Английский критический реализм. Творчество У.Теккерея
Английский критический реализм. Творчество У.Теккерея
Федеральное агентство по образованию
Высшего
профессионального образования
«Самарский
государственный университет»
Реферат на тему:
Английский
критический реализм.
Творчество Теккерея.
Выполнила:
студентка гр.1511
Вдовина Е.С.
Проверила: Журчева Т.В.
Самара 2006
Содержание:
1.
Понятие о критическом
реализме
2.
У. М. Теккерей
3.
Список используемой
литературы
Понятие о критическом реализме.
Реализм – (от лат. realis,
вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в
мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на
разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление
художников к правдивому изображению действительности.
Новый тип реализма складывается в XIX
веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от
просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака
во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И.
Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический реализм по-новому
изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер
раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом
глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм
потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества
реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны
человеческого «Я».
Углубление познания жизни и
усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако,
некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие
искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была
масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос
утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу
добра над злом.
Подъем в странах Запада рабочего
движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают
влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые
художественные опыты изображения действительности с позиций революционного
пролетариата.
Критический реализм, продолжавшийся
развиваться в русской литературе и на Западе, в XX веке получили дальнейшее
развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX
века на Западе более свободно усиливаются и перекрещиваются самые различные
влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века, что не
исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.
У.М. Теккерей
Уильям Мейкпис Теккерей (1811 - 1863) относится к тем
писателям, чья судьба складывалась не так удачно, как у Диккенса, хотя оба жили
в одно время, оба были талантливы и тесно связаны с проблемами своего времени.
Теккерей стоит в ряду с Диккенсом, но популярность его значительно уступает
славе его современника. Позднее время поставит его вместе с Толстым, Филдингом,
Шекспиром в число замечательных художников слова.
Его популярность возрастала по
мере того, как уходила в прошлое викторианская Англия, зарождалось современное
искусство XX в. У. М. Теккерей родился в 1811 г. в Калькутте в семье чиновника
английской колониальной службы, человека состоятельного и респектабельного.
Однако он скоро умер, и мальчика отправили учиться в Англию. Школьные годы были
безрадостными для будущего писателя. «Мудрость наших предков (которой с каждым
днем все более и более восхищаюсь),- писал Теккерей позднее в «Книге снобов»,-
установила, по-видимому, что воспитание молодого поколения - дело столь пустое
и маловажное, что за него может взяться почти каждый человек, вооруженный
розгой и надлежащей ученой степенью и рясой». Обучение в Кембриджском
университете также мало удовлетворяло запросы молодого Теккерея, который
отличался большим разнообразием духовных интересов [573] и незаурядными
способностями живописца. Будучи студентом Кембриджа, он принимал участие в
неофициальной студенческой печати. Переписка с матерью, относящаяся к этому
времени, свидетельствует о широком кругозоре Теккерея, его увлечении поэзией и
личностью Шелли, о котором он собирался написать трактат. В дальнейшем Теккерея
с матерью будет связывать крепкая и нежная дружба, именно ей он будет поверять
тайны своего сердца, делиться творческими планами и намерениями. Первые
стихотворные произведения Теккерея, в том числе и пародийная поэма по поводу
конкурса на лучшую поэму «Тимбукту» (премия была присуждена А. Теннисону,
сверстнику Теккерея), были напечатаны в студенческом журнале «Сноб».
Не закончив университетского
курса, Теккерей совершает путешествие по Германии, а затем, возвратившись в
Англию, занимается издательской деятельностью вместе со своим отчимом
Кармайклом-Смитом, человеком достойным и порядочным, снискавшим доверие и
любовь Теккерея.
Некоторое время Теккерей
совершенствуется в живописном мастерстве в Париже, и его талант рисовальщика
был столь значителен, что долгое время он не мог решить, кем же он будет -
писателем или художником. Ему принадлежит более 2000 рисунков, в том числе
иллюстрации не только к своим, но и произведениям других писателей.
В творчестве Теккерея можно
выделить три периода. Первый - конец 30-х - середина 40-х годов, второй -
середина 40-х - 1848 г. и третий - после 1848 г.
Литературная деятельность Теккерея
началась с публицистики. Уже в 30-х годах формируется мировоззрение Теккерея,
его политические убеждения. В самом начале 30-х годов он писал: «Я считаю нашу
систему образования не подходящей для себя и сделаю, что могу, чтобы приобрести
знания иным путем». Находясь в Париже во время Июльской революции и внимательно
следя за событиями на родине, Теккерей замечает: «Я не чартист, я только
республиканец. Я хотел бы видеть всех людей равными, а эту наглую аристократию
развеянной по всем ветрам».
В «Книге парижских очерков» (1840)
Теккерей с негодованием пишет о кровавой расправе с участниками Лионского
восстания и советует Луи Филиппу не праздновать годовщину Июльской революции.
По рождению [574] и воспитанию Теккерей принадлежал к имущим классам. Тем не
менее нельзя сказать, что он плохо знал жизнь народа, хотя народ в его
произведениях не представлен так, как в романах Диккенса. Критикуя социальную
несправедливость и существующие общественные порядки, Теккерей с болью
отзывается о положении рабочих и трудящихся масс. Однако, назвав себя
республиканцем, он полагал, что буржуазная революционность и английский
парламентаризм могут обеспечить всеобщее равноправие и высказывался против
применения физической силы по отношению к правящим классам. Теккерей всегда был
противником войн, их чрезмерно торжественного восхваления на страницах
журналов, романов и выступал за правдивое реалистическое описание подлинных
событий. Таким образом, демократическая позиция писателя обусловлена всем ходом
исторических событий, свидетелем которых он был, и реализуется в его
художественном творчестве, в очерках, статьях, письмах. «Мы живем в
удивительные времена, сударыня,- пишет он матери,- кто знает, может быть,
великие дела свершаются на наших глазах, но не надо физической силы».
В философско-эстетических взглядах
писателя на первый план выдвигаются его непримиримость ко всякому
украшательству, чрезмерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины.
Несомненно, Теккерей-художник с острым и наблюдательным видением мира помогает
писателю, т. е. помогает ему войти в атмосферу изображаемого, увидеть главное,
характерное, добиться для своих героев самостоятельности. В эстетике Теккерея
улавливается связь с традицией Просвещения, причем эта традиция столь очевидна
и ярка, что порой заслоняет собой все остальные компоненты его
мировоззренческой и художнической позиции. XVIII век был любимым веком
Теккерея. Он часто повторял, что живет в XVIII в. В очерке «Сочинения Филдинга»
(1840) писатель дает высокую оценку автору «Тома Джонса», называет его одним из
самых тщательных и взыскательных художников в истории английской литературы.
Теккерей рассматривал роман как «изумительное создание человеческого гения». В
нем, по мнению Теккерея, «нет ни одного, пусть самого незначительного, эпизода,
который не способствовал бы развитию действия, не вытекал бы из предыдущего и
не составил бы неотъемлемой части единого целого». [575] В 1842 г. Теккерей
создает памфлет «Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии», в которых
сатирическое осмысление получает официальное толкование истории. Это
произведение Теккерей снабдил великолепными злыми карикатурами, иллюстрациями,
не оставившими ни малейшего намека на святость и порядочность законных монархов
и аристократических особ. Цикл лекций печатался в журнале «Панч», но
повествование было доведено лишь до Столетней войны, так как редактор этого сатирического
журнала был, очевидно, несколько скандализирован слишком вольным обращением
молодого автора с устоявшимися авторитетами национальной истории. Комментарии
мисс Тикльтоби иногда воспринимаются как откровенные выпады самого Теккерея
против коронованных особ, делавших историю: «Это войны, о которых очень приятно
читать у Фруассара... но в действительности они не так приятны. Когда мы
читаем, что королевский сын Черный Принц сжег не менее 500 городов и деревень
на юге Франции, опустошив всю округу и изгнав население бог весть куда, вы
можете себе представить, каковы были эти войны, и что если они служили хорошей
потехой для рыцарей и воинов, то для народа они были вовсе не так приятны».
Обращение к истории означало для
Теккерея и более пристальное внимание к современным событиям, которые имели
непосредственную связь с прошлым. В данном случае следует сказать, что писатель
был великолепно осведомлен в вопросах новейших тенденций в развитии
национальной историографии. Эстетика Теккерея имеет боевой публицистический
характер, потому что она непосредственно связана и с «Духом времени» Д. С.
Милля, и с трактатом Т. Карлайля «Об истории», ставящими вопрос о смысле и
значении прогресса в английском обществе, раньше других стран вступившем на
путь буржуазного развития. Самостоятельность и принципиальность взглядов
Теккерея обусловлена его прекрасным знанием действительности, умением
сопоставить свой и чужой общественный опыт. Не случайно Теккерей, наследуя
великие идеи Шелли, Байрона в ирландском вопросе, посвящает Ирландии «Книгу
ирландских очерков» (1843). Это, по существу, своеобразный отчет писателя и
публициста, посетившего страну и делящегося своими грустными впечатлениями с
современниками, которые плохо знают об истинном положении [576] ирландского
народа. Теккерей отмечает вопиющие случаи безработицы, нищеты, социальной
несправедливости, которые он наблюдал в Ирландии, и называет причины
недовольства ирландского народа объективными, указывая на то, что ирландцы
хотят добиться соблюдения элементарных человеческих прав. Как и Диккенс,
Теккерей составляет для себя политическую программу улучшения состояния дел в
стране, предлагая укрепить положение среднего класса, который станет оплотом
демократических свобод и устранения социального неравенства. Развитие политических
событий в Англии и на континенте приводит Теккерея к созданию сатирического
произведения - «История будущей французской революции» (1844). Этот
своеобразный футурологический памфлет-предсказание, действие которого отнесено
к 1884 г., повествует о трех претендентах на французский престол. Два из них -
Генрих Бордосский и родственник императора Наполеона Джон Томас Наполеон -
оказываются неудачниками в борьбе с Луи Филиппом, в то время как третий
претендент, пациент сумасшедшего дома, воображающий себя сыном Людовика XVI,
добивается успеха. В шуточном изложении событий отчетливо выступают сатирически
острые зарисовки характеров претендентов на престол и взгляды автора на
важнейшие политические и социальные проблемы.
Идеал «просвещенного
республиканизма», которого придерживался Теккерей в эти годы, помогал ему
разобраться в сложных политических событиях современности, способствовал
развитию в нем живого и активного восприятия того, что истинно, что ложно, что
составляет сущность демагогического расчета и фарисейства (весьма показательна,
например, оценка Теккереем деятельности Г. Гервега).
Существенную роль в формировании
взглядов молодого Теккерея сыграло его сотрудничество во «Фрэзере мэгэзин», где
он регулярно печатал очерки об известных романистах («Романы прославленных
авторов»). Это своеобразные пародии на романы Булвера и Дизраэли. Полемически
выступая против политической ориентации «Молодой Англии», главой которой в то
время был Дизраэли, Теккерей осуждает ложный принцип возрождения нации через христианство.
По-прежнему сатирически остро представляет Теккерей милитаристскую политику
Англии («Похождения майора Гахагана [577] из Н-ского полка»), что явилось
своеобразным эскизом к главе о милитаристских снобах в прославленной книге
очерков о снобах. Свое отношение к романтизму, точнее к романтической
идеализации и преувеличениям, Теккерей изложил в знаменитой «Рейнской легенде»
(1845). Объектом пародии становятся романы Дюма, в которых действуют герои,
совершающие невероятные подвиги, распутывающие огромное количество тайн и
участвующие во многих приключениях. Нарочито преувеличивая и героизируя
похождения героев Дюма, Теккерей вступает в полемику с современной
историографией, утверждающей результаты прогресса в разумной и просвещенной
стране. Теккерей доказывает обратное - современная эпоха негероическая, а
подлинных романтических героев не существует.
Эта пародия появилась тогда, когда
школа В. Скотта была вытеснена его эпигонами и посредственными учениками. Среди
них были Эйнсуорт, Дизраэли и Булвер, которые в 40-е годы уже изменили своей
приверженности к исторической проблематике. В 20-30-х годах они отдали дань так
называемому дендистскому роману, а также ньюгейтскому и историческому романам,
нисколько не заботясь о том, что нельзя было механически переносить в другое
время открытия и достижения Скотта. В первый период творчества Теккереем
созданы художественные произведения, отразившие его общественно-политические,
философские и эстетические взгляды. Это «Катерина» (1839), «Убого благородная»
(1840) и «Карьера Барри Линдона» (1844).
Герой Теккерея этого периода
подчеркнуто заземлен. В нем нет ничего от роковых, загадочных, таинственных и
привлекательных героев Булвера и Дизраэли. Это жестокая и корыстная
содержательница трактира Катерина Хейс, убившая мужа, чтобы вступить в более
выгодный брак. Это Джордж Брандон (пародия на денди и светского льва),
соблазнивший наивную и доверчивую Кэрри Ганн, дочь хозяйки меблированных
комнат. Это, наконец, обнищавший английский дворянин XVIII в. Барри Линдон,
выдающий себя за кавалера дю Барри. Высокомерно-презрительно относящийся к
народу, самоуверенный и беспринципный, торгующий своим титулом, оружием,
родиной, он начисто лишен всяких романтических черт. Но (тоже в отличие от
романтического героя) он везде преуспевает. [578]
Защитник правды в искусстве,
Теккерей, как и Диккенс, считает, что писатели «обязаны, конечно, показывать
жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике
фигуры, претендующие на верность человеческой природе,- обаятельных
весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков,
принцев Родольфов, то есть персонажей, которые никогда не существовали и не
могли существовать». Теккерей выступает за реалистическую литературу, из
которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль».
Разнообразны жанры, в которых
творит Теккерей - писатель и художник. «Катерина» - роман, построенный на
уголовной хронике XVIII в., «Убого благородная» - повесть, своеобразно
интерпретирующая дендистский роман, «Карьера Барри Линдона» - пародия на
семейную хронику. Но все эти произведения направлены против беспринципности,
ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию
псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности.
Ранний этап творчества Теккерея - проба пера, но также и реализация
писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции
художника-гуманиста.
Второй этап творчества Теккерея
открывается сборником сатирических эссе «Книга снобов», печатавшимся в виде
отдельных очерков в «Панче» в 1846- 1847 гг. Литературные пародии,
нравоописательные очерки, журналистские публикации подготовили писателя к более
глубокому критическому анализу и осмыслению современной действительности.
Теккерей опирается на богатую традицию просветительского эссе, соединяя в нем
черты памфлета и журналистского очерка.
Страницы: 1, 2
|
|