из
родителей (мама или папа), семья называется неполной.
Разновидностью неполной является
внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.
В педагогике существует классификация
семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них.
Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или
скандально-раздражительная.
М.И. Буянов, пользуясь исследованиями
социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся,
неполная [6].
У педагогов-практиков деление семей
принято на "благополучные" и "неблагополучные", хотя
благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным
данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково
материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют
определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает,
что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия,
раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа.
Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные [13].
Неблагополучными принято считать те
семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в
неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье
ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между
собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое
эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания,
окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу,
что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок
замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается
привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает
надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в
семье, а затем и в жизни.
Типичные трудности и недостатки
семейного воспитания:
недостаточная педагогическая
осведомленность родителей;
нехватка времени для общения с
детьми;
недопонимание того, что дело не
столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в
наличии общих интересов и в желании содержательного общения.
Осложняет дело одностороннее
понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы,
самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между
образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и
нравственными представлениями [17].
Таким образом, семейное воспитание,
являясь основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность
ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной
деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвитию.
Все изменения, происходящие в
социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в
отличие от других социальных коллективов семья не подвергается прямой
перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более
длителен, более противоречив и сложен.
Утверждение новых отношений, новой
морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической
области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных
социально-экономических факторов и другие факторы - биологические,
психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и
живучести старого в семейной психологии.
Особенности развития современной
семьи:
специфика социального уклада в
городской и сельской семье;
существует прямая зависимость: чем
выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе.
Современные родители - это активно работающие люди, и воспитание детей чаще
всего возлагается на дедушек и бабушек. Учителю, желающему разобраться в
тонкостях семейного воспитания, необходимо иметь в виду данную особенность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|