бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Центр развития, сближения и единения школьников бесплатно рефераты

Центр развития, сближения и единения школьников

      Преодолимы ли негативные явления в обществе?

Ш.А. Музенитов

Аннотация. В статье рассматривается проблема: развития экономической, межэтнической, медицинской культуры, организаторских способностей, деловых качеств и профилактика нарушений поведения учащихся при подготовке к трудовой деятельности. Приводятся программы с пояснительной запиской системы логически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга специальных курсов: «Математика и экономика», «Культура межэтнических отношений школьников и студентов», «Профилактика нарушений поведений школьников и студентов», столь важных в условиях рыночных отношений, и которые только в совокупности направлены на преодоление негативных явлений в обществе.   

       После распада Советского Союза произошла трансформация практически во всех сферах общественной и государственной деятельности. Реальными стали безработица, проживание ниже прожиточного минимума, правонарушения, болезни поведения трудности в жилищных вопросах и многое другое. Нами проведено исследование, касающееся причин возникновения перечисленных негативных явлений в социальной среде, которое привело к следующему выводу: если внимательно присмотреться к возникшим проблемам сквозь призму различных лиц, проживающих в многонациональной Российской Федерации, то определенная часть населения страны  успешно преодолели возникшие трудности, адаптировались в условиях рыночных отношений и обеспечили собственное достойное проживание, но, к сожалению, не все. А ведь условия по всей стране в трудный переходный период сложились для всех одинаково.                Исследованиями также подтверждается, что для успешной трудовой деятельности необходимо, прежде всего, собственное физическое здоровье, экономическая грамотность и, связанные с ней, организаторские способности и деловые качества, умение строить правильные, достойные, деловые, партнерские  межличностные и межэтнические отношения.

         В силу эволюционного развития народов России (и не только) личностные качества, касающиеся как внутренней их культуры, так и внешней, развивались, к сожалению, не одинаково. Отсюда возникли определенные трудности в их межличностных и межэтнических отношениях и трудовой деятельности применительно к рынку труда. Нет необходимости об этом пространно говорить, более важным является стремление выпрямить положение. Подрастающее поколение надо  целенаправленно  развивать с ориентацией личности на успех, ответственность за порученное дело, работоспособность, порядочность, толерантность, целеустремленность, развивать организаторские способности деловые качества, осуществлять целенаправленное воспитание экономической грамотности  при подготовке к трудовой деятельности, призывать к ведению здорового образа жизни.

         В данной статье мы будем исходить из того, что в свое время К.Д. Ушинский убедительно показал, что все развивающие человека виды деятельности и даже самое высокое искусство (поэзия, музыка, живопись) имеют свою развивающую для человека силу, если отвечают двум обязательным условиям. Они должны служить отдохновением от труда, или находятся в живой связи с трудом человека. По мнению К.Д.Ушинского, существует психологический закон, суть которого состоит в том, что человек должен наслаждаться трудом и что ведущий вид трудовой деятельности находится в определенных связях с другими видами деятельности.

         В основу профилактики негативных явлений должен быть положен человеческий труд, исходя из проверенного в жизни утверждения: «Научил подрастающее поколение трудиться – можно быть за них спокойным, не научил – жди неприятностей». Такой пример в истории нашей страны уже был, когда так называемые «трудные подростки» воспитывались в трудовых колониях под руководством опытных педагогов, что привело к положительным результатам.

         Необходимо как можно раньше вовлечь в трудовую деятельность подростков, школьную и вузовскую молодежь. Так, например, в дошкольных учреждениях можно всегда научить ребят выращивать цветы, петрушку, укроп и другие, употребляемые в пищу растения, чтобы они с ранних лет во время прополки могли отличать цветы и полезные растения от сорняков, а в дальнейшей жизни – хорошее от плохого, добро от зла и т.д.

          В этой связи заслуживает внимания опыт работы со школьниками в Ярославской области, где в настоящее время организована их трудовая деятельность так, что они сами выращивают овощи и фрукты для школьной столовой. Поэтому становиться актуальным и целесообразным как можно шире развернуть при общеобразовательных школах сети ученических производственных бригад, фермерских и спортивно-фермерских ученических комплексов для вовлечения обучающейся молодежи в трудовую деятельность в свободное от учебы и каникул время, совместно с родительской и учительской общественностью. К счастью земель в России для этой цели предостаточно.

         Если мы не привьем подросткам и молодежи в раннем возрасте любовь к растениям и домашним животным, то сложно будет привить в дальнейшем любовь к человеку и всему окружающему нас миру.

         Для успешного проведения профилактической работы в деле противостояния с безработицей, правонарушениями, болезнями поведения подростков и молодежи необходимо развивать у учащихся следующие наиболее важные качества: а) экономическая грамотность и, связанные с ней, организаторские способности и деловые качества; б) умение строить достойные межличностные отношения с окружающими лицами; в) укрепление физического здоровья. Все эти три основных утверждения взаимосвязаны друг с другом:

1.     Физическое здоровье человека полноценно формируется в процессе трудовой деятельности и  умением достойно устанавливать межличностные отношения.

2.     Трудовая деятельность успешно осуществляется при наличии собственного физического здоровья, экономической грамотности, организаторских способностей, и деловых межличностных отношений с окружающими лицами.

3.     Межличностные отношения благоприятно складываются в процессе партнерских отношений в трудовой деятельности и наличием благополучного физического здоровья.

Эти три положения в совокупности образуют медико-экономико-межличностный профилактический треугольник (МЭМ), регулирующий триединую проблему: развитие экономической подготовки, необходимой в сфере трудовой деятельности, укрепление физического здоровья, нужного в течение всей жизни, установление толерантных межличностных отношений, способствующих успешному общению и сотрудничеству с окружающей общественностью. То обстоятельство, что в стране    существует  безработица, правонарушения,   болезни поведения, интерес учащихся к учебе снизился за последние десятилетия, и, функционирующаяся система образования не в состоянии противостоять этим негативным явлениям обязывает педагогическую общественность, структуры образования внести коррективы в содержание школьного образования тем самым осуществить переход от школы получения знаний, не оправдавшая себя сегодня, к школе развития личности школьника. С целью улучшения сложившейся ситуации и совершенствования содержания среднего образования нами разработана система логически взаимосвязанных и взаимодополняющих специальных курсов (программы с пояснительной запиской): «Математика и   экономика», «Профилактика нарушений поведения школьников и студентов»., , «Культура межэтнических отношений школьников и студентов» для внедрения в практику преподавания в общеобразовательные учреждения, образуя при этом условно называемые Центры образования, развития, сближения и единения молодежи ( ЦОРСЕМ)

          В настоящее время  усилиями Управления образования г. Ставрополя  разработанные специальные курсы, получившие положительную экспертную оценку в Министерстве образования Ставропольского края, внедрены в практику преподавания в общеобразовательных школах города за счет регионального компонента (8ч).

         Для успешной работы с учащимися в указанном направлении, необходим создание координирующего института развития, сближения и единений молодежи (КИРСЕМ) на базе функционирующихся для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для преподавания указанных специальных курсов и проведения научных исследований, касающихся молодежи, включая исследования причин, порождающих правонарушения, безработицу, болезни поведения и их профилактику.

   Вопрос об открытии в регионах страны там, где это необходимо и целесообразно многоцелевого, межгосударственного, постоянно действующего, координирующего института развития, сближения и единения школьной молодёжи отвечает, прежде всего, интересам многонациональной Российской Федерации.

Отметим сразу же, что открытие КИРСЕМ связано с тем, что проблеме школьной молодёжи, требующей пристального внимания и объединения усилий всех заинтересованных сторон, не уделяется должного внимания ни в общеобразовательных школах, ни в вузах; они в учебном  процессе выполняют, прежде всего, собственные учебные цели. В этой связи крайне необходимо открытие самостоятельного, многоцелевого научно-исследовательского института для углубленного и всестороннего изучения и практической реализации комплекса вопросов (идей), касающихся молодёжи.

Функционирование КИРСЕМ предполагает тесное взаимодействие с образовательными учреждениями всех регионов страны .

 Стратегическая цель: на основе разработанных учебных программ и теорий: обеспечить развитие, сближение и единение многонациональной школьной молодёжи внутри страны, свести количество  правонарушений, безработицу, болезней поведения подростков и молодёжи к минимуму или исключить вообще, а в дальнейшем обменяться с накопленным опытом с зарубежными странами.

 Ниже приведем краткие пояснительные записки к этим программам,  обозначим  цели, задачи, ожидаемые результаты, практическую работу и методические рекомендации к ним.

                             Математика и экономика

       Известно, что экономика- это наука о рациональном ведении хозяйства,  изучает  производственные отношения, которые устанавливаются между коллективами в процессе производства продукции и ее распределения..

     Применение экономических знаний на практике способствует повышению эффективности труда, позволяет успешно выполнять плановые задания

.  Знание основ экономики, особенно в период развития предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров расширяет кругозор, вырабатывает государственный подход к своей трудовой деятельности. В связи с этим перед школой поставлен ряд важных задач с целью совершенствования школьного образования.

Выпускники образовательных учреждений, придя на производство,  должны отчетливо представлять экономические интересы своего предприятия, принимать участие в грамотном обсуждении вопросов экономики.

. Именно с помощью математики можно научить учащихся расчету простейших, но вместе с тем важных экономических величин. И в процессе обучения в вузе и в школе, и в самостоятельной трудовой деятельности учащихся курс учебника математики и весь процесс ее преподавания должен стать  тем стержнем, на котором основывается сознательное стремление и умение бороться за повышение производительности труда, экономию, профессиональную культуру.

         Учитывая, что за последние десятилетия возросла роль математики в решении народнохозяйственных задач, становится вполне очевидным, насколько важно использовать еще в школе воспитательные и познавательные функции предмета математики для экономического образования и воспитания учащихся. В этом случае и школьная математика станет инструментом познания реальной действительности, будет верным оружием в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду.

  Особое значение в современный период имеет активизация экономического образования и воспитания учащейся молодежи. Учащиеся общеобразовательных школ, колледжей, студенты техникумов и вузов – это будущие передовые труженики, новаторы производства, руководители трудовых коллективов и учебных заведений. Уже на школьной или студенческой скамье у них должны быть сформированы рачительное, хозяйское отношение к народному достоянию, к государственной и частной собственности

Цели:

1. Расширить представления и возможности учащихся в экономической       сфере и вырабатывать у них активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.

         2. Формировать у учащихся понимания роли математических методов при решении экономических задач, применение их в организации и управления производством, выделяя важность построения математических моделей при проведении экономического анализа.

         3. Развивать у учащихся интерес к изучению математики и ее возможных приложений в сфере практической деятельности.

 Задачи:

1. Ознакомить учащихся с основами экономических знаний, дающих возможность предвидеть свою роль, как на предприятии, так и во всем общественном производстве.

         2. Формировать у учащихся умения  и навыки по применению математических знаний, для решения простейших экономических задач производства (определять цену каждого грамма сырья или топлива, рационально использовать оборудование и материал, рабочее и свободное время, оценивать величину заработной платы, составлять простейшие калькуляции, определять ориентировочно величину производительности труда и рентабельности производства и т.п.).

         3. Способствовать учащимся понимание и необходимость научной организации труда и достижений научно-технического прогресса в предпринимательскую деятельность.

         4. Использовать экономико-математические методы с целью оптимального решения производственных задач.

         5. Давать учащимся сведения, необходимые для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

   Ожидаемые результаты:

         На основе поставленных задач предлагается достичь следующих результатов:

         1. Подвести учащихся к пониманию того, что успех в трудовой деятельности во многом зависит от грамотного проведения необходимых математических расчетов непосредственно на производстве и при проведении соответствующего экономического анализа производственных задач, для чего необходимо изучать специальные математические методы.

         2. Сформулировать у учащихся необходимые умения и навыки для применения полученных экономических знаний при решении задач с экономико-производственным содержанием.

         3. Достичь повышения уровня математического развития учащихся для решения прикладных задач с последующим проведением экономико-математического анализа экономических явлений и их взаимосвязей, интереса к изучению математики , к сожалению, несколько снизевшемуся за последние десятилетия.       

4. Ориентировать учащихся на понимание содержания экономической информации, излагаемой в экономической литературе, средствах массовой информации (радио, телевидение), грамотное использование справочной литературой, умению самостоятельно обосновывать свою точку зрения, активное участие в экономических вопросах в трудовой деятельности.

Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики места проживания, а также собственных взглядов.

                                 Программа

специального курса «Математика и экономика» для  учащихся 10–11 классов средних школ и колледжей (2–3 курс), – 72 ч

                                 10 класс (2 курс) – 36 ч.

1. Предмет и задачи специального курса «Математи­ка и экономика» – 2 ч.

2. Экскурсия на строительные или промышленные предприятия города – 4 ч.

3. Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих – 6 ч.

Повременная, сдельная, аккордная формы оплаты труда. Премии. Составление простейших калькуляций.

4. Понятие о научной организации труда – 2 ч.

5. Применение элементарных математических функций в экономических расчетах – 12 ч.

Линейные, дробно-линейные, квадратичные, показательные, степенные и логарифмические функции в экономическом анализе. Неравенства. Системы уравнений и неравенства. Проценты в экономике. Накопление. Погашение кредитов. Вычисление амортизационных отчислений.

6. Использование понятия производной в экономических расчетах – 8 ч.

Определение скорости роста или снижения производительности труда, себестоимости продукции, расхода материалов и т. п. с помощью понятия производной.

Эластичность функции. Динамика спроса и предложения на товары относительно их цен. Оценка сроков выполнения и перевыполнения производственных планов.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций при решении экономических задач. Расчет объема выпускаемой продукции, прибыли промышленного производства.

7. Семинарские занятия по итогам года – 2 ч. 

                                    11 класс, 3курс – 36 ч.

8. Вводное занятие. Ученические производственные бригады. Роль математики в экономическом образовании, влияние математических знаний трудящихся на повышение производительности труда – 2 ч.

9. Экскурсия на завод или фабрику – 4 ч.

10. Применение понятий о матрицах и их свойствах в экономике производства – 18 ч.

Матрицы 3-го порядка, их свойства, действия над ними. Вычисление определителей. Обратные матрицы. Решение системы линейных уравнений 3-го порядка с помощью матриц.

Межотраслевые связи производства. План выпуска валовой продукции. Определение себестоимости.

Определение занятости в производстве. Размер капитальных вложений.

11. Использование понятия об определенном интеграле и его свойствах в экономических расчетах – 6 ч. 

Составление производственных функций с использованием компьютерной технологии. Объем выпускаемой продукции. Запас товара. Амортизационные суммы. Определение средней производительности труда, среднего расхода сырья.

12. Экскурсия в вычислительный центр – 2 ч.

13. Семинарские занятия – 2 ч.

14. Лекция о выборе профессии – 2 ч.

Выбор экономического материала при разработке курса «Математика и экономика» был обусловлен в первую очередь необходимостью практического применения полученных знаний в повседневной жизни и трудовой деятельности и, являясь логическим продолжением обязательного курса математики, он нацелен на:

–     усвоение учащимися экономических знаний в процессе решения математических задач с экономическим содержанием;

–     углублённое изучение программных вопросов обязательного курса математики;

–     формирование у учащихся умений и навыков применения полученных экономических знаний в жизни и трудовой деятельности.

Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся во внеаудиторное время в форме разработок, докладов, рефератов (деловая игра, практическая работа) по следующим темам:

1.  Почему страны торгуют друг с другом?

2.  Роль государства в экономике страны?

3.  Как выгодно вложить деньги в ценные бумаги?

4.  Какую роль играют цены в экономике?

5.  Как влияют на уровень жизни изменения в экономике?

6.  Как и почему люди продают и покупают акции, облигации, ценные бумаги?

7.  Что такое инфляция и чем она вызвана?

8.  Выбор профессии предпринимателя.

9.  Чем занимается брокер, маклер, дилер?

10.Как сделать рубль конвертируемым? Лицензии, налоги, пошлины.

              После изучения курса «Математика и экономика»

учащиеся должны знать:

         - структуру и организационную деятельность предприятия, фирмы, содержание их производственной деятельности, хозяйственные и финансовые связи, распределение денежных доходов предприятия;

         - основные понятия экономики, их совокупность, содержание и взаимосвязь, нужных каждому выпускнику образовательной и профессиональной школы: производительность труда, себестоимость продукции, деньги, рентабельность, кредит, производственные фонды, национальный доход, норма времени, норма выработки, тарифная ставка, расценка, заработная плата, спрос и предложение, трудовые ресурсы, технический прогресс, режим экономики, продукция, качество продукции, прибыль, капиталовложения, амортизация, калькуляция, трудовой договор, трудовая дисциплина, рационализаторское предложение, цена, хозяйственный расчет, предпринимательство, рынок, конкуренция, инвестиции, валюта, бюджет, налоги, бизнес, ценные бумаги, инфляция, индексация, конвертируемость, реклама, лицензирование;

         - главные экономические зависимости между экономическими показателями: выручкой, доходом, издержками, себестоимостью, ценой, прибылью, спросом и предложением, заработной платой, рентабельностью, амортизацией, налогами, сырьевыми расходами;

         - как распределяется семейный бюджет;

         - как складываются и действуют экономические связи между предпринимателем и предприятием, между предприятиями, сведения о ценообразованиях, валютных операциях, торговле.

                                  Учащиеся должны уметь:

         - применять основные экономические понятия для анализа конкретной экономической ситуации, устанавливать логические связи между ними;

- рассчитывать экономические показатели на основе имеющейся информации о деятельности предпринимателя, фирмы, предприятия и проводить соответствующий экономико-математический анализ;

- рассчитывать заработную плату рабочего на основе проделанной конкретной работы в соответствии с существующими расценками;

- составлять простейшие калькуляции на основе поэтапно проделанных работ с соответствующей оценкой стоимости конкретной продукции (мороженое, пирожки, пирожное, хот - дог, сувлаки);

- формировать собственную позицию по поводу экономических процессов предприятия, фирмы, экономической политики, проводимой государством.

               Рекомендации по методике преподавания:

 Программа рассчитана на усвоение основного содержания курса на уроке. Вместе с тем, в зависимости от степени сложности задачи, содержания экономических понятий и возрастных особенностей учащихся решения задач осуществляются различными методическими приемами и формами обучения, включая лекционную форму подачи наиболее фундаментальных положений, изложение материала в виде диалога, проведение условных, моделирующих конкретные экономические ситуации практикумов, закрепляющих полученные теоретические сведения из экономики.

 Сущность разработанной нами методики решения задач по математике с экономическим содержанием раскрывается в процессе подачи учебного материала через задачи. Широко можно использовать технологии проблемного и развивающего обучения, привлекать учащихся к составлению задач на местном материале.

                      Формирование элементарных экономических знаний

       На занятиях большую роль мы отводили решению системы практических задач с экономическим содержанием, основываясь на том, что решение задач является основной формой организации процесса обучения. Эта система логически взаимосвязанных задач с экономическим содержанием (в экономике все взаимосвязано) в нашем исследовании построена с учетом:

а)   реализации межпредметных связей математики с предметами социально-экономического цикла в курсе средней школы и колледжей, позволяющих достигнуть единства воспитания экономической грамотности учащихся и повышения уровня математического развития при решении экономико-практических задач;

б)      логической последовательности введения экономических понятий в содержание систем задач по математике, способствующей усвоению, как экономических понятий, так и раскрытию взаимосвязей экономических  явлений на базе анализа практических ситуаций для выработки у учащихся вполне законченного и отчетливого представления об экономических явлениях. В связи с этим возникла необходимость выявления методических особенностей решения задач с экономическим содержанием.

Однако при исследовании межпредметных связей в экономическом аспекте по всем предметам общеобразова­тельного цикла в курсе средней школы и колледжей мы стремились строго учитывать логику построения научных основ этих дисциплин, объем и содержание экономи­ческого материала по разным предметам, чтобы выявить условия и возможности более полного и эффективного использования их при построении курса «Математика и экономика» для усиления в целом практической направленности среднего матема­тического образования, а именно:

          1. Воспитания экономической грамотности учащихся с целью привития им знаний и умений анализировать практические экономические ситуации.

2. Повышения уровня математического развития учащихся при решении задач с производственным содержанием.

Решение этих двух задач в курсе математики можно осуществить через систему логически взаимосвязанных математических задач с экономическим содержанием в сочетании с проведением глубокого экономико-математического анализа экономических явлений в конкретных условиях производства.

В процессе разработки в системе математических задач с экономическим содержанием возникла необходимость систематизации экономических понятий, вводимых в условия задач.

Систематизация этих понятий осуществлялась следующим образом:

          а)   составлялись условия задач так, чтобы сущность вводимых экономических понятий раскрывалась условием самой задачи;

б)   проводился элементарный экономический анализ тех ситуаций, которые отражены в условии самой задачи. Под экономическим анализом мы понимаем с одной стороны выявление логических связей между экономическими понятиями, с другой - на базе анализа экономических явлений, описанных в условии  задачи, определение взаимосвязей этих явлений. Это обстоятельство положено нами в основу экономико-

математического мышления учащихся.Отметим, что главными факторами воспитания экономической грамотности учащихся являются:

а)   выяснение содержания экономических понятий и установление их логических связей;

б)  умение проводить теоретический экономический анализ экономических ситуаций;

в)   умение проводить количественный экономико-математический анализ экономических явлений.

В результате анализа методики решения прикладных задач мы выявили, что решение прикладных задач состоит из трех этапов: формализации, решения математической модели и интерпретации.

        Все три этапа решения прикладных задач ярко проявляются и при решении задач с экономическим содержанием. При решении задач с экономическим содержанием на этапе формализации происходит переход от реальной экономической ситуации к адекватной экономико-математической модели. Построение самой экономико-математической модели зависит, прежде всего, от структуры самой задачи, от взаимосвязей между компонентами, которые даны в условии задачи. Если зависимости между экономическими компонентами простые, то составление экономико-математической модели не вызывает у учащихся затруднений.

        На этапе формализации для перехода от реальной экономической ситуации к построению адекватной экономико-математической модели учащиеся должны выявить взаимосвязи между компонентами, которые приведены в условии задачи, уметь выразить их математическими символами, и чем сложнее условие задачи, тем сложнее взаимосвязи между компонентами, как в математическом, так и в экономическом плане. В результате повышается уровень математического развития и экономической грамотности учащихся, воспитывается умение пользоваться математическим аппаратом, находить новые приемы решения этой модели, если известные им методы решения являются не совсем рациональными, и т.д.; математических способностей учащихся в теоретико-математическом аспекте.

На этапе интерпретации у учащихся воспитывается умение провести подробный анализ экономических явлений, описанных в условии задачи, выявить соответствие полученных результатов смыслу экономической задачи, оценить и осмыслить значение данных экономических факторов для практической деятельности людей, предсказывать и осознавать пути улучшения экономических факторов, устранения недостатков.

Профилактика нарушений поведения школьников и студентов

       

        Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, направленного для удовлетворения собственных моральных и материальных потребностей.

      Образ жизни – многогранное и очень ёмкое понятие, которое включает в себя вопросы жизнеобеспечения человека, условий труда, быта и отдыха, наличие или отсутствие вредных привычек и внешних факторов, способных нанести вред состоянию здоровья.

 Здоровый образ жизни – осознание в своей необходимости постоянного выполнения гигиенических норм и правил, профилактических мер, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья при наличии определённых знаний в этом направлении.

Весь смысл благополучия в жизни и здоровья каждого из нас заключается в понимании и осмыслении необходимости ведения здорового образа жизни, систематического проведения лечебно-профилактических мер по укреплению собственного здоровья, правильного питания, соблюдения гармонии с окружающей средой, общественностью и следования этому наставлению в течение всей сознательной жизни. Мы сами порождаем свои болезни образом жизни и неправильным питанием, разрушая собственный организм. Надо сделать так, чтобы каждый школьник мог, как можно больше знать о своём организме, овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддержать его в должном порядке».

Особое место в жизни подростков и молодёжи занимают так называемые болезни поведения, обусловленные негативными последствиями воздействия на организм факторов риска, возникающих во взаимоотношениях человека и социальной среды. Самыми значительными сегодня в этом перечне заболеваний является своеобразный «тройственный союз»: триединая эпидемия наркомании, венерических заболеваний и вируса иммунодефицита человека, вызывающий синдром приобретённого иммунодефицита (ВИЧ/СПИД), охвативший многие страны в 90-х годах и с успехом продолжающийся в настоящее время. Наносимый ими ущерб человечеству сопоставим с самыми большими социальными потрясениями и катастрофами.

В России длительное время не существовало проблемы наркомании, что привело к утрате бдительности и пренебрежению необходимости проведения профилактических мер, препятствующих распространению наркотиков, особенно среди подростков и молодёжи. В результате, за последние 10 – 15 лет, наркомания среди несовершеннолетних подростков стала возрастать. Несмотря на то, что работники образовательных, медицинских и других учреждений совместно с родительской общественностью делают всё возможное по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), наркомания среди подростков не снижается. Всё это вместе взятое вызывает большую озабоченность у общественности.                                              

Принимаемые меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодёжи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы.

Известен неоспоримый факт, что ведущее место в борьбе с болезнями поведения должно отводиться их профилактике. В общее противостояние с таким социальным недугом как болезни поведения вовлечены семья, образование, здравоохранение, правоохранительные органы. Каждая из этих структур выполняют свои задачи в общей профилактике болезней поведения. Причём отношение к проблеме болезней поведения государственными структурами крайне неоднозначно. Так, например, родители считают, что этой проблемой должны заниматься образование, медицинские и правоохранительные учреждения; учителя видят в проблеме нарушение социальной среды, а потому ведущую роль отводят медицинским учреждениям и правоохранительным органам; врачи считают болезни поведения заболеванием и их прямая задача – лечить, критикуя недоработки в этом направлении школу, семью, органы правопорядка и, наконец, правоохранительные органы считают, что их главная задача воспрепятствовать  незаконному обороту наркотиков в социальной среде, отводя при этом первопричины болезней поведения на недостаточную работу семьи и школы. Каждый из них может помочь общей беде лишь частично в силу собственной занятости и долгу работы, преследуя, в первую очередь, свои учебные и производственные цели, что, в конечном итоге приводит к сваливанию друг на друга и самоотстранению от решения главной проблемы.

Следует отметить, что государственные институты каждый в отдельности расходует значительные денежные средства на профилактику болезней поведения, но проблема в целом не решается, она только усугубляется и не может быть эффективной, так как их внимание акцентируется на следствии возникновения болезней поведения, а не на первопричину.

Причины возникновения болезней поведения подростков и молодёжи являются следствием личностной неполноценности: отсутствие должного экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, неумение строить достойные межличностные и межэтнические отношения, слабое физическое здоровье, столь необходимых в условиях рыночных отношений, а в целом отсутствие ценностей и целей, жизненных приоритетов и ориентиров, безработица, безысходность, низкий уровень жизни, отсутствие перспективы, неустроенность, неумение трудиться, правильно и рационально организовать свой досуг.

Сказанное делает необходимой коренную перестройку всей образовательной и воспитательной работы в современной школе. Важно понять: мы живём не только в эпоху великих социально-экономических преобразований. Мы живём в мире, где есть болезни поведения, требующие принятия комплекса мер по их профилактике.

В информационной деятельности по профилактике и борьбе с болезнями поведения необходим решительный поворот от проведения отдельных мероприятий просветительского характера к систематической, регулярной работе среди школьной и студенческой молодёжи

 Цели:

           1.Расширить возможности учащихся иметь широкое представление о собственном организме, о тех функциональных изменениях, происходящих в организме с учётом возрастных особенностей, о существовании различного рода болезней поведения и их негативные последствия для организма.

         2.Формировать у учащихся понимание важности систематических профилактических мер для поддержания организма в должной форме, следить за показателями изменений, происходящих в человеческом организме (кровяное давление, наличие сахара и холестерина и др.).                                                          Задачи:

1.        Расширить научный кругозор учащихся в области болезней поведения.

2.        Рекомендовать учащимся следить за собственным организмом и поддерживать в должном порядке.

3.        Формировать у учащихся понимание о вреде использования психоактивных веществ для собственного организма.

4.        Оказать противодействие распространению наркотиков, инфекционных заболеваний (ВИЧ/СПИД и др.) в Ставропольском крае и по стране.

5.        Формировать у учащихся устойчивые убеждения о последствиях наркомании и её влиянии на преступность и правонарушения.

6.        Способствовать развитию сети реабилитационных лечебно-профилактических центров для наркозависимой молодёжи.

7.        Формировать умения и навыки осуществлять периодическое очищение организма для нормального функционирования органов, своевременное проведение необходимых профилактических мер.

 Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:

           1.Повышение эффективности мероприятий по профилактике нарколечения и реабилитации наркозависимой молодёжи.

            2.Снижение уровня потребления наркотиков в немедицинских целях.

            3.Снижение уровня преступности и правонарушений.

            4.Снижение уровня незаконного оборота наркотиков.

            5.Улучшение взаимодействия между государственными организациями, организациями местного самоуправления и общественными организациями по профилактике наркомании среди подростков и молодёжи.                      

Практическая работа (6 часов):

1.     Измерение кровяного давления. Измерение наличия глюкозы в крови с помощью глюкометра (2 часа).

2.     Экскурсия в диагностический центр для измерения холестерина в крови (2 часа).

3.     Экскурсия в кардиологический центр для измерения электрокардиограммы сердца и головы (ЭКГ и ЭКГГ) (2 часа).

      Программа специального курса «Профилактика нарушений поведения школьников и студентов» ( 36часов).

1. Медицинское образование и воспитание учащихся      (2 ч.).                                                                                                         Общая   информация   о   состоянии   здоровья, правильное питание.

2. Сердечно   -   сосудистая   система      организма  и   ее лечение (4 ч.).

Основные факторы риска болезней сердца. Изменяемые и неизменяемые факторы риска. Врожденные пороки сердца. Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок.  Болезни и расстройства: стеноз, транспозиция, синдром гипоплазии левых отделов сердца, атеросклероз, инсульт, инфаркт миокарда, миокардит, перикардит. Болезнь периферических сосудов. Ревматическая болезнь сердца. Лечение сердца и сердечно - сосудистой системы.

3. Желудочно-кишечная система организма и ее лечение (4 ч.).

Врожденные пороки. Атрезия пищевода с образованием пищеводно-трахеального свища. Болезни и расстройства: аппендицит, целиакия, желчнокаменная болезнь, холецистит, цирроз печени, раковые заболевания пищевода, желудка, толстой и прямой кишок, гастрит, геморрой, гепатит, рак печени, полости рта, поджелудочной железы, панкреатит, перитонит, язвенный колит. Лечение желудочно-кишечной системы.

4.    Эндокринная  система  организма  и  ее  лечение   (4 ч.).

Болезни и расстройства: болезнь Аддисона, врожденная адреналовая гиперплазия, синдром Кушинга, сахарный и несахарный диабет, зоб,  болезнь Грефе, гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз, рахит, рак щитовидной железы, тиреоидит.

5. Инфекции и венерические заболевания организма и их лечение (6 ч .).

Вирусные инфекции: гепатит А и В, герпес, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), коревая краснуха, опоясывающий лишай, дифтерия, корь, коклюш, столбняк, ветряная оспа, пародонтоз. Болезни, передаваемые половым путем: хламидии, гонорея, сифилис, СПИД.

6.. Нервная система организма и ее лечение ( 4 ч.)

Болезни и расстройства: паралич, эпилепсия, менингит, болезнь Паркинсона.

7. .Психические заболевания организма и их лечение ( 4 ч.)

Болезни и расстройства: тревожные состояния, расстройство питания и настроения, психопатические расстройства.

8. Наркотики  и  последствия  их употребления ( 4 ч. )

Опиаты,  каннабиноиды ,  амфетамины,  экстази, галлюциногены, ингалянты , ПАВ. Профилактика нарушений  поведения.

9. Полная система очищения организма (4 ч ).

Очищение  печени, кишечника, почек, желчного  пузыря, крови, всего организма от шлаков и солей,  очищение с помощью лекарственных растений и саун.

                                  Методические рекомендации:

       Методы организации занятий должны быть представлены преимущественно лекционно-семинарскими и практико-ориентированными. При изучении тем «Сердечнососудистая система», «Кровь и иммунная система» необходимо ориентировать учащихся, следить за функциональными возрастными изменениями организма и уметь измерять кровяное давление, наличие сахара и холестерина в крови, как в домашних условиях, так и в стационаре. При изучении болезней поведения должны быть соблюдены конфиденциальность,  тактичность и аккуратность. 

   Культура  межэтнических отношений

       В Российской Федерации проживает около 180 этносов и представляет сложную этническую структуру. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.     

      Выпускники общеобразовательных школ,  придя на производство или продолжая образование в вузе приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и  взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому для того, чтобы молодежь, обучающаяся в полиэтническом регионе, могла управлять национальной сферой своего поведения в процессе обучения и будущей трудовой деятельности должна овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов- важное требование времени.

          В процессе успешной организации трудовой деятельности на рынке труда  важная роль должна быть отведена установлению деловых, партнёрских,  достойных межличностных отношений в деле сотрудничества на основе     взаимного уважения и понимания национальных особенностей и традиционных ценностей: воспитания, образования, культур, политических и религиозных взглядов.

Необходимо еще в школе, в старших классах дать учащимся такие сведения, которыми, в силу обратной связи, они могли бы воздействовать на мировоззрение своих родителей (например, при выборе профессии, при обустройстве семейного быта и т.д.). Выработать и воспитать у выпускников такие качества, чтобы они могли в будущей трудовой деятельности, попав в коллектив, определенным образом влиять на него, научить их строить правильные отношения с окружающими.

     Естественно на данном этапе развития нашего общества, следует особо обратить внимание на развитие в детях таких качеств, как ответственность, благородство, порядочность, деловитость,  умение дружить и так далее. Следует пробуждать у учащихся желание узнать о жизни своих предков: чем они занимались (очень часто это отражается – в фамилиях), где жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем можно помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь довольно часто это тоже передается по наследству.

Наши учащиеся находятся в том возрасте, когда с ними следует говорить о браке, о создании семьи. Воспитатель должен помочь ребятам избавиться от определенных недостатков или развить какие-то достоинства еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, влияет на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитывают своих детей. Убеждены, что одной их  важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супруга изменить, или, во всяком случае, смягчить недостатки своего характера, хотя эти качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. Иногда даже причину развода так и указывают – несходство характеров. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. В праве ли учитель безучастно стоять в стороне?          Цели:

1.Формировать у учащихся понимания собственного эволюционного развития рядом проживающих народов со своими особенностями, национальными традициями, культурой и при установлении межличностных и межэтнических отношений воспринимать это как есть.

2.  Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка менталитета рядом проживающего народа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий.

Задачи:

1. Расширить научный кругозор учащихся в области истории и этапов развития народов Северного Кавказа и Российской Федерации.

2. Обучать школьников и студентов национальным традициям рядом проживающих народов на Северном Кавказе.

3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления достойных межличностных и межэтнических взаимоотношений.

4.  Подведение учащихся к пониманию личностных черт характера народов Кавказа (достоинства, недостатки, привычки, болезни, воспитание, образование).

5. Осуществлять патриотическое, религиозное воспитание школьников и студентов                   

 Ожидаемые результаты:

1.                      Подвести учащихся к пониманию того, что у каждого народа свое исторически сложившееся эволюционное развитие и на основе этого свои национальные особенности, традиционные ценности.

2. Сформулировать у учащихся знания, умения и навыки строить правильные межличностные и межэтнические отношения, для чего надо знать, понимать и изучать культуру друг друга.

3. Достичь понимания учащихся о достойном поведении в обществе, о недопустимости разжигания национальной розни независимо от собственных взглядов и религиозных убеждений, о необходимости заняться общественно-полезным трудом для собственного блага.

Программы специального курса «Культура межэтнических отношений» школьники ( 10-11 классы ), студенты ( 1-2 курсы ), всего 36 часов.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений» (2 ч.)

Исторические этапы развития народов России и Северного  Кавказа. Этнополитические процессы в России и на Северном Кавказе. Национальная политика российского государства.

Тема 2. Особенности национального характера, культурных традиций народов, проживающих в России (4ч.) 

Национальная психология: сущность и содержание национального характера. Этническая  идентичность и ее формы, предубеждения, этнические предрассудки, стереотипы.

Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих в Российской Федерации и на Северном  Кавказа  (14 ч.)

Культура и традиции: русского, греческого, осетинского, дагестанского, черкесского, чеченского, ингушского, калмыцкого, армянского, грузинского, немецкого,  и других народов, проживающих в России..

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность (8ч.)

Культура личности. Этикет. Культура межнационального общения. Культура поведения. Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения. Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения.

Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических  отношений (4 ч.)

Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания. Факторы, влияющие  на социализацию молодежи в полиэтничном регионе. Институты социализации. Роль среды в процессе социализации.

Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса            «Культура межэтнических отношений»  (  4 ч.)

Выступление преподавателя и учеников на темы:  1.О достойном поведении в обществе»,2.О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы.

                              Практическая работа:

1. Сотрудничество молодежи Ставропольского края и РФ  и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

2. Межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края  со странами Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока по вопросам религиозного учения.

                      Методические рекомендации:

         Методы организации занятий могут быть представлены преимущественно проблемно-поисковыми и лекционно-семинарскими. При изучении вопросов «Развитие личностных качеств, межличностных отношений, религиозных взглядов и убеждений» следует акцентировать внимание учащихся на то, что у каждого народа имеются как достоинства, так и недостатки,  не конкретизируя ситуацию, о каком народе идет речь, если даже преподавателю об этом известно.

     В заключении отметим, что при применение разработанной системы логически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга специальных курсов в практике преподавания и использовании соответствующих рекомендаций, все негативные явления в обществе вполне решаемы и преодолимы.

Музенитов Шота Алексеевич

Кандидат педагогических наук

Доцент

Директор Российско-греческого  межвузовского и межшкольного Центра развития, сближения и единения школьников и студентов, преподаватель математики Института Дружбы народов Кавказа.

к.т. 8.865.2.34-05-26;  сот. 8.865.2.921-395

E-mail: muzenitov-shota@yandex.ru

355035 г. Ставрополь, пер.Садовый, д.11

Связь-по контактному телефону или электронной почте