Аудиовизуальные средства обучения
У современного человека уже не вызывает
удивления наличие в кино- и видеофильмах многоканального звука; он воспринимает
это как само собой разумеющееся. Однако для этого понадобился труд множества
ученых и инженеров, занимавшихся разработкой звукового оборудования и
технологий записи и воспроизведения звука. Сменилось несколько поколений
аппаратуры, прежде чем появились звукотехнические комплексы, способные
реализовать качественную многоканальную звукопередачу.
Во время премьеры «Прибытия поезда»
братьев Люмьер в 1896 году за экраном была установлена специальная машина,
имитировавшая грохот поезда. И в дальнейшем киносеансы шли под аккомпанемент
рояля. При этом музыка была призвана, в первую очередь, заглушить сильный треск
проекционного аппарата.
Первоначально делались попытки ввести звук
в кино с применением механической записи (сочетание изображения с грамзаписью музыки),
но из-за многих недостатков, в частности, невозможности обеспечить полную
синхронность звука с изображением, эта система не прижилась. В 1906 году Юджин
Лост патентует систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленке.
Эта система обеспечивает полную синхронность звуков и изображения. В 1924 году
выходит фильм «Певец джаза», который становятся пионером звукового кино.
Возникнув как технический аттракцион
«живая фотография», кинематограф вскоре разделяется на художественное,
хроникальное и научно-популярное кино. Учебное кино, один из видов научного
кино, стало развиваться сразу после изобретения кинематографа. В 1898 во
Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления учебного кино
характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство
учебных фильмов началось в США, где Т.А.Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и
«Лягушка». Новый этап в истории учебных фильмов связан с созданием
кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино. В 20-30-е проводились исследования
закономерностей восприятия и структуры фильмов путём массового эксперимента,
давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания
учащихся. С конца 40-х гг. учебные фильмы создаются по всем курсам средней и
высшей школы, многотысячными тиражами.
Первые сведения об учебном кино в России
относятся к 1897 году, в этом году в Петербурге показывались учебные киноленты.
С 1907 года учебные фильмы - «Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз»
- демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась
микрокиносъёмка, в «Опытах с жидким воздухом» - натурная съёмка в научной
лаборатории.
В конце XX - начале XXI века
образовательные фильмы стали показывать по телевидению и приобрели еще большую
популярность.
Телевидение (греческое tele - далеко и латинское video - вижу) - область науки,
техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных
объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип
последовательной передачи элементов изображения, согласно которому в пункте
передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность
электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих
сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное
преобразование (синтез изображения). Телевизионный тракт (от света до света) в
общем виде включает в себя следующие устройства:
1. Камера. Объектив проецирует
изображение на светочувствительную поверхность. Схема развертки по строчкам
считывает яркость элементов изображения. Сначала передаются нечётные строки
(1-е поле), затем чётные (2-е поле). Информация о цвете передаётся на
поднесущей частоте. Так формируется кадр полного цветного телевизионного
сигнала (ПЦТС).
2. Передатчик. Сигнал радиочастоты
модулируется телевизионным сигналом и излучается в эфир. Звук передается на
отдельной частоте тоже в частотной модуляции.
3. Приёмник - телевизор. С помощью
синхроимпульсов содержащихся в ПЦТС телевизионный кадр разворачивается на
экране, в точном порядке следования строк изображения.
До 30-х гг. 20 века телевидение
развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических
устройств. В системах механического ТВ для формирования видеоизображения
применялся электромотор, вращающий диск Нипкова со специальными отверстиями в
нём. Телепередатчик из-за этого получался громоздким и шумным. В России первая
заявка по передаче цветного изображения на расстояние была подана в 1899 году
выпускником Петербургского электротехнического института Александром
Полумордвиновым. Изобретение базировалось на теории трехкомпонентного
цветовосприятия с последовательной передачей сигналов изображения. Между
передатчиком и приемником предусматривалось наличие проводной связи.
Бурное развитие систем радиосвязи, и
телевидения в частности, оказалось возможным благодаря достижениям радиотехники
в области средств усиления слабых сигналов. После изобретения Ли де Форесом в
1906 году радиолампы-триода возникла и стала стремительно развиваться новая
промышленная отрасль - радиоэлектроника.
Телевидение изобретено в России,
профессором Петербургского технологического института Б.Л.Розингом, который в
1907 году представил первую пробную электронную систему телевидения (приемная
ЭЛТ Розинга). Практически вплоть до 30-х гг. XX в. телевидение развивалось по
пути использования оптико-механических устройств.
Работы Розинга продолжил его талантливый
ученик Владимир Зворыкин, проживающий в то время в США. Кроме кинескопа -
основного узла современного телевизора, - ему принадлежит разработка иконоскопа
- главного узла телевизионной электронной камеры. В 1932 году «Радио корпорейшн
оф Америка» продемонстрировала телевизионную систему, в которой применялось
только электронное сканирование. Приёмной трубкой в телевизионном приёмнике
служил кинескоп (от греческого «кинео» - «привожу в движение» и «скопео»), а
передающей в телекамере - иконоскоп.
До 60-х годов отечественное телевидение
было чёрно-белым, хотя Зворыкин еще в 1928 году получил патент на систему
цветного телевидения: экран кинескопа покрывался зёрнами люминофора трёх
сортов, их свечение, складываясь, давало полноцветное изображение.
Телевизионное вещание через космос
посредством ИСЗ на эллиптических орбитах в нашей стране началось в августе 1960
года, а с 1975 года - посредством экваториального геостационарного ИСЗ
«Радуга». Космические ретрансляторы позволили осуществлять передачи
центрального телевидения круглосуточно и доводить их до самых удалённых уголков
страны.
Развитие современных систем телевидения
связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой
четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности
действий (спутниковое телевидение).
Телевидение одно из наиболее массовых
средств распространения информации (политической, культурной, познавательной,
учебной, рекламной); оно находит применение в науке и образовании, в медицине и
в быту, в искусстве и культуре, в военной и мирной технике, в мореплавании,
авиации и космонавтике. Для нас уже стало привычным, что входная дверь жилого
дома, квартиры или учреждения оборудована глазком с телекамерой для обеспечения
безопасности. На экранах телевизоров мы видим, что происходит за многие тысячи
километров от нас. Телеоборудование спутника передаёт важную стратегическую информацию
или ценные научные данные о перемещениях водных масс в морях и океанах, о
состоянии атмосферы, полей и лесов. Анализируя полученное со спутника
изображение земной поверхности, находят залежи полезных ископаемых. Миниатюрная
цветная телекамера, снабжённая микролампочкой, превращается в медицинский зонд.
Вводя его в желудок или пищевод, врач исследует то, что раньше мог видеть
только во время хирургического вмешательства. Современное телевизионное
оборудование позволяет контролировать сложные и вредные производства.
Оператор-диспетчер на экране монитора наблюдает за несколькими технологическими
процессами одновременно. Аналогичную задачу решает и оператор-диспетчер службы
безопасности дорожного движения, следя на экране монитора за транспортными потоками
на дорогах и перекрёстках
Целенаправленное применение телевидения в
учебных целях получило название систем учебного телевидения. По принципу
построения и организации использования системы УТВ можно разделить на две
категории: открытые и замкнутые.
Открытые системы УТВ аналогичны системам
эфирного вещательного телевидения. Для их приема в отдельных аудиториях
учебного заведения необходимо иметь телевизоры с подключенными к ним
видемагнитофонами. Видеомагнитофон используется для записи телевизионных передач
и последующего их воспроизведения (полностью или выборочно), а также для
воспроизведения учебных программ, записанных на видеокассеты.
Замкнутые системы УТВ имеют другую
организационно-техническую структуру. Они рассчитаны для применения в отдельном
учебном заведении и обеспечивают передачу и приём учебных программ в одной или
нескольких аудиториях, оборудованных соответствующей аппаратурой. В состав
оборудования рабочего места преподавателя могут входить: персональный
компьютер, телеэпипроектор (документопроектор), видеомагнитофон, видеопроектор,
микрофон и др.
Видеотехника сначала развивалась
параллельно и в тесной взаимосвязи с теорией и практикой телевидения, а затем
обрела право на самостоятельное существование. В первой половине ХХ века
разработка систем телевизионного вещания основывалась на принципе прямой
трансляции передач без предварительной записи видеоизображения. В 50-х годах
наступает эра электронного телевидения, которое быстро завоевывает позиции
одного из ведущих средств массовой информации. Одновременно выявилась насущная
потребность в предварительной записи видеосигнала, поскольку использование
метода прямой трансляции телепередач создавало в телевидении множество
неудобств.
В 1954 году американская корпорация RCA (Radio Corporation of America) продемонстрировала
первое устройство продольной магнитной записи изображения на ленту, движущуюся
с огромной скоростью - 9,15 м/с. Это был громоздкий аппарат, вес которого
превышал 500 кг. Однако фактически рождением видеотехники можно считать 1956 год.
Фирма AMPEX (США) осуществила запись изображения на магнитной ленте с помощью
вращающихся магнитных головок методом поперечно-строчной записи. Этот метод
позволил существенно снизить продольную скорость движения ленты в магнитофоне.
Все же первые зарубежные и отечественные видеомагнитофоны были очень громоздки
и далеки от совершенства. Лента хранилась в больших дисках и требовала
определенных навыков заправки её в аппаратуру. Ширина магнитной ленты
составляла 2 дюйма (свыше 5 см), а продольная скорость протяжки ленты - около
40 см/c.
Последующий прорыв в области видеозаписи
произвела японская фирма JVC, разработавшая в 1975 году принцип
наклонно-строчной записи сигналов изображения. Фирма предложила кассетную
систему видеозаписи. Ширина используемой ленты снизилась до 0,5 дюйма, а
продольная скорость перемещения ленты до 2,34 см/с. Резко уменьшился вес
видеомагнитофона, что позволило применять его не только в условиях
специализированных теле- и видеостудий, но и в домашних условиях.
Дальнейший технический прогресс был
направлен на существенное улучшение параметров записываемого видеосигнала,
снижение габаритов аппаратуры и создание целой гаммы видеопродукции различного
назначения. Сфера применения видеотехники от студийного использования на
телевидении распространилась до уровня промышленного и бытового применения:
наблюдение за производственными процессами, домашнее видео, медицина, обучение,
охранные системы, сфера обслуживания и др.
Наиболее революционным этапом технического
прогресса, который в начале XXI века вступает в свою активную фазу, является
переход фототехники, электронного кино, телевидения и видеотехники к унификации
способов формирования изображений и звука на основе цифровой вычислительной
техники. Это дает новый импульс совершенствованию учебного процесса. Цифровое
телевидение обеспечивает возможность увеличения количества телевизионных
каналов примерно в 4 раза в том же частотном диапазоне, который занимает в
настоящее время телевидение стандартной чёткости. Кроме того, возникает возможность
сопряжения сетей цифрового телевизионного вещания с компьютерными сетями типа
Интернет и организации интерактивных (диалоговых) видов обслуживания абонентов
сети путем организации обратных каналов. Возникли мультимедийные информационные
технологии и начали разрабатываться соответствующие средства для них.
Мультимедиа - комплексное представление в
цифровом виде разнообразной информации - текстовой, видео-, аудио-,
графической, мультипликационной и др.; уплотнение этой информации в допустимых
пределах, передача по каналам связи, хранение и вывод в наиболее удобной для
восприятия форме.
Быстро растущая популярность сети Интернет
и изначально заложенное в ней свойство интерактивности способствует расширению
его использования для дистанционного обучения. Помимо студентов и школьников
возрастает число нетрадиционных учащихся: пожилых людей, домохозяек, а также
уже работающих людей. Такая форма обучения позволяет ввести в этот процесс
наиболее квалифицированные кадры преподавателей, не требуя от них жёсткой привязки
по времени к обучаемым. Обучаемые могут самостоятельно определять для себя
приемлемый темп занятий и время их проведения.
Переворот в области телевидения и
связанных с ним систем формирования и обработки изображений и звука затрагивает
все составные части мультимедийных средств и систем.
По оценкам экспертов к 2010 году
цивилизованный мир, в основном, перейдет на наземное, кабельное и спутниковое
цифровое вещание.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать
следующие выводы.
Общая специфика человеческого восприятия
различной информации определяется особенностями функционирования пяти органов
чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. А поскольку мир сегодня -
это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных
технологий, то аудиовизуальные средства - кинематограф, телевидение, видео,
мультимедиа - обретают особое значение в решении задач воспитания и
образования. Они дают весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости
системы распространения аудиовизуальной информации.
На современном этапе аудиовизуальные
средства образования включают в себя: фонограммы; видеопродукцию; компьютерные
учебные пособия; Интернет.
Этапы формирования аудиовизуальной культуры включает развитие
следующих аудиовизуальных технических средств:
19 век:
Фотография - 1839 - Ньепс, Даггер; Телеграф электрический - 1840 - Морзе;
Телефон - 1876 - А.Белл (аппарат при помощи проводов позволяет передавать звуки
на любое расстояние); Фонограф <file:///C:\index.php\%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84>
- 1877 - Т.Эдисон сконструировал аппарат, способный записывать и фиксировать
звуки на восковом валике - Аудиозапись
<file:///C:\index.php?title=%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C&action=edit>;
Радио <file:///C:\index.php\%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE> - 1895 -
изобретение А.Попова в России и Г.Маркони в Италии; Кинематограф
<file:///C:\index.php\%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84>
- 1895 - Братья Люмьер.
В 20 веке
изобретены: Телевидение, Видео, Компьютер, Гипертекст, Интернет - компьютерная
коммуникация
<file:///C:\index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit>,
WWW.
21 век: наиболее революционным этапом
технического прогресса, является переход фототехники, кино, телевидения и
видеотехники на цифровую основу. Это дает новый импульс совершенствованию
учебного процесса.
Список
использованной литературы
1. Бажак К. Возникновение изображения / К.Бажак. - М.:
Издательство «Астрель», 2003.
2. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства
обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. - Воронеж: Воронежский государственный
педагогический университет, 2001.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /
Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
4. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании /
С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002.
5. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и
методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. - М.: Аcademia, 2001.
6. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства
обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов
/ Н.И.Комарова. - М.: МГПУ, 2004.
7. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании /
Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.
8. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек
видит и понимает мир / В.М.Розин. - М.: Владос, 1996.
Страницы: 1, 2
|