Cоциально-биологические аспекты физической культуры
Cоциально-биологические аспекты физической культуры
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Филологический факультет
Cоциально-биологические
аспекты физической культуры
(Реферат)
Выполнила:
студентка
группы
1311
Быкова
А. И..
Проверил:
преподаватель
________________
________________
ТОМСК – 2004
П Л А Н
Введение.......................................................................................................... 3
Воздействие природных и социально-экологических
факторов на
организм и жизнедеятельность человека....................................................... 6
Средства физической
культуры и спорта в управлении совершенствованием организма 8
Физиологические
закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием
направленной физической тренировки............................... 12
Двигательная функция и повышение устойчивости
организма человека
к различным условиям внешней среды........................................................ 13
Вредные и полезные привычки человека.................................................... 14
Литература.................................................................................................... 21
Введение
Физическая
культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное
место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет
значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и
умения по физической культуре должны закладываться в образовательных
учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и
обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в
основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в
совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения
и воспитания студентов.
Составной частью
методики обучения физической культуре является система знаний по проведению
занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными
упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект
от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет.
Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней
энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено
на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в
правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка
методики занятий физическими упражнениями должна производиться
высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как
неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным
последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где
нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными
упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.
В качестве
основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов,
определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по
физической культуре в высшей школе можно выделить следующие документы:
·
Федеральный
закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от
29.04.99 N 80-ФЗ;
·
приказ
Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 N 686;
·
приказ
Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в
образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования" от 01.12.99 N 1025;
·
инструкция
по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных
заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию от 26.07.94 N 777.
Социогуманитарная
направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных
учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением
Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации".
Это положение
принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах
Минобразования России.
В высших учебных
заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший
компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры,
психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение
всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных
дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины".
Свои
образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно
осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания,
который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности,
наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
Именно этими
принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по
педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая
тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием
функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием
средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических
качеств, свойств и черт личности.
Воздействие природных и
социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение
сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоянное
уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная
активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту
заболеваемости населения.
Известный
физиолог Н. А. Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого
на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И. М. Сеченов сделал вывод о
том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится
к одному явлению — движению мышц, В ходе длительной эволюции все человеческие
органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции
движения. Добыча пищи, оборона от врагов, первые, примитивные формы труда в
отдаленную историческую эпоху были непосредственно связаны с напряженной
деятельностью мышц.
В современном
обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от
физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не
в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение
воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным
оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться
длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным
питанием. Уже на 8—12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30—43 %,
обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и
водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга
(плохо регулируемые сужения и расширения их).
Профессор Б. М.
Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях
постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение
питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и
пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е.
выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в
сосудах.
Описанные
отрицательные изменения—свидетельство нарушения биологического равновесия в
организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импульсов с
рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов)
ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В результате
снижается тонус коры больших полушарий мозга, возникает опасность нарушения
нервной и гормональной регуляции всех функции.
Экспериментально
доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается
скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные
структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших
полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным
правом можно назвать аккумуляторами мозга.
Действительно, в
моменты интенсивного мышления мышцы лица поневоле напряжены и это помогает концентрации
внимания, памяти.
Вместе с тем, при
сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже
функционировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных
рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время
от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсюда становится
нам понятной роль физических упражнений в повышении умственной
работоспособности.
Советский
физиолог И. А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила
скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в
каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной
мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы
энергетические потенциалы и не образовывалась бы протоплазма—живое вещество
клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма.
Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагрузки — важный фактор укрепления
здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Гипокинезию можно
подразделить на физиологическую (сон ночной и дневной), привычно-бытовую (чрезмерное
увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вынужденную. К вынужденной относят
профессиональную гипокинезию, т. е. связанную с характером труда, гипокинезию у
школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид гипокинезии,
кроме физиологической, приносит вред здоровью. В настоящее время — это своего
рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями
жизни.
При бытовой и
вынужденной гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы,
снижение биоэлектрической активности мозга, урежение его основного ритма —
альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.
Гипокинезия
проявляется в преждевременном развитии атеросклероза, сердечно-сосудистых
заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце,
увеличения периферического сопротивления крови, что затрудняет работу сердца.
Гипокинезия также
снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные возможности
клеток. По мнению ученых,— это один из факторов, ведущих к нарушению
координации физиологических функций.
Постоянная
низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом
белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накопление жира.
Ухудшается также функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и
поверхностным. Все это способствует развитию бронхиальной астмы, эмфиземы
легких. Гипокинезия нарушает деятельность системы пищеварения; ухудшается
моторика кишечника, в нем активизируются вредоносные виды микроорганизмов.
Перечисленные
отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно
свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Регулярные
занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные
явления.
Средства физической культуры и спорта
в управлении совершенствованием организма
Как известно, неправильно организованный труд
студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание
рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно
организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и
творческую активность.
Четкое выполнение
хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно
составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический
стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий
определенной последовательности процессов возбуждения и торможения,
необходимых для эффективной деятельности.
Помимо разумного
распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни
студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье:
гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная
активность, избавление от вредных привычек.
Можно
выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая
умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником.
Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления,
так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с
невысокой степенью напряжения.
Второй вид умственной деятельности
можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда
операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повторение пройденного материала,
решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного
текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга
работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться
1,5-2 ч.
К третьему виду
относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение
новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода
деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических
механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.
Знание
приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой
учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при
оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5—2 ч, а при
третьем виде умственной деятельности — через 40—50 мин. Следует подчеркнуть,
что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5—10-минутные
паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения
умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.
Во время такого
перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или
небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями
доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают»
мозг.
Немалое влияние
на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней
среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18—22°, а
относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с
температурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических
функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы,
а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой,
дыхательной и других систем.
Клетки головного
мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим
обменом.
Поэтому для
успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным
содержанием кислорода.
Санитарно-гигиенические
исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида
углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15—0,45 %, т. е.
увеличивается в 5—15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях,
читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается
окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или
угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.
Все это говорит о
необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты
пренебрегают этим правилом.
На качестве
умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в
аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40
дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя
снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.
Немало споров
возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда.
Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной
работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что
воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и
увеличивает расход «психической энергии».
По мнению
советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность
умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском
университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального
состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию—проверке преподавателем
их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального
возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5—3
мин прослушать классическую и джазовую музыку.
После
прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения
наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех,
кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное
возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше
музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального
состояния.
Страницы: 1, 2
|