бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе бесплатно рефераты

Другой тип ретроспективной игры - это маршрутная игра, или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им "попадаются" в путешествии.

В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурсных играх нет явных ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Тогда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной (или маршрутной) одновременно.

Приведенная выше классификация исторических игр основана, по меньшей мере, на трех критериях - характере ролей участников (очевидцы или налги современники), времени воображаемой ситуации на занятиях (тогда или сейчас), жесткости сценария (программы) и степени импровизации детей в игре.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведений и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Теперь обратимся к основным этапам исторической игры. Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж участников, покупаются и подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы, оборудование. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, так как именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрителей, то есть на весь класс.

На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются Оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц-интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Урок дискуссия.

Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный признак - межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их проведения, задач и направленности обсуждения.

Первый тип - это структурированная, или регламентированная дискуссия. Название говорит само за себя, ибо на подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения.

Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что "малые" группы изучают какую-либо "частную" проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.

В начале урока учитель формулирует общую проблему занятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает возможные гипотезы по ее решению. Гипотезы рассматриваются под углом зрения небольшой проблемы, исследованием которых ребята и занимаются. Учитель определяет и регламентирует и структуру малых групп, и структуру тех знаний, которые каждая группа должна "добыть" в ходе урока.

Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению, высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюдатель дает оценку участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (движения, партии, слоя и др.).

Суть урока такого типа заключается в обсуждении проблем (вопросов) с позиций "очевидцев" событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Часть ребят представляет современных экспертов, и поэтому имеет более поздние оценки исторических событий. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии. Группы в этой дискуссии, как правило, довольно большие, поэтому целесообразнее давать задания участникам по рядам.

Целый ряд дискуссионных уроков может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и "аудитории". К ним относится занятие по типу "круглого стола", где небольшая группа участников дискуссии обсуждает проблему, весь класс участвует в обмене мнениями. Учитель истории также может провести заседание экспертной группы, где ученики выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях.

При организации дискуссионного занятия учитель должен себе четко представлять его этапы и ход. Вводный этап заключается в подготовке и включении всего класса в дискуссию. На этом этапе формулируется и записывается на доске проблема (тема), намечаются узловые моменты изучения, проговариваются возможные точки зрения. В то же время вводная часть - организационный этап, поэтому здесь определяется регламент проведения дискуссии, правила и условия, проводится инструктаж участников, распределяются роли и раздается необходимый дидактический материал.

Именно во время вводного этапа дискуссии учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию. Это можно сделать различными путями: углублением и расширением проблемного вопроса, поиском новых граней решения проблемного вопроса, сопоставления различных вариантов гипотез и ответов.

Второй, основной этап дискуссии заключается собственно в диалоге учащихся, который должен быть как можно более конструктивным. На этом этапе учитель практически не говорит, лишь поясняет высказывания учеников, если это необходимо. Учитель фиксирует на доске пункты программы обсуждения, делает краткие резюме, подчеркивает различия и сходства между мнениями. Педагог умело "гасит" слишком жаркие споры и дает возможность высказаться каждому ученику.

В то же время учитель держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников. Особое значение придается на этом этапе работе в группах, поэтому учитель должен равномерно по силам распределить учеников и равнозначно им помогать в дискуссии.

На последнем этапе дискуссии подводятся итоги обсуждения. Делается резюме по теме из сказанного; кратко дается обзор полученных фактов и мнений; суммируются обсуждаемые проблемы; обсуждаются пути применения результатов и перспективы изучения темы. Анализируется сам ход обсуждения: учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый вывод; выявляются наиболее активные и пассивные участники урока. На этом же этапе выставляются оценки, и дается домашнее задание.


2.3. Методика констатирующего эксперимента


В предыдущих главах данной работы были изложены методические рекомендации к преподаванию истории, охарактеризованы особенности усвоения знаний учащимися шестого класса и пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира.

На примере двух уроков попробуем проследить, каким образом можно применить вышеизложенные теоретические положения (рекомендации) на практике.[36]


Комбинированный урок по теме: Искусство Древнего Египта.

Одним из важнейших условий эффективности урока является определение его целей. В данном случае целью урока является:

- раскрыть характерные особенности искусства Древнего Египта, которое отражало занятия населения, социальное и государственное устройство страны, религиозные верования египтян.

- показать, как властвующий класс использовал искусство Древнего Египта для укрепления своей власти.

В развязывании этих задач учитель должен опираться на элементарное знание языка искусства, приобретенного учащимися во время изучения литературы и изобразительного искусства. Таким образом, на практике воплощается в реальность одно из требований преподавания истории - использование в преподавании знаний и умений, полученных учащимися во время изучения других предметов. Использование межкурсовых связей помогает ученикам быстрее овладеть историческими знаниями и умениями работать с историческим материалом, а, следовательно, повышается эффективность преподавания истории.

Следующим структурным элементом урока истории является актуализация опорных знаний учащихся или проверка домашнего задания. В основном опрос следует проводить по материалу предыдущего урока. Учащимся для ответа задаются следующие вопросы, какие научные знания возникли в Древнем Египте? Как они возникли? Какое значение имели научные знания для развития хозяйства страны? Как возникла письменность в Древнем Египте? В чем ее отличие от нашей письменности? и др.

Таким образом, учитель достигает двух целей, во-первых, происходит повторение ранее изученного материала, во-вторых, учитель оценивает знания отдельных учащихся, выясняет, какой объем материала уяснили учащиеся? Какие вопросы вызвали у учащихся затруднение, с чем это связано, и если причиной стали недостатки преподавания, он старается их ликвидировать.[37]

Далее приступает к изучению нового материала. Изучение искусства Древнего Египта, можно начать с литературы. Так как некоторые литературные отрывки уже использовались на предыдущих уроках, как источники исторических знаний, учащимся можно предложить назвать жанры литературы Древнего Египта, с которыми они уже ознакомились (сказания, песни, рассказы об увиденном, поучения). Таким образом, реализуется требование об осуществлении повторения ранее изученного материала.

Характерной чертой эффективного урока, является активная познавательная деятельность учащихся на уроке. С целью организовать такую деятельность учитель предлагает ученикам ознакомится с повестью о Синухете и ответить на вопросы: какие стороны жизни Древнего Египта в ней отражены (страх перед фараоном, опасность путешествия по пустыне, захватнические войны, вера в загробную жизнь, строительство гробниц), о каком характере войн она свидетельствует? В чьих интересах велись эти войны? и т.д.

После ознакомления с еще несколькими литературными произведениями Древнего Египта, учитель предлагает учащимся сделать вывод: о чем рассказывает литература Древнего Египта?

Ознакомление с литературой готовит шестиклассников к изучению изобразительного искусства, архитектуры. Как бы ни была важна организация на уроке познавательной деятельности учащихся, ее нельзя противопоставлять устному изложению материала учителем, поэтому важно организовать познавательную деятельность учеников в процессе устного изложения учителем материала. Одним из путей решения этой проблемы является придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей", или же "участников" событий и явлений. Из множества приемов конкретизаций, применяемых в процессе устного изложения наиболее приемлемым на данном уроке является рассказ в форме "экскурсии" по Древнему Египту. С этой целью учитель заранее должен подготовить необходимый иллюстративный материал и карту с обозначенными на ней памятниками Древнего Египта.

Поднимаясь вверх по Нилу "проезжаем" мимо памятников. Рассказываем, что во II тысячелетии до н.э. прекратилось строительство пирамид и местом погребения фараонов стали усыпальницы, вырубленные в скалах "Долины царей" на левом берегу Нила, вблизи города Фив. Через узкий, пробитый в скале, проход ведем учеников "на экскурсию" к гробнице.

В гробнице царствует глубокий мрак. Посредством фонаря рассматриваем отдельные ее части, используя при этом иллюстрации. В глубине содержится гроб - саркофаг, в котором лежит мумия. На веке гроба изображено лицо покойника - чтоб "душа" умершего, возвращаясь из суда Осириса, могла найти свое тело.

В темноте виднеется изваяние человека. Это изваяние умершего хозяина гробницы. Иногда фигуру умершего изображали в такой позе, чтоб можно было догадаться, чем он занимался при жизни.

Рассказываем об изображениях на стенах гробницы. Выясняем характерные особенности изображений. Отмечаем, что изваяния рабовладельцев - портретные. Это делалось для того, чтобы душа умершего, возвратившись после суда Осириса, могла найти "свою" мумию или изваяние.[38]

Египтяне достигли высокого мастерства в портретном изображении человека. Особенно знаменитые скульптурные портреты царицы Нефертити при этом нужно продемонстрировать учащимся подготовленную иллюстрацию. Лица простых людей воспроизводили не очень тщательным образом, но обязательно показывали, что эти люди старательно выполняют работу для своего господина и после его смерти.

Продолжаем "путешествовать". Утверждением безграничности царской власти и всесилия, богов в древнем Египте были храмы.

Проезжая по Нилу, рассматриваем последовательно храмы в Ахетатоне, Фивах, Эдфу и на острове Филе. Отмечаем их общие черты: пилоны и изваяния фараонов перед ними, узкий вход между пилонами, колонный зал храма за которым находится святилище - "дом" богов.

Подъезжаем к пристани. Аллея поставленных на постаменты сфинксов ведет нас к храму, у входа в который стоят колоссальные изваяния фараона (демонстрируем соответствующую иллюстрацию).

Входим в колонный зал. Здесь царит таинственная полутьма, образованная колоссальными каменными колоннами - столбами, которые стоят близко друг от друга и имеют форму пучка папируса или раскрытого лотоса.

Объясняем, что камень в древнем Египте был важнейшим строительным материалом для храмов. Каменные глыбы обрабатывались, им предавали нужную форму; ставили их один на другой, образовывая стены и колонны.

Колонны и стены храмов были покрыты изображениями, которые прославляли фараонов и показывали их наравне с богами.

Заканчиваем "путешествие" в Нубии. Фараон Рамсес II, завоевав эту страну, построил здесь пещерный храм Абу-Симбел. Предлагаем ученикам внимательно рассмотреть на соответствующей иллюстрации всемирно известный храм. Объясняем, что возле ног изваяния фараона изображены его дети, а у подножия стоят живые люди. В сколько раз они меньше изваяния? Изваяния огромные, торжественные. Они призваны передать величие, божественность фараона, нерушимость его власти.

Что должны чувствовать древние египтяне в храмах и возле огромных изваяний? Храмы и изваяния прославляли и возвеличивали фараонов, навеивали на людей мнения об их слабости, униженности перед земным богом - фараоном и перед другими богами. С какой целью и в чьих интересах сооружались храмы?

Так раскрывается рабовладельческий характер искусства древнего Египта: литература, архитектура, изобразительное искусство.

В данном случае, чем ярче, образней будет рассказ преподавателя, тем выше будет коэффициент усвоения знаний учащимися.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6