Cмысложизненные ориентации человека в период ранней взроcлости
Cмысложизненные ориентации человека в период ранней взроcлости
Оглавление
Введение
1.
Подходы к изучению человека
1.1.
Физиологический подход к изучению человека
1.2.
Психологические подходы к изучению человека
1.3.
Особенности периода ранней взрослости
2.
Исследование смысложизненных ориентаций человека
2.1.
Проблема смысла жизни в психологии
2.2.
Исследование смысложизненных ориентаций человека
Заключение
Введение
Жизненный
путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом
обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения.
Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой
способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой
ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная
личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в
последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной
изученности этого феномена мы пока не можем говорить о методах развития
смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. С
проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта
проблема становится актуальной в юношеском возрасте. Проблема смысла жизни
изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в
разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как
ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей,
которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные
аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.
Все
аспекты смысла жизни связанны с ценностями: духовное удовлетворение и
достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью,
развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность
процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с
развитием себя, а осмысленность будущего имеет обратную связь с высоким
материальным положением. Все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность,
активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное
удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности имеют прямую связь
между собой, т.е. чем больше осмысленность, тем больше выражены данные
ценности. Связь между общей осмысленностью, осмысленностью будущего и
собственного престижа, высокого материального положения обратная, что говорит о
том, что чем более осмыслена жизнь в целом и будущее, тем менее важны эти
ценности [11].
Цель
данного исследования – изучить смысложизненные ориентации человека в период
ранней взрослости, объект – человек, предмет – его смысложизненные ориентации.
1.
Подходы к изучению человека
1.1.
Физиологический подход к изучению человека
В рамках физиологического подхода человек рассматривается как
индивид. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид –
это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного
представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее
орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность
человека.
Человек
как индивид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные
и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем
людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и
половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические
характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности
сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной
геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет
его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру
органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств
обуславливает особенности темперамента и задатки человека [8].
Человек
в качестве индивида может быть рассмотрен по принадлежности к определенному
классу, отряду, роду животных. В числе объектных характеристик человека как
млекопитающего психологов интересуют объектные отношения новорожденного с
родителями. Ребенок как биологическое существо не может выжить вне связи с
родителями. Из этого следует, что у него удлиняется период детства, у человека
в сравнении с другими животными период детства самый долгий, и это откладывает
отпечаток на его психическое развитие, которое идет под диктовку родителей [6].
И. П.
Павлов, воспитанный на традициях естественнонаучного материализма, поставил
перед собой задачу не ограничиваться анализом косвенных показателей
физиологических процессов, "сопровождающих" психическую деятельность,
а найти путь к прямому изучению физиологических механизмов психической
деятельности, раскрыть сущность психического объективными физиологическими
методами исследования. Решение этих задач и привело его к созданию новой
области науки - физиологии высшей нервной деятельности, которая, по мысли И. П.
Павлова, должна быть объективной наукой о целостном поведении животных и
человека.
И. П.
Павлов не занимался непосредственно изучением высшей нервной деятельности
человека; вместе с тем, исследуя физиологические механизмы поведения животных,
он сформулировал ряд ценных идей (о двух сигнальных системах, об индивидуальных
особенностях высшей нервной деятельности, о взаимоотношениях коры и подкорки и
др.), весьма важных для понимания физиологических механизмов психики человека
[10].
Не
меньшее значение имеет тот вклад в современную психологически ориентированную
физиологию, который внес другой видный советский физиолог – Н. А. Бернштейн.
Истоками его исследования был глубокий анализ целостных, активных движений
человека - ходьбы, трудовых движений, действий с орудиями и предметами. Эти
исследования Н. А. Бернштейна послужили фундаментом для создания им теории
"физиологии активности".
Изучая
движения человека, отмечая их почти фантастическую точность, выражающуюся как в
построении пространственной траектории движения, так и в системе ускорения и
переменных усилий, с которыми они протекают, Н. А. Бернштейн обнаружил
существенный парадокс. Как известно, костно-мышечный и суставной аппарат, с
помощью которого осуществляются движения человека, обладает практически
бесконечным числом "степеней свободы". В этих условиях выбор усилий и
траектории, необходимых в каждый данный момент движений, кажется просто
невозможным. И, однако, такие движения постоянно выполняются. При объяснении
возможности их выполнения Н .А. Бернштейн исходил из положения о принципиальной
неуправляемости двигательной деятельности одними лишь эфферентными импульсами и
о решающей роли афферентных импульсов (сигналов о внешнем мире, которые
поступают в мозг в каждый данный момент выполнения движений). Именно эти афферентные
сигналы и обеспечивают "следящее устройство", которое осуществляет
постоянную коррекцию движения, ограничивая число степеней свободы, отбирая
нужные движения, меняя их траекторию, регулируя систему напряжений и ускорений
в соответствии с изменившимися условиями выполнения действий.
Н. А.
Бернштейном была прослежена система различных уровней организации нервного
аппарата, обеспечивающая выполнение движений разной сложности. Он описал
различные виды регулирующих наши действия афферентных влияний и показал, что по
мере выработки навыка меняется и структура нервной организации двигательного
акта, что сначала афферентные импульсы приходят к опорно-мышечному аппарату с
известным запозданием, вызывая лишь "вторичную" коррекцию уже
начавшегося движения. Однако со временем, в результате упражнения и
"функционального развития", движения начинают опираться на вновь
образованное пластически меняющееся "афферентное поле",
обеспечивающее нужные изменения движений раньше, чем они начинаются, и предотвращающее
ошибочные движения с помощью аппарата "первичных коррекций". Эти
механизмы афферентных влияний являются все же лишь частью того, что составляет
механизм организации произвольных движений. Существен тот факт, что движения и
действия человека не "реактивны"; они целенаправленны, активны и
меняются в зависимости от исходного замысла[10].
1.2.
Психологические подходы к изучению человека
Представителями
гуманистической психологии являлись Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К.
Гольдштейн, Г. Мюррей [3;6;7].
Гуманистическая
психология, берущая свое начало в 1950-х гг., официально заявила о себе в
1960-х, выступив одновременно против бихевиористской предпосылки, согласно
которой человеческое поведение определяется внешними силами, и
психоаналитической предпосылки, согласно которой человеческое поведение
определяется силами бессознательного. Соответственно данное направление назвало
себя "Третьей силой". Его сторонники хотели уйти как от
механистического обусловливания бихевиоризма, так и от детерминистских инстинктов
психоанализа (в котором темные силы Оно, связанные с убийством, инцестом и
разрушением, вступают в схватку с Сверх-Я). Они также хотели отойти от
методологии исследований и статистических процедур, которые психология
заимствовала у физических наук, считая, что при строгом контроле условий
экспериментов и представлении их результатов в числовой форме упускается из
виду наиболее важное из того, что касается человеческой деятельности.
Согласно
утверждениям гуманистических психологов, опыт и смысл, а не поведение должны
считаться первичными данными психологии. Внешнее наблюдение, при котором
игнорируются мышление и чувства, является неадекватным методом познания.
Источниками данных о внутреннем мире могут послужить произведения искусства,
литературное творчество, биографии и интервью. Каждый человек уникален.
Изучение крыс, голубей и других "низших" животных не может привести к
пониманию людей, как не может сделать этого и изучение условных реакций
(рефлексов), статистических данных или личностных черт. Люди, утверждают они,
совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и
бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен
ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него
направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение
они назвали самореализацией, или самоактуализацией. Гуманистическая психология
является проблемно-центрированной, она упрекает традиционную психологию в том,
что та теряет конкретного человека в массе статистических данных. Основной
акцент должен быть перенесен на уникальность индивидуума, обладающего
потенциалом познания самого себя и тем самым - познания других.
Гордон
Олпорт, занимавшийся психологией личности, начал сомневаться в приемлемости
использования методов естественных наук в психологии, несмотря на то, что он
сформулировал концепцию черт личности и разработал тесты для их объективного
измерения. В середине 1940-х гг. его деятельность привела к отделению
представителей клинической и социальной психологии, культурной антропологии и
социологии, работающих в Гарвардском университете, и образованию нового
факультета социальных отношений. Г. Олпорт подчеркивал значение роста, или
становления, как направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в
значительной степени игнорировался традиционной психологией. Г. Олпорт
утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим
статистическим показателям и в значительной степени упускает из вида
индивидуальный опыт.
Согласно
Карлу Роджерсу - еще одному представителю гуманистической психологии,
достижение аутентичности должно являться целью каждого индивидуума, что
означает следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям. У каждого
человека есть свое "истинное я" или его "внутренняя
сущность" - это и есть аутентичность; она является уже полностью развитой
и доступной ему. Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь
самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии
со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного
"Я", чем его создания. Если бихевиористы традиционно заявляли, что
"вы можете стать кем захотите, и мы покажем вам, как это сделать", то
А. Маслоу утверждает: "вы можете стать лишь тем, чем ваш природный
потенциал позволяет вам стать, и ничем иным".
Актуализирующая
тенденция, самоактуализация и тенденция роста представляют собой биологические
аналогии, базирующиеся на аргументации Курта Гольдштейна, указывающего на то,
что организм реорганизуется и самоактуализируется после повреждения.
Гештальтпсихологи снабдили нас концепцией целостности индивидуального опыта и
его роли в определении поведения. Экзистенциальная психология также оказала
значительное влияние на гуманистическую психологию, в особенности на А. Маслоу
и Ролло Мэя. Оба они подчеркивали центральную роль непосредственного опыта в
понимании того, что значит быть человеком, как это делают сторонники
экзистенциализма. Однако они не разделяли положения о том, что страх
сопровождает осознание своей свободы брать ответственность за себя во вселенной
- вселенной, лишенной смысла.
Хотя
представители гуманистической психологии достаточно конкретно указывали на то,
против чего они выступали, они были значительно менее конкретны в отношении
провозглашаемых ими взглядов.
Генри
Мюррей в его основном докладе на конференции в Сэйбруке в 1964 году
сформулировал некоторые положения гуманистической психологии. Предметом
изучения должны стать: человек, рассматриваемый во всех его аспектах и как
целостность, в естественном окружении, в контексте всей его жизни, его волевая
активность, система ценностей, положительные характеристики.
А.
Маслоу предложил теорию мотивации, в которой предлагалась иерархия врожденных
человеческих потребностей: физиологические потребности, нуждаются в
удовлетворении в первую очередь. Затем следуют потребности в безопасности и
защищенности; вслед за ними потребность в любви и чувстве принадлежности; и,
наконец, самоуважение - принятие и уважение своего "я". Лишь после
того, как эти потребности удовлетворены, высший потенциал человека может
быть реализован. Это и есть самоактуализация. Для одного индивидуума она может
выражаться в области искусства, для другого в науке, а для третьего - в
покорении горных вершин. А.Маслоу считал, что самоактуализированные люди
являются наиболее здоровыми и что изучение ценностей этих людей может привести
к формированию научно обоснованной универсальной этической системы. Она
включала бы такие ценности, как истина, добро, красота, веселье, справедливость
и радость. Те, кого можно назвать самоактуализированными, достигают
"вершинных", или "пиковых", переживаний по отношению к
миру.
В целом
можно сказать, что основными положениями гуманистической психологии,
характеризующими ее "центральное ядро", являются: уникальность
каждого человека, его личная сфера, субъективнось, свобода выбора.
В
соответствии с представлениями гуманистической психологии, все люди находятся в
процессе непрерывного становления, реализуя в той или иной степени возможность
стать такими, какими им позволяют стать их способности. Они избирают свой
жизненный путь и принимают на себя ответственность за свою самость и свои
достижения в жизни. Для того чтобы достичь всего, на что они способны, люди
должны быть функционально автономными (по Г. Олпорту), или самоосознающими и
центрированными. Согласно А. Маслоу, "Я" должно достичь спонтанной
интеграции и затем заняться актуализированием собственного потенциала через
посредство своего "инстинктоида", подталкивающего его вперед.
Инстинктоид - это биологический потенциал, который индивид открывает в себе и
доводит до актуализации посредством творческого процесса. В отличие от такой
биологической характеристики актуализации, Р. Мэй утверждает, что процесс
становления осуществляется не через биологические механизмы, а через
противостояние тревогам, возникающим в условиях нашего существования, и
самоосознавание, вызываемое этим процессом.
К.
Роджерс полагал, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии
соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний
потенциал роста. А. Маслоу также верил в доброкачественность человеческой
природы и в то, что при благоприятных обстоятельствах самоактуализация должна
произойти. В отличие от них, Р. Мэй, чьи взгляды уходят своими корнями в
экзистенциализм, считал зло и тревогу, наряду с добром, определяющими факторами
бытия, аутентичности, выбора и смысла.
В рамках бихевиоризма утверждалась значимость поведения и полное
отрицание существования сознания и необходимости его изучения [6;7;8]. Дж.
Уотсон писал: «Бихевиорист ...ни в чем не находит доказательства существования
потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным
только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Дж.
Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие,
которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку
Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с
естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения
человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием
какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за
которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась
знаменитая формула «S—R» (стимул—реакция).
Для бихевиористов соотношение S—R стало единицей
поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии
сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов
их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных
реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы
выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу)
предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции
определить или описать вызвавший ее стимул.
Страницы: 1, 2
|
|