Дети в детском доме
Дети в детском доме
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Развитие социальной
защиты детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.1.Исторические аспекты
становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в
России.............................................................. 5
1.2.Детский дом как форма
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей........................................................................................................ 12
Глава 2. Адаптация детей в
детском доме..................................................... 16
2.1.Проблемы адаптации детей
к условиям детского дома........................... 16
2.2.Проблемы социальной
адаптации детей в условиях детского дома....... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 29
ВВЕДЕНИЕ
Среди категорий населения, нуждающихся в особой
общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные
учреждения, в частности детские дома. Статус социально незащищенных
предоставляется этим детям временно. В части воспитания до 18 лет. В части
получения образования до 23 лет. Дети-сироты получают социальную помощь
государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из
них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные
жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных
ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является
одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта
сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие
социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве объекта
он является активным участником общественных отношений, выступает как
самообразующая личность. Органичное сочетание качеств субъекта и объекта
воздействия создает условия для эффективной социальной адаптации
ребенка-сироты. Поскольку широко известно о низкой адаптации выпускников
сиротских учреждений, и недостаточности методов их социализации и адаптации, мы
решили исследовать проблему адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, как к условиям детского дома, так и в условиях детского
дома.
В первом случае речь идет о привыкании, приспособлении к самой обстановке
детского дома, о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается ребенок,
попавший туда.
Во втором случае речь идет об использовании и развитии ребенком,
воспитывающимся в детском доме, своего адаптационного потенциала,
обеспечивающего некоторый уровень социальной адаптации, позволяющий занять
достойное место в жизни, использовав тот «запас» знаний, умений, жизненных
убеждений, гибкости и стойкости, которые привил ему детский дом.
Объектом данной курсовой работы является детский дом как институт
социализации. Предметом курсовой работы выступает адаптация воспитанников
детского дома.
Цель данной курсовой работы – теоретически исследовать проблемы адаптации
детей в детском доме и возможные пути их решения.
Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах:
-
Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
-
Исследовать проблему адаптации в детском доме на основе
изученной научной литературы;
-
Описать проблему адаптации детей в детском доме;
-
Описать возможные пути решения проблем адаптации;
-
Сделать и представить выводы на основании результатов
теоретического исследования.
Глава 1. Развитие социальной защиты детей, оставшихся
без попечения родителей
1.1.Исторические
аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми
в России
Любое
общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме.
Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как
способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность:
чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя
обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда социальные
работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное
попечительство», «социальное призрение» и т.д. В Российском государстве
процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства можно
рассматривать в исторической перспективе.
Уже
в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и
поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого
выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена
традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах».[1]
В
качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически
сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. (Сиротами в те
времена называли и детей и стариков, относя их к одной социальной группе). Этот
институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали,
чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда
семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан
был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную
семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального
попечения.
Другой
формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил
из дома в дом на кормление.
Сироте
могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.
В
системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда
данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами,
лучинами».[2]
Таким
образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и
поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и
поддержки нуждающимся детям.
Парадигма
помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII
века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные
тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые
светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений
система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель,
соответствующую ее потребностям и представлениям. Система социальной помощи в
период феодализма носила многосубъектный характер и имела полиморфизм экономических
основ».[3]
Первоначальные
тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и
попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году,
учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из
главных забот Владимира Мономаха.
В
России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы
больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI
веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь.
Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь
о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы
будут».[4] Среди священников
вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец
Амвросий, Сергий Радонежский.
В
этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимала
детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно
детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви,
сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт
церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельница -
это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий,
замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда
привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники
- старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и
воспитателя»[5]. Содержались сироты в
скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди
приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были
своеобразными детскими домами.
К
началу XVI
века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности,
в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с
благотворительной деятельностью государства.
С
начала XVII
века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые
социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом
царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей
грамоте и ремеслам.
Но
более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I,
который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся,
выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными
пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно
свои нововведения.
Впервые при Петре
I детство и сиротство становятся объектом
попечения государства. «Сироты появлялись в результате
стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно
прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и
детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети
выделяются из общего числа нищих. Тем самым государство, с одной стороны,
признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны,
считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало
безродность, безродительство, а с другой – чувствовало свою ответственность за
решение проблемы»[6]. В начале 18 века открываются
приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с
соблюдением анонимности происхождения. Малолетние брошенные дети обеспечивались
государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и
обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли
здоровье, душевное или физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной
дом.
При
Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.
При
Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах,
которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же
период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная
благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини
Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на
организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без
присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.
Еще
Петр 1 наказывал за убийство незаконнорожденных детей смертной казнью. К XIX
веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого
рождения государством гарантирована жизнь.
До
начала XX
века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности.
Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на
воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на
Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила
условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом
Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные
заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские
учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан
Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт
благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о
трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами,
где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по
делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай 1 учредил
сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы
и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее
образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти
Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее.
«Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной
помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного
призрения»[7].
В
советский период благотворительность стала сугубо государственным делом.
Поэтому все детские учреждения. В том числе и детские дома, были практически
целиком и полностью на государственном обеспечении. Даже помощь, оказываемая
детским домам в то время, исходила от государственных предприятий или школ.
Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С
сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами.
Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году.
Были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство
которых после войн и революций остались сиротами. В 1928 году практика принятия
детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче
воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в
городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее
дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».
К
середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима
все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было
заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х
годов.
Общее
число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х
правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы
– интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою
первоначальную неповторимость.
В
1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению
обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах
ребенка, детских домах, школах-интернатах».
В
1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».
В
начале 90-х государство и правительство стало мыслить проектами и программами.
Одной из самых примечательных программ 90-х является «дети России».
После
70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное
пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей,
издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В
современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей
особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции
организации социальной деятельности в сфере призрения и социального
обеспечения»[8].
С
1996 года социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Регулируется главным для этой сферы законом № 159 (в ред.
Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от
08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». Этот закон четко определяет понятия
«дети-сироты» и «дети. Оставшиеся без попечения родителей».
«Дети-сироты
- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети,
оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием
родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских
правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением
их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания
детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном законом порядке».[9]
Страницы: 1, 2, 3
|