Анализ проблем реформирования курса физики
Анализ проблем реформирования курса физики
Анализ проблем реформирования курса физики
ВВЕДЕНИЕ
Система высшего
образования является бесспорным и мощным фактором социального прогресса,
определяющим судьбу страны на большую перспективу. В век триумфа информационных
технологий, неконтролируемого развития техногенной цивилизации, технизации
человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования
особенно актуализируется. Именно оно определяет качество того интеллектуального
потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более
совершенных систем управления и организации, «создавать Человека», способного
осуществить прорыв в новое социальное измерение. Современный мир подходит к
такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет
определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.
Традиционная
миссия высшего образования – сбережение, развитие, распространение знаний и
социального опыта различных форм путем научного исследования и
интеллектуального творчества. Она касается точных, естественных, гуманитарных и
общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его
экономического, социального и культурного развития в русле крупных мировых
тенденций, который прогнозируется на ближайшие годы. Она включает в себя задачу
развития эндогенного потенциала человечества к усвоению и применению имеющихся
и созданию новых знаний. Что касается собственно образовательной деятельности,
то перед ней стоит задача профессиональной подготовки высококвалифицированных
специалистов, формирование ответственных, просвещенных и активных граждан. В
связи с этим, актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что
техническое образование является одной из базовых областей системы высшего
профессионального образования. Его состояние оказывает решающее влияние на
развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ
государства на международной арене. С интенсивным развитием в России рынка
труда, государственного и частного секторов экономики актуальность проблемы
подготовки студентов инженерных вузов возрастает, так как политехническое образование
должно гарантировать не только уровень подготовки инженеров, соответствующий
международным стандартам, но и способность инженера адаптироваться к рыночной
экономике. В настоящее время перед высшей школой стоит задача подготовки инженеров,
обладающих знаниями, соответствующих последним достижениям научно-технического
прогресса. На это направлены мероприятия по перестройке высшего и среднего
специального образования в стране, главной целью которых является повышение
качества подготовки специалистов.
Важным
утверждением для данного исследования является то, что среди всех
фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс,
физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников высших учебных
заведений к активному и деятельному участию в современном производстве.
Необходимость совершенствования физического образования в высших учебных
заведениях обуславливается развитием самой физики как науки, возрастанием ее
роли в развитии смежных наук и культуры общества.
При этом
актуальным также является аспект проблемы - взаимосвязь фундаментальной и
профессиональной подготовки специалистов, профессиональной направленности
общетеоретических дисциплин. В процессе изучения общетеоретических дисциплин в
техническом вузе необходимо не только сообщить студентам систему научных
знаний, но и вооружить их целым рядом профессионально значимых умений и навыков
познавательного и практического характера. В частности физика, как одна из
общетеоретических дисциплин, является не только теоретико-экспериментальной
наукой, но и основой техники и технологии.
§1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПРОЦЕССА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики
преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит
историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на
основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений
педагогических наук, а также уменьшает вероятность появления действительно
новых концепций обучения, в которых нуждается высшее техническое образование.
Актуальность
рассмотрения исторического аспекта проблемы детерминирована, прежде всего, тем,
что в течение десятилетий государство, общество, непосредственно представители
педагогической науки и практики выражали неудовлетворенность качеством и
уровнем эффективности функционирования системы отечественного образования в
целом и каждым её структурным звеном в отдельности. Рассмотрение избранной
проблемы вызвано необходимостью исторической преемственности поколений и
важностью обращения к историко-педагогическому наследию, особенно в условиях
вступления страны в третье тысячелетие и его первый век – «век образования»
(Б.С. Гершунский, Е.Б. Захарова, В.В. Краевский и др.). Среди широкого
комплекса инновационных подходов, личностно-ориентированных методик и
информационных технологий особую ценность представляют те из них, с помощью
которых будут подготовлены высококвалифицированные специалисты-инженеры,
соответствующие требованиям современной социокультурной ситуации и учитывающие,
что выпускник университета обладает особыми качествами. Одим из отличий
университетского образования указал еще в XIX в. Дж. Ст. Миль – «это умение
ориентироваться в поле человеческого знания, умение схватывать взаимосвязи
между отдельными предметами, особый математический взгляд на вещи, который
позволяет действовать с новым и неизвестным, исходя из знания целого».[1] Фактически в этой цитате
выражена мысль о важной роли фундаментальной компоненты в содержании любого
образования. Не составляет исключения и инженерное образование.[2] В последние годы о
фундаментализации высшего инженерного образования говорят на всех уровнях,
особенно через призму физического знания, т.к. физика является не только
«прародительницей» большинства технических наук, но и представляет собой одну
из тех немногих учебных дисциплин, которые формируют научное мышление и научное
мировоззрение.
Исторически в
России высшие технические школы развивались в тесной связи с
естественнонаучными факультетами университетов, что гарантировало серьезную
фундаментальную подготовку выпускников. Уровень высшего технического
образования в России был очень высок, этот факт признавался специалистами всего
мира[3]. Исследование логики
исторического развития высшего технического образования в контексте педагогики
показало, что высшая школа с 20-х годов ХХ века прошла три этапа становления:
- период
строительства коммунизма с 1917г. - 1985г. Для данного периода характерно
преобладание в системе высшего образования деятельностного подхода на фоне
четко выраженной коммунистической идеологизации. Подготовка специалистов носила
избыточно прагматический, утилитарный и идеологизированный характер;
- период перестройки 1985 г. - начало
90-х. В содержании высшего образования происходит отказ от коммунистической
идеологии. Образовавшийся вакуум приводит к потере ценностных ориентиров в
области образования, в центре которого стали находиться конкретные, необходимые
для успешного ведения профессиональной деятельности, знания, умения, навыки, а
не сам человек, его устремления, интересы, личностные особенности;
- современный
период – с 90-х годов ХХ века. Понимание необходимости восстановления
утраченной традиции сочетания развития личности и профессионального образования.
Стратегию высшего технического образования составляет соответствие личности
инженера современной социокультурной ситуации, т.е. человек техногенной
цивилизации становится смыслом современного инженерного образования.
Следует отметить,
что в последние десятилетия наметились отрицательные тенденции снижения роли
фундаментальной подготовки в инженерном образовании. Это выражается и в том,
что с конца 50-х и до начала 90-х годов XX века объем курса физики в
технических вузах уменьшился в среднем вдвое, в 90-е и последующие годы
продолжалось его дальнейшее сокращение.
Так еще в середине ХХ А.Ф. Иоффе, уделяя
огромное внимание проблеме подготовке молодых специалистов в Политехническом
институте, выстроил четкую собственную концепцию преподавания курса физики в
высшей технической школе, основные положения которой были им опубликованы еще в
1947 и 1951 гг. А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только
общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное
образование. По его мнению, для полноценного преподавания курса физики
необходимо учитывать следующее:
-связь научно-исследовательской тематики
кафедры физики со спецификой вуза, что привлечет к ней интерес технических
кафедр и обеспечит приток аспирантов и оборудования;
- курс и учебник физики приспособить к
профилю вуза или специальностей; согласовывать материал с техническими
кафедрами, удовлетворять их запросы, но и давать знания по всем разделам
физики, тем более актуальным в данный момент;
- кроме общего курса физики должны быть
и спецкурсы, согласованные с задачами втуза; лекционный курс (порядка 120 ч)
необходимо удвоить.
Изучая процесс взаимодействия физики и
технического образования, целесообразно акцентировать внимание на трудах
знаменитого физика и педагога советского периода И.В. Савельева. С именем И.В.
Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей
страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы, фундамент
которой – его широко известный трехтомный учебник по курсу общей физики для
втузов. Успехи российских специалистов в области физических и технических наук
в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов изучали общую
физику по учебнику И. В. Савельева. Педагогическую деятельность в МИФИ И. В.
Савельев начал в 1952 г. Под руководством и при непосредственном участии И. В.
Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической физики МИФИ был
создан факультет повышения квалификации преподавателей физики вузов. Написанный
им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с расширенной
программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом более 4 млн
экземпляров.
Вообще советская
физика всегда была гордостью нашей страны. Имена А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.Д.
Ландау и многих других вписаны в анналы мировой науки. Именно благодаря
достижениям физики, Советский Союз в середине прошлого столетия вышел на
передовые рубежи научно-технического прогресса. Высокий авторитет фундаментальной
физики и успехи в ее практическом использовании были бы невозможны без
эффективной системы взаимодействия с техническим образованием, которая
реализовалась в вузах и университетах страны.
Но в последней
четверти ХХ века число преподавателей, имеющих высшее образование физического
профиля, упало до 40%.[4]
В подавляющем большинстве технических вузов отменены вступительные экзамены по
физике, и это произошло на фоне снижения уровня подготовки учащихся по физике в
средней школе. Существовала и существует еще одна проблема – это
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования,
которые разрабатываются на основании «Требований к блоку естественнонаучных
дисциплин», снижают число часов, отводимых на изучение физики до (30–40) % от
рекомендованного.
В рамках
реферативной работы крайне сложно раскрыть актуальную проблему взаимодействия
физики и технического образования, но становится очевидным, что все
перечисленные факты приводят к тому, что во второй половине ХХ века
«большинство студентов технических вузов имеют дело не с физикой, а с ее
профанацией».[5]
Ограничение фундаментальной естественнонаучной подготовки в технических вузах
привело к тому, что у дисциплин, в частности физики, не только исчезает мировоззренческий
подтекст, но и приводит к серьезному снижению уровня фундаментальной подготовки
студентов технических университетов и ставит под вопрос статус технического
образования.
§2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса
в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского
периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко
многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, социально-гуманитарного
содержания, не составила исключения педагогическая наука. В этой области
произошла весьма болезненная методолого-стратегическая ошибка смещения, а затем
и замены понятий революционного и реформационного путей преобразований в
советской школе перестроечного периода и в «новой» школе постсоветского
периода. Стремление к революционным преобразованиям в период перестройки,
представляемым как инновационные, превратило жизненно необходимый путь образовательных
реформ в свою содержательную противоположность.
В условиях обострения основных социально-экономических и политических противоречий
была сформулирована идея необходимости реформы советской школы в широком
понимании, осуществление которой тормозилось в связи с тем, что ее реализация
началась до развертывания перестройки всей общественной жизни, была попыткой
перемен лишь в одной сфере – образования. Так академик Б.Т. Лихачев отмечал,
что «коренная причина кризиса в образовании заключается в психической,
научно-педагогической и нематериальной неподготовленности реформы.
Необходимость решительных перемен в образовании была глубоко осознана и
осмыслена с точки зрения новых экономических и политических, нравственных,
этетических требований жизни общества к подрастающему поколению. Но реализация
реформы оказалась необеспеченной с точки зрения ее
содержательно-педагогического исполнения, материальной базы и организационно-мобилизационной
готовности всех воспитательно-образовательных сил общества».[6]
В 80-е – 90-е годы ХХ века российская система образования также и в
области физики начала давать сбои. Примитивное понимание «гуманитаризации»
образования, переход страны к рынку, перераспределение ресурсов в пользу
нематериальных секторов экономики привели к резкому снижению привлекательности
физики и других естественных наук у молодежи. На государственном уровне активно
обсуждался вопрос об объединении школьных естественнонаучных предметов в один
– естествознание.
Невозможно не отметить, что в период перестройки в средней
общеобразовательной школе основным принципом являлся политехнизм и соединение
обучения школьников с производительным трудом на современной технической и
технологической основе. Б.Т. Лихачев отмечал, что «политехнизм необходимо
осуществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как нового способа
мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями,
научными учреждениями, агропромышленными государственными, колхозными,
арендными, подрядными объединениями. Это обеспечивает не только современный
уровень среднего образования, но и воспитания интеллектуально-развитого типа
личности. Суть политехнизма - в органическом единстве общеобразовательных и
политехнических знаний, в применении этих знаний на современном производстве.
Научно-теоретическая сущность современного производства становится органической
частью общеобразовательного знания. Политехнические сведения пронизывают
естественнонаучные предметы и, наряду с этим, могут быть сконцентрированы в
специальной учебной дисциплине. Кроме того, необходимо применение учащимися
политехнических знаний в условиях современного производства, более глубокое
постижение через производство этих знаний, формирование каждым учащимся в себе
характера современного индустриального рабочего»[7].
В этих условиях физика, как и другие фундаментальные науки, не являясь
профилирующей в технических вузах, но, имеющая мировоззренческое назначение и
вместе с математикой призванная формировать фундамент, являющийся основой для
прикладных наук, оказалась невостребованной. Например, ни нелинейная наука, ни
диссипативные открытые структуры, ни современные достижения в физике
конденсированного состояния не были отражены в программах по физике для высшей
школы. Лабораторная база физического практикума, за очень редким исключением,
фактически пришла в негодность из-за отсутствия материальных средств на ее
модернизацию. Создание методической и научно-популярной литературы, учебных
пособий по физике фактически никем не контролировалось, несмотря на
исключительно большие возможности современных технических средств популяризации
знаний.
Уже с 90-х годов в подготовке будущих инженеров стал увеличиваться
разрыв между теоретическими знаниями и практической базой из-за сокращения
производственных практик. Высшая школа оказалась оторванной не только от
производства, но и от настоящей науки. С падением производства все труднее
стало осуществлять интеграцию образования, науки и производства. Как известно,
востребованность специалистов определяется в основном их способностью быть
мобильными и конкурентоспособными в условиях рыночной экономики, а уровень
знаний становится важнейшим критерием компетентности. Однако в 90-е годы
молодые специалисты в значительной части оказались не готовыми к созданию и
использованию технологий новых поколений, не получили должных навыков
применения средств автоматизации технологических процессов, проектирования и
научных экспериментов, управления производством.
Страницы: 1, 2
|
|