Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей
Метод решения педагогических
задач является более сложным, так как требует самостоятельного ответа на вопрос:
«Как поступить?» Этот метод способствует формированию у родителей умения видеть
свои ошибки и намечать пути их преодоления. Предлагается проанализировать свои действия
как педагогов и доказать их правоту или ошибочность. Достоинством данного метода
является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения
различных позиций.
По мнению Зверевой О. Л. и
Кротовой Т. В., основным методом формирования родителей как педагогов является анализ
собственной воспитательной деятельности, который способствует развитию самонаблюдения
и самооценки. С этой целью применяется инструкция о самонаблюдению и наблюдению
за ребёнком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребёнком,
за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких
замечаний отдаётся ребёнку, как ребёнок реагирует на наказания, поощрения, строгий
тон и т. д. Небесполезны советы родителям: прежде чем применять какой-либо метод
воздействия на ребёнка, нужно постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить,
как ребёнок понял их указания, что подумал, почувствовал.
Арнаутова Е.П. рекомендует
использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения [2]. Когда
родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему
расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребёнке.
Здесь возможны задания в проигрывании ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите
подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. Очень важно, что
в условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих
воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении,
что может способствовать освобождению от них.
Таким образом, применение
выше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно
дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации,
которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение
поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить
тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм
и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно
решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями
детства.
2. Воспитание педагогической культуры
родителей посредством рационального использования форм и методов общения педагога
с родителями ДОУ
2.1 Выявление уровня педагогической
культуры родителей
С целью выявления особенностей
и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие
методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями,
тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением
родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время
сюжетно-ролевой игры «Семья».
Изучение семьи воспитанника
позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад
традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка
с родителями.
Целью данного этапа исследования
является выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников
второй младшей группы Цветик-семицветик. С этой целью решались следующие задачи:
1. Определение типа семьи,
образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографического
паспорта семьи.
2. Выявление основных семейных
ценностей.
3. Выявление уровня педагогической
культуры родителей.
Диагностика проводилась на базе дошкольного
образовательного учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей
группы Цветик-семицветик 18 сентября.
С целью корректировки педагогического
воздействия необходимо составление социально-демографического паспорта семьи (Приложение
1).
В результате изучения семей по социальному,
образовательному признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семей
являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляют
рабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются работниками коммерческих организаций,
8% - инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%.
Большая группа родителей, в основном матерей, не работают – 22% .
Образовательный уровень родителей:
среднее —13,5%, среднее техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное
высшее —8% ; высшее — 27% .
Полученные данные важны для
создания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированного
общения с родителями.
Под ценностями
мы подразумеваем то, что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают
в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. С целью анализа семейных
ценностей родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно
выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).
В результате
анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 40 % обследуемых
считают здоровье, 20% - материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10%
- послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% - самостоятельность.
Примечательно,
что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умение
подчиняться, верность, доброта, образованность.
С целью выявления уровня педагогической
культуры родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение
4). Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические знания из
средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают
педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.
На второй
вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей, 45%
семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогают
в решении проблем воспитания.
Родители
сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 40%
семей , не поддерживают другие члены семьи – 20%, испытывают недостаток педагогических
знаний 25% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никто
из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.
Для воспитания
ребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 50% семей – наказания, поощрение
используют 20%, а запрещение – 15% семей.
В качестве
поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей,
ласки 25% семей.
Наиболее
действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей,
словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями
обиды 20% семьи.
Для улучшения
воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч
со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража
педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15%
родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.
Полученные
данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6 человек со средним уровнем
педагогической культуры – 30%, 14 человек – с низким уровнем – 70%, высокий уровень
в обследуемой группе отсутствует. Уровень психолого-педагогической просвещенности
родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических
знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание
ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность
сотрудничества с воспитателями.
2.2 Повышение уровня педагогической
культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй
Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и
углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего же начать?
Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными.
Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального
контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного
контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей
информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей
целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребности
детского сада и не образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивные
отношения с родителями необходимо следовать принципам:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше
спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать
родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их
ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения
сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы,
нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на
предложения, идеи и просьбы родителей.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать
решения. Педагог помогает членам семей обобщить
то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении
услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным
с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда,
где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
3. Определение
и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях
и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством
записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах
и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей
в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.
4. Уважение
разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства
родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать
у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
5. Создание
дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи
возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители
при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать
в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
В результате
анализа психолого-педагогической
литературы мы составили модель форм работы педагогов ДОУ с родителями (Приложение
5). С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным
опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала
в процессе той или иной формы нами использовались методы активизации родителей (Приложение
6).
Учитывая
вышеизложенное нами был составлен перспективный план работы с родителями на 2008-2009
учебный год (Приложение 7). При этом мы руководствовались следующим: отказ от чтения
«докладов», лекций, а использование нетрадиционных форм работы с родителями с включением
различных методов активизации родителей.
В Приложении
№ 8 представлены сценарии родительских собраний «Будем знакомы!», «Какие игрушки
нужны вашим детям?» и ток-шоу «Почему ребёнку нужна игра?», способствующие расширению и углублению знаний и умений родителей в области воспитания
детей дошкольного возраста. Значительная часть работы организовывалась одновременно
с детьми и родителями. Общение педагогов и родителей построено на основе диалога,
открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнёра по общению.
2.3 Сравнительный анализ
уровня сформированности педагогической культуры родителей
Целью данного
этапа эксперимента является подведение итогов проделанной практической работы по
воспитанию педагогической культуры родителей. С этой целью использовалось анкетирование
родителей. Анкета была составлена О. Л. Зверевой (Приложение 4).
В результате
проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для улучшения
воспитания ребенка в семье необходимы регулярные встречи со специалистами в ДОУ
(на 5%). Родители по-прежнему сталкиваются с трудностями в воспитании детей, но
число родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний увеличилось на 3%.
В результате сравнительного анализа уровня сформированности педагогической культуры
родителей выявлена положительная динамика (Приложение 9). Увеличилось число родителей
со средним уровнем педагогической культуры – на 3 человека (на 15%). Появился 1
родитель с высоким уровнем (5%).
Заключение
Главной ценностью
педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание,
социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители
могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.
С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество
детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного
и общественного воспитания.
Каждая форма
общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое
применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания
родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и,
таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации
и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования
разнообразных методов активизации родителей.
Проведённое исследование доказало, что использование
разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации
родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
Список использованной
литературы
1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.
М.: - Топикал, 1994. – 608с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ
с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух
словах. М., 2002.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком.
Как? - М.: Сфера, 2005.-240с.
5. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия
детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных
трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 26-30.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение
педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские
собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
8. История дошкольной педагогики: Учебное
пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение,
1989. – 352с.
9. Колодяжная Т. П. Управление современным
дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое
обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.
10. Кротов В. Г. Компас для младенца.
– М.: КСП, 1995. – 192 с.
11. Крупская Н. К. Педагогические сочинения.
– М.:АПНРСФСР, 1959.–Т. 6.
12. Лешли Д. Работать с маленькими детьми,
поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
13. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций:
Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт,
19999. – 464 с.
14. Метенова Н. М. Родительские собрания
в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
– 104 с.
15. Мудрость воспитания: Книга для родителей
/ Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987.
– 288 с.
16. Никитина Л. А. Мама или детский сад.
– М.: Просвещение, 1990.
17. О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.
18. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации
в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
19. Педагогический энциклопедический словарь/
Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова
и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.
20. Петерина С. В. Воспитание культуры
поведения у детей дошкольного возраста:– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
21. Петроченко Г. Г. «Педагогические ситуации
в дошкольной педагогике», Минск, 1984.
22. Рубченко А. К. Подходы к проблеме
детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. –
2005. - №4.-с.98-114.
23. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные
инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
24. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.:
И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.
25. Соколова В. Н., Юзефович Г.
Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение,
1991. - 223 с.
26. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного
учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
27. Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку.
– 2005-№3.-с. 3-21.
28. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя
школа.–М.:Просвещение, 1979.
29. Философский словарь/Под ред. И. Т.
Фролова.–М.:Политиздат,1980-444с.
Страницы: 1, 2, 3
|