бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей бесплатно рефераты

Метод решения педагогических задач является более сложным, так как требует самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Этот метод способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Предлагается проанализировать свои действия как педагогов и доказать их правоту или ошибочность. Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

По мнению Зверевой О. Л. и Кротовой Т. В., основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, который способствует развитию самонаблюдения и самооценки. С этой целью применяется инструкция о самонаблюдению и наблюдению за ребёнком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребёнком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдаётся ребёнку, как ребёнок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т. д. Небесполезны советы родителям: прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребёнка, нужно постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребёнок понял их указания, что подумал, почувствовал.

Арнаутова Е.П. рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения [2]. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребёнке. Здесь возможны задания в проигрывании ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. Очень важно, что в условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них.

Таким образом, применение выше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями детства.



2. Воспитание педагогической культуры родителей посредством рационального использования форм и методов общения педагога с родителями ДОУ

2.1 Выявление уровня педагогической культуры родителей


С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья».

 Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

 Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников второй младшей группы Цветик-семицветик. С этой целью решались следующие задачи:

1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографического паспорта семьи.

2. Выявление основных семейных ценностей.

3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.

 Диагностика проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей группы Цветик-семицветик 18 сентября.

 С целью корректировки педагогического воздействия необходимо составление социально-демографического паспорта семьи (Приложение 1).

 В результате изучения семей по социальному, образовательному признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семей являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляют рабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются работниками коммерческих организаций, 8% - инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%. Большая группа родителей, в основном матерей, не работают – 22% .

 Образовательный уровень родителей: среднее —13,5%, среднее техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное высшее —8% ; высшее — 27% .

 Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями.

Под ценностями мы подразумеваем то, что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. С целью анализа семейных ценностей родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).

В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 40 % обследуемых считают здоровье, 20% - материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% - послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% - самостоятельность.

Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта, образованность.

С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение 4). Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.

 На второй вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 40% семей , не поддерживают другие члены семьи – 20%, испытывают недостаток педагогических знаний 25% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 50% семей – наказания, поощрение используют 20%, а запрещение – 15% семей.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.

Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.

Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.

Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6 человек со средним уровнем педагогической культуры – 30%, 14 человек – с низким уровнем – 70%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.


2.2 Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй

Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего же начать? Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребности детского сада и не образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивные отношения с родителями необходимо следовать принципам:

1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.

2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.

4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы составили модель форм работы педагогов ДОУ с родителями (Приложение 5). С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала в процессе той или иной формы нами использовались методы активизации родителей (Приложение 6).

 Учитывая вышеизложенное нами был составлен перспективный план работы с родителями на 2008-2009 учебный год (Приложение 7). При этом мы руководствовались следующим: отказ от чтения «докладов», лекций, а использование нетрадиционных форм работы с родителями с включением различных методов активизации родителей.

В Приложении № 8 представлены сценарии родительских собраний «Будем знакомы!», «Какие игрушки нужны вашим детям?» и ток-шоу «Почему ребёнку нужна игра?», способствующие расширению и углублению знаний и умений родителей в области воспитания детей дошкольного возраста. Значительная часть работы организовывалась одновременно с детьми и родителями. Общение педагогов и родителей построено на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнёра по общению.

2.3 Сравнительный анализ уровня сформированности педагогической культуры родителей


Целью данного этапа эксперимента является подведение итогов проделанной практической работы по воспитанию педагогической культуры родителей. С этой целью использовалось анкетирование родителей. Анкета была составлена О. Л. Зверевой (Приложение 4).

В результате проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для улучшения воспитания ребенка в семье необходимы регулярные встречи со специалистами в ДОУ (на 5%). Родители по-прежнему сталкиваются с трудностями в воспитании детей, но число родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний увеличилось на 3%. В результате сравнительного анализа уровня сформированности педагогической культуры родителей выявлена положительная динамика (Приложение 9). Увеличилось число родителей со средним уровнем педагогической культуры – на 3 человека (на 15%). Появился 1 родитель с высоким уровнем (5%).

Заключение

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Проведённое исследование доказало, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.


Список использованной литературы

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: - Топикал, 1994. – 608с.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: Сфера, 2005.-240с.

5. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 26-30.

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.

8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. – 352с.

9. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.

10. Кротов В. Г. Компас для младенца. – М.: КСП, 1995. – 192 с.

11. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М.:АПНРСФСР, 1959.–Т. 6.

12. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

13. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 19999. – 464 с.

14. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

15. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.

16. Никитина Л. А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990.

17. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.

18. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

19. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

20. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста:– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

21. Петроченко Г. Г. «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике», Минск, 1984.

22. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. - №4.-с.98-114.

23. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

24. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.

25. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

26. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

27. Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку. – 2005-№3.-с. 3-21.

28. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.–М.:Просвещение, 1979.

29. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова.–М.:Политиздат,1980-444с.

 


Страницы: 1, 2, 3