бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях бесплатно рефераты

На занятиях кружка занимаются вязанием изделий по выбору или по заданному аналогу. Это могут быть игрушки, салфетки, носки, шапочки и т.д. Усложнение заданий зависит от умения и навыка работы с инструментом. Все зависит от методики последовательного усложнения практических заданий.

Помещение, отводимое для занятий кружка, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой 15 человек.

При организации кабинета для занятий вязания можно рекомендовать следующее. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для кружков вышивки должна быть не менее 2,5 м2 на человека.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами, они создают освещение, близкое к естественному свету, что важно при подборе ниток для вышивки. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения светильника нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте не более 2,2 м. от поверхности столов. На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен, цвет занавесей, мебели. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, инструменты, приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий вышивкой.

В кабинете нужны доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т.д., экраны для показа диафильмов, диапозитивов. Удобна в работе двухстворчатая доска-экран. Внутренняя сторона ее (при открытых створках) окрашена в белый цвет. Она используется как экран, а наружная – цветная (зеленая или коричневая) – для выполнения графических работ.

Вдоль одной из стен (противоположной окну) необходимо поместить постоянную выставку детских работ, соответствующую теме года. Это лучше всего сделать в застекленных витринах, чтобы предохранить изделия от запыления. Нижнюю закрытую часть витрин шкафов можно использовать для хранения материалов для работы, образцов изделий, наглядных материалов, инструментов и приспособлений. Ножницы, иголки, шильца, карандаши, кисти и другие мелкие приспособления лучше хранить в отдельных ящичках, чтобы при необходимости не тратить время на их поиски. Размещение каждого вида пособий, инструментов и приспособлений в определенном месте, обеспечить их быструю раздачу на занятии. Комплекты дидактических материалов удобно хранить в отдельных папках по темам занятий.

Современное оснащение кабинета требует технических средств обучения. Необходимо иметь комплекты слайдов по темам, видеофильмы, разработки учебных занятий. Комплект оборудования кабинета должно включать 1-2 швейные машины для стачивания изделий, оверлок для обработки срезов швов и гладильную доску.

Оформлять кабинет надо продуманно, учитывать цветовые сочетания отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у кружковцев.

Применение наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий. Наглядные средства позволяют дать учащимся наиболее полное представление о каком-либо изделии, образце и способствуют более полному освоению материала. Наглядные пособия используют также при объяснении нового материала, различной технологии вышивки, шитья и т.д.

Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются кружковцами в плане общественного полезного труда.

Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.

Различные методы и дидактические приемы обучения используются руководителем на занятиях в разных сочетаниях в зависимости от поставленных перед обучением задач. Основное место на занятиях отводится практической работе.

При выборе формы организации кружкового занятия необходимо руководствоваться тем, как она способствует достижению его цели. При сообщении кружковцам новых знаний, предусмотренных программой, наиболее удобной является фронтальная организация работы учащихся, так как педагог имеет возможность управлять одновременно всей группой кружковцев, организуя репродуктивную или частично-поисковую деятельность, тем самым облегчая методическое руководство учебным процессом. Однако при выполнении практических работ обеспечить фронтальность длительное время трудно, так как кружковцы выполняют разные работы.

Если на занятиях не предусматриваются одинаковые для всех работы, то целесообразно применять бригадную (звеньевую) форму. Каждая бригада (звено), состоящая из 3-4 человек, выполняет задание по одной теме. Наиболее опытные и подготовленные ребята назначаются бригадирами, которые помогают членам своей бригады в работе. Если бригады однородны по составу и выполняют одинаковые работы, то с целью активизации работы и приданию стимула между ними можно организовать соревнование. К достоинствам эй формы организации труда можно отнести воспитание у ребят коллективизма и инициативы при выполнении общей работы. Бригадная форма применяется и в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

С отдельными кружковцами, которые самостоятельно разрабатывают объекты труда, изучают литературу, готовят доклады и сообщения, применяется индивидуальная форма организации занятия. При этом наиболее полно учитываются интересы, уровень подготовки и склонности ребенка.

Возможно использование и нетрадиционных форм кружковых занятий: конкурсы, инсценировки, презентация изделий и другие.

В рамках указанных форм организации занятий кружка «Вязание крючком» в целях развития познавательной активности учащихся применяются следующие методы.

Объяснительно-иллюстративные методы - это беседы, рассказ, презентация, демонстрация. С помощью данных методов не только для сообщаются новые знания, но и создается у кружковцев определенный эмоциональный настрой, делая тем самым их активными собеседниками по той или иной теме.

При освоении техники вязания крючком необходимо применять репродуктивные методы, включающие совместные действия руководителя и членов кружка по воспроизведению изделий в рисунках, чертежах, моделях, схемах.

Важным методам при работе кружка «Вязание крючком» является и алгоритмический метод. Для лучшего запоминания последовательности вязания крючком целесообразно использовать алгоритмы действий, которые преподносятся в виде технологических карт.

С целью развития творческих способностей учащихся важно использовать эвристические и поисковые методы обучения. Необходимо создать условия для разработки учащимися собственных изделий и схем их выполнения, самостоятельного определения последовательности вязания предложенного изделия.

Итак, для проведения занятий «Вязание крючком» можно избрать и произвольно варьировать любыми из предложенных методов, которые наиболее приемлемы для конкретного случая.

Для стимулирования у. кружковцев положительного отношения к занятиям рекомендуются специальные методы и приемы:

• Создание на занятии занимательной творческой обстановки. Педагог приводит интересные примеры и факты, относящиеся к изучаемым явлениям, активизирует мыслительную деятельность с помощью разнообразных приемов: постановки проблемных вопросов, решения эвристических задач, элементов игры, рассказов о жизни и деятельности известных ученых, конструкторов, изобретателей и т.д.

·                   Широкое использование сравнений и аналогий.

·                   Систематические ознакомление с новинками журналов мод и специальной летиратуры.

·                   Организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций. Кружковцам предлагают высказывать свое мнение о причинах того или иного явления или проблемы, обосновать его, после чего проводится обсуждение.

·                   Создание ситуации успеха на занятии путем оказания дифференцированной помощи разным кружковцам, выполняющим работы одинаковой сложности, и их поощрение. На занятиях всегда есть

возможность кого-то из ребят похвалить за точность, аккуратность, экономию материалов и т.д

Таким образом, методы обучения в кружках могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного выбора их имеет хорошее знание программы, технологических особенностей изготовления изделий и тех требований, которые можно определить кружковцам. Методы и приемы, помогающие кружковцам в усвоении материала, зависят от особенности и специфики каждой группы, поэтому руководитель кружка должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.


2.3 Анализ развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления изделий в технике вязание крючком


С целью анализа развития творческих способностей учащихся было проведено исследование в 7 «А» класса. Опытно-экспериментальной базой исследования служило Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2 г. Иркутска.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом декоративно - прикладного творчества учащихся, беседа, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

В начале кружковых занятий «Вязание крючком» была выполнена диагностика невербальной креативности учащихся (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994), которая позволяет оценить уровень развития творческих способностей (креативности). Тест представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. Уровень развития творческих способностей определялся по следующим показателям:

1.                 Оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

2.                 Уникальность, определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Результаты теста представим в таблице.


Таблица 1



Ф.И. учащихся

результаты

Индекс оригинальности

Индекс уникальности

Уровень оригинальности

1

Бавольская И.

0,6

1

средний

2

Бондырева Т.

0,6

2

средний

3

Гальина К.

0,65

2

средний

4

Гресь В.

0,63

2

средний

5

Дрогина К.

0,48

2

низкий

6

Литвинова Т.

0,62

0

средний

7

Полякова К.

0,68

2

высокий

8

Родогузова Н.

0,77

1

высокий


Руководствуясь предложенными разработчиками методики критериями определения уровня оригинальности (высокий: 0,68 – 0,95; средний: 0,58 – 0,67; низкий: 0,57 и ниже) мы увидели, что из 8 опрошенных учащихся 2 обладают высоким уровнем, что составляет 25%, 5 человек – средним (62,5%) и 1человек – низким (12,5%). Индекс уникальности выполненных рисунков составляет в среднем 1,5 (из 6 возможных), то есть 25%.

Полученные в ходе диагностики результаты позволяют сделать вывод, что у тестируемых учащихся преобладают средние показатели оригинальности и уникальности, что говорит о хорошем уровне развития творческих способностей учащихся. Тем не менее, необходимо работать над увеличением показателей креативности.

При проведении занятия на тему «Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения» учащимся было предложено практическое задание «выполнение прихватки». После демонстрации техники вязания учащимся нужно было связать прихватку и оформить её по собственному замыслу с максимальной оригинальностью.

В ходе наблюдения за выполнением практического задания мы увидели, что большинство учащихся подошли к заданию индивидуально, проявили творческую инициативу, нашли оригинальные способы решения.

После выполнения работ учащимся было предложено дать название своей прихватки и обосновать его. В ходе беседы–обсуждения было выявлено, что те учащиеся, которые оформили прихватки достаточно просто, дали и примитивное название, а те учащиеся, у которых оформление прихваток отличалось оригинальностью, дали какое-то необычное, интересное название.

Анализ результатов деятельности учащихся показал, что выполненные работы не похожи друг на друга, большинство отличаются оригинальностью, отчетливо прослеживается стандартный или нестандартный подход к выполнению задания, что и является проявлением творчества.

вязание внеклассный подростковый

Заключение


Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.

Рассмотрено методической обеспечение организации внеклассной работы в школе для учащихся подросткового возраста. Определено, что для развитие творческих способностей у подростков большое влияние оказывает внеклассная работа. На кружковых занятиях у школьников пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также учащимся представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.

На основе изученного теоретического материала нами разработано программно-методическое обеспечение кружка «Вязание крючком»,составлена технологическая документация и изготовлены изделия.

Проведенное исследование уровня творческих способностей учащихся на занятий в рамках разработанного нами кружка показало, что уровень креативности после занятий по вязанию крючком стал увеличиваться. Большинство учащихся искали оригинальные способы решения, проявляли творческую инициативу.

Таким образом, можно сделать выводу, что занятия в кружке «Вязание крючком» дают прекрасные возможности для развития творческих способностей учащихся.


Список литературы


1.     Андрукович М.К. Вечера с вязанием. Минск «Хэлтон», 2001.

2.     Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.

3.     Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.

4.     Барнден Бетти Вязание Крючком Энциклопедия Издательство «ДРТ- РОДНИК», Издание На Русском Языке. 2004 125319 Москва, Перекод С Английского Е.С, Скиперской

5.     Берестов А.Н. Чудесный клубок.-Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.:ил.

6.     Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58.

7.     Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.

8.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.

9.     Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1987. – Т. 4.

11. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

12. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.:
Просвещение, 1981.-176с.:ил.

13. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.

14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.

15. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.

16.  Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

17.  Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб., 2005. – 96 с.

18.  Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2005. – 128 с.

19.  Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.

20. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Пер. с англ. под ред. Е.И.Щебланова. – М.: ИНТОР, 1995, – 48 с.

21. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

22.  Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.

23.  Лосева А.А. психологическая диагностика одаренности. М: Академический проект,2004. - 151 с.

24. Максимова М., Кузьмина М. Быстрый крючок. Москва «ЭКСМО», 2004.

25. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2000. - № 4. – с. 7-9.

26. Психологический словарь, / Под ред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

27. Ракова С.А. Вязание крючком. Ярославль «Академия развития», 2002.

28. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.

30. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.- 328с.

31. Терешкович Т.А.Учимся вязать крючком. Минск «Хэлтон», 2000.

32. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003. – 98 с.

33. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» и учащихся педучилищ по спец. № 2008 «Преподавание труда и черчения в 4—8 кл. общеобразоват. шк.»/Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.; Под ред. Д. А. Тхоржевского.— М.: Просвещение, 1987.—• 447 с.: ил.

34. Щебланова Е.Н. Зачем определять одаренность школьников? // Одаренный ребенок. – 2002. – № 2. – С. 32 – 46.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5