Анализ развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью
Под способностью к ориентированию понимают
возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и
осуществлять движения в нужном направлении.
Способность к дифференцированию параметров
движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных
(позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и
временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров
движений[31,с18].
Способность к реагированию позволяет быстро и
точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный
заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем).
Способность к перестроению двигательных действий
- это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от
одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.
Способность к согласованию - соединение
(соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные
комбинации.
Способность к равновесию - сохранение
устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в
стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения
акробатических упражнений, в борьбе с партнером).
Способность к ритму - способность точно
воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать
его в связи с изменившимися условиями.
Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость -
способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях
вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.). [68, с.15-18]
Произвольное расслабление мышц - способность к
оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный
момент.
Каждая из вышеназванных КС не является
однородной, а имеет сложную структуру. В способности к равновесию выделяют
статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более
элементарных способностей различают в способности к дифференцированию
(воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных,
временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются
способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к
ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности[45,с23].
Следует иметь в виду, что названные КС
специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов
предметно-практической деятельности. Поэтому, например, способность к
дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство
дистанции в боксе и фехтовании, чувство снаряда - у гимнастов и легкоатлетов,
чувство мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувство снега - у
лыжников, чувство льда - у конькобежцев, чувство воды - у пловцов и т.п. Столь
же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов
и спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может точно определить и
назвать все способности подобного рода и тем более их возможные варианты.
Результатом развития специальных и специфических
КС, своего рода их обобщением, стало понятие «общие КС». Это понятие
сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических
наблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие
показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно
наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование,
равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора «общая координационная
готовность», или, что весьма тождественно, - «общие КС»[33,с18].
Общая координационная готовность в большей мере
проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и
девушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора в
структуре КС уменьшается. Правда, значительно чаще встречаются случаи, когда
ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим
или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям на меткость или
к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных
КС[26,с44].
То же можно сказать и про проявления
специфических КС: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на
статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию
в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.
Под общими КС мы понимаем потенциальные и
реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному
управлению различными по происхождению и смыслу двигательными
действиями[26,с46].
Специальные КС - это возможности школьника,
определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению
и смыслу двигательными действиями.
А под специфическими КС понимаются возможности
индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными
специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в
пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности,
согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение
статокинетической устойчивости и др. [32, с. 20]
Вышеперечисленные виды КС можно представить как
существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной
деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально
в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).
Деление на потенциальные и актуальные КС вполне
справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например,
акробатикой или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности
существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме
анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или
наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами
спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных КС.
Понятие «потенциальные способности» нельзя
понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно
спрогнозировать возможности развития у школьника различных двигательных, в том
числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост
достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном
катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают как один из
ведущих факторов достижения высоких результатов.
Учителя физической культуры и тренеры должны,
прежде всего, распознать к каким специальным и специфическим КС ученик имеет
высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить
показатели разных КС. Это поможет определить координационные возможности
учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного
процесса.
Необходимо различать элементарные и сложные КС.
Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в
единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить
пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро
перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения
обстановки[34,с16].
2.3 Методы развития и оценки координационных
способностей
Для развития КС детей школьного возраста
используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго
регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные
на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их
разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу
группировки.
В частности, по степени избирательности
воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного
упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС,
проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям
с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим
воздействием на две и более КС)[30,с56].
По признакам стандартизации или варьирования
воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы
стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Первые используют для развития КС школьников при
разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных
действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно
стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков,
являются главными методами развития КС. Методы вариативного (переменного)
упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах:
методы строго регламентированного и не строго регламентированного
варьирования[35,с60].
К первым можно отнести (разумеется, условно) 3
группы методических приемов.
1-я группа - приемы строго заданного
варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного
действия:
а) изменение направления движения (бег или
ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом»,
прыжки «с кочки на кочку», и т.п.);
б) изменение силовых компонентов (чередование
метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в
длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);
в) изменение скорости или темпа движений
(выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном
темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в
корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);
г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в
длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в
баскетболе или гандболе и др.);
д) изменение исходных положений (выполнение
общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя,
лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению
движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из
положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
е) варьирование конечных положений (бросок мяча
вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя;
бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);
ж) изменение пространственных границ, в которых
выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска,
толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на
уменьшенной опоре и т.п.);
з) изменение способа выполнения действия (прыжки
в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка;
совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном
изменении способа выполнения приема и т.п.).
2-я группа - приемы выполнения привычных
двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) усложнение привычного действия добавочными
движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом,
прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед
приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки
на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);
б) комбинирование двигательных действий
(объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с
предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных
акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь
разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических
или технико-тактических действий и т.п.);
в) зеркальное выполнение упражнений (смена
толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов
«неведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с
другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «неведущей» рукой и т.п.).
3-я группа - приемы введения внешних условий,
строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
а) использование различных сигнальных
раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или
темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный
переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и
т.п.);
б) усложнение движений с помощью заданий типа
жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены;
жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и
т.п.);
в) выполнение освоенных двигательных действий
после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после
кувырков, вращений и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после
акробатических кувырков или вращений и т.п.);
г) совершенствование техники двигательных действий
после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления
(совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне
утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии
интенсивных игровых заданий и т.п.);
д) выполнение упражнений в условиях,
ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски
мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках;
общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами;
прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми
глазами и т.п.);
е) введение заранее точно обусловленного
противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта
только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от
опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие
и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и
оговоренная тактика в единоборстве и т.п.).
Методы не строго регламентированного
варьирования содержат следующие примерные приемы:
а) варьирование, связанное с использованием
необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на
велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду,
траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических
действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных
условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например
прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);
б) варьирование, связанное с использованием в
тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы
игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и
др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);
в) осуществление индивидуальных, групповых и
командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не
строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так
называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и
тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных
и учебно-тренировочных игр; выполнение различных тактических взаимодействий с
разными соперниками и партнерами; проведение вольных схваток в борьбе и т.п.);
г) игровое варьирование, связанное с
использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать
состязанием в двигательном творчестве(соперничество в оригинальности построения
новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и
др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания
новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в
спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного
соперничества с партнерами и т.п.).
При применении методов вариативного
(переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8-12)
повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные
требования к способу управления движением; многократно повторять эти
упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их
отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия
осуществления этих действий.
Исследователям пока неясно, какие из
методических приемов, относящихся к методам вариативного (переменного)
упражнения, являются наиболее эффективными для развития и совершенствования КС
школьников. Скорее всего, это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей
школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных
особенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего
периода обучения ребенка в школе обеспечить всеохватное и целенаправленное использование
этих приемов, чтобы реализовать разностороннее развитие общих и специальных КС.
Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при
формировании КС в младшем и среднем школьном возрасте, не строго
регламентированного - в старшем. [39, с. 16-23]
Методом, оказывающим существенное воздействие на
проявление КС, можно назвать метод (или принцип) направленного сопряжения.
Направленное сопряженное совершенствование КС и кондиционных способностей, КС и
фаз техники и технико-тактических действий, технической и физической
подготовки, как показали результаты исследований, прежде всего в большом
спорте, является весьма перспективным. Однако этот метод недостаточно
целенаправленно используют в практике физического воспитания школьников и юных
спортсменов[35,с65].
Широкое применение в развитии и
совершенствовании КС школьников занимают игровой и соревновательный методы.
Заметим, что большинство упражнений, рекомендованных для развития КС, можно
провести по этим методам.
Для развития КС (особенно специфических,
относящихся к конкретным видам спорта) в современной практике физического
воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные
средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том,
чтобы обеспечить соответствующие зрительные восприятия и представления; дать
объективную информацию о параметрах выполняемых двигательных действий;
способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их выполнения;
воздействовать на все органы чувств, которые участвуют в управлении движениями
и их регулировке[60,с23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|