Анализ психолого-педагогической литературы
В основе данной
концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и
продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных
взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры
личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего
мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая
формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет
несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим
осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли
в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих
информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура
личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами:
гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией,
теорией культуры.
Второй аспект
связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих
биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием
информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с
исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.
Третий аспект
включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения
функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья,
учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры.
Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной
культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными
связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией,
документоведением, архивоведением.
Четвертый аспект раскрытия
проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования
информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками
поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение
извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на
весь арсенал выработанных средств и способов.
Как комплексное
научное направление информационная культура личности свое место находит на
пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования
диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции
культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая
обусловлена сложностью самого феномена - культуры.
Существует
множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых,
культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип,
локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой,
этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени.
[24, C. 144] Локальные культуры
возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной
специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой
особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.
В данном
контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель
баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и
внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи,
поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и
информационный обмен выступает как фактор развития культуры.
Второе
определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная
система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных,
закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности.
Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными
установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется
путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной
деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]
Информационная
культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный
в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и
специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет
собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной
информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода
материальных носителях. [29,
C. 77]
Третье
определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую
деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение
богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень
культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к
культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее
дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья - культуру труда,
быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую,
политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с
ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности.
Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре
личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и
других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании
личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент
адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации
внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой
информации.
Содержание информационной
культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е
себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.
В
мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может
осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов
и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на
личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.
Ввиду осознания
глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние
людей многократно усиленное современными техническими средствами информационная
культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому
распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться
в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности
за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих
социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием
людей.
В психологической
плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной
реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование
умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную
сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже
имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать,
вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки,
свойства личности для защиты от информационного шума.
В социальной
плоскости информационная культура личности заключается в формировании у
личности социально необходимого уровня информированности, выступающего
обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных
функций в обществе.
В технологической
плоскости информационная культура заключается в овладении информационной
технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, навыками поиска
нужной информации, ее хранения и использования. [14, C. 115 – 119]
§3. Задачи информационной
культуры личности и современные методы их реализации
В современном
обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и
подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его
гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества,
сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры
личности.
Формирование
информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она
включает социальный, психологический, педагогический,
организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и
методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов.
Все многообразие
задач, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам:
1)Внесение в
сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной
информации в обществе.
2)Формирование
понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости
учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности.
3)Помощь о
приобретении субъектом умений и навыков использования информационных
ресурсов общества.
Каждый из блоков
представляет собой совокупность задач частного характера и разной степени
общности, решаемых различными методами в рамках разных социальных институтов. В
современном обществе в их качестве выступают: семья, учебные заведения,
учреждения культуры, средства массовой коммуникации, учреждения, входящие в
структуру документальных коммуникаций: книжные издательства и книжная торговля,
библиотеки, информационно-библиографические центры, архивы.
Методы
формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как
определенным образом упорядоченные процессы деятельности для решения
поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана
с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в
рамках педагогики.
Методы
педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на
методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным
основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы
формирования сознания Личности, методы формирования вкуса, ценностных
ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности
личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных
сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно
влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы.
Первый блок задач
информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого
характера, включает внесение в сознание личности:
· знание законов
распространения информации в материальном мире;
· знание свойств и функций
социальной информации, ее роли в формировании общества;
· знание роли информации в
процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности;
· знание потребностей личности
в информации и механизмов их удовлетворения;
· знание психофизиологических
особенностей восприятия и понимания информации личностью.
Наиболее
эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках
учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования
сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации
познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с
источниками информации.
На основе
усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока,
включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и
культуры производства и потребления информации
[2, C. 82 – 88].
Формирование
информационного стиля мышления важная задача на современном этапе развития
общества. Он должен стать противовесом все более распространяющемуся
технократическому стилю мышления, абсолютизирующему роль техники в социальной
жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко
детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления
базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных
взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Знание особенностей
распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует
пониманию всей глубины этой проблемы. Информационный стиль мышления
предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая породившие его,
но скрытые, неявные причины и их последствия. В рамках формирования
информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится
задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки
информации, формирование умения связывать факты, понятия в одну систему, умения
мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, истолковывать.
Выработать информационный стиль мышления у личности - это значит также
выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко
ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать
правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические
и морально-этические критерии.
Для
информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности в
восприятии личностью, роли психологической установки на восприятие, меняющей,
порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке
информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут
исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную
реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного
стиля мышления личности - воспитание умения адекватно реагировать на поступающую
ин формацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя
ситуацию и учитывая возможные последствия.
Основы
формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным
институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая
подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации,
формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения,
ценностные ориентации, морально-этические нормы.
Используя из
педагогического арсенала методы поощрения и порицания, родители формируют
направленность интересов, ценностных ориентации ребенка, стимулируют его
познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках
образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической
переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и
практической деятельности личности.
Информационная
культура личности в качестве одной из задач второго блока выдвигает проблему
формирования культуры производства и потребления информации. Эта проблема
рассматривается в морально-этическом плане, поскольку информация несет в себе
мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность как во благо
ей, так и во вред. В данном случае выработка у личности культуры производства и
потребления информации включает выработку этических принципов, оптимальных форм
поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса,
предотвращения внутреннего психического дисбаланса.
Скорость и
интенсивность распространения стандартных образцов мышления, поведения,
заключенных в продуктах массовой культуры, расширяющих свой сбыт с помощью
средств массовой информации, ведет к унификации форм общественной жизни, к
деформации шкалы житейских ценностей, навязыванию личности определенных
ориентации. В рамках информационной культуры личности общество должно
выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных
манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство
ответственности за производство и распространение информации, понимание
возможных ее последствий, ее негативного воздействия на личность и общество
из-за многократного усиления техническими средствами.
Культура
производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм
поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание
критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание
необходимости проверки информации на достоверность. Знание одной из
закономерностей информационного процесса, а именно того, что при передаче по
различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности
воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения
личностных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных, сторон
искажается, ставит перед информационной культурой личности - задачу
формирования умения и понимания значения работы с первоисточниками.
С этой задачей
тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации
и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки навыков
психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для
защиты от информационного шума.
Задачи воспитания
культуры производство и потребления информации личностью решаются рядом
социальных институтов, и прежде всего учреждениями культуры, предоставляющими
личности лучшие образцы информационной продукции, совершенные в плане формы и
содержания, несущие положительный эмоциональный заряд, ориентация на которые
помогает сформировать вкус, этические и эстетические критерии, которые могут
стать препятствием дисфункциональным формам производства и потребления
информации.
В третий блок
задач информационной культуры личности входят задачи технологического
характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Их
решение осуществляется учреждениями, входящими в структуру документальных
коммуникаций: книгоиздательскими и книготорговыми учреждениями, библиотеками,
органами научно-технической информации и т.д. формирование информационной
культуры в технологическом плане включает:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|