бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы бесплатно рефераты

Третья точка зрения: женщина может быть руководителем, но в пределах ограниченного пространства, на традиционных женских должностях, под началом мужчины и т.д. Основание есть. Дело в том, что линейные должности в сфере, например, промышленного производства (мастер, старший мастер, начальник участка и цеха, заместитель начальника цеха) находятся на передовой линии борьбы за план, выполнение заданий. Это наиболее загруженная и даже перегруженная часть руководителей. Несколько меньшая, хотя по своему содержанию непростая нагрузка у тех, кто возглавляет так называемые функциональные подразделения – отделы, службы, бюро, лаборатории. Руководящие должности здесь более посильны для женщины. Поэтому на практике волей-неволей сложилась иерархия женских руководящих мест.

Среди мужчин есть и такие, которые не делают особых различий между руководителями мужчинами и женщинами. Сегодня в промышленности работает около 12% женщин-руководителей. Принципиальные аргументы сторонников «равных природных сил», хотя и категоричны, но понятны. Мужчина-руководитель означает: быть продолжению многовековых традиций и устоявшейся психологии. Женщина-руководитель – это своеобразный вызов: не быть мужскому гегемонизму, привычному, закрепившемуся во взглядах. И вместе с тем, быть или не быть женщине руководителем, настолько плотный клубок, что одна нитка–проблема тянет за собой другую.

Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровым резервом.

Считается, что не последнее значение имеет личная симпатия. Хотя об этом не принято распространяться, но следует признать, что психологические факторы играют очень важную роль в руководстве. Некоторые женщины стали руководителями (и при этом хорошими), благодаря симпатии к ним и поддержке со стороны мужчины. Без этого женщину просто-напросто «съели» бы «дикие звери» в дремучем управленческом лесу». И наоборот, другие не проявили своих организаторских способностей, потому что им вовремя не помогли, не помогли словом и делом.

Но все же выдвижение женщин на руководящие должности не имеет устойчивого организаторского характера. Ребенок, так нужный обществу, становится преградой на пути деловой женщины. Иных молодых женщин-специалистов с высшим образованием сильно задевает факт, когда в руководители сватают только лиц мужского пола. Думается, что в данном отношении мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки и выдвижение кадров. Каждый стремится выбрать то, что ему нравится. И вопрос быть или не быть руководителем пусть желающий решает, прежде всего, сам и на семейном совете.


1.4 Личные качества женщины-руководителя


Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола.

Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем:

а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко отказывается от предлагаемой должности, даже если она ей соответствует);

б) внутренняя неготовность многих мужчин иметь руководителя – женщину.

Требования, предъявляемые к женщине-руководителю в целом идентичны «мужскому набору правил», однако имеются и некоторые специфические отличия. В разных источниках подчеркивается важность более чем ста качеств, необходимых женщинам, занимающим руководящие должности. Прежде всего, это женственность, обаяние, привлекательность. Женщина – руководитель, перенимающая худшие мужские качества (грубость, крикливость и т.п.) обычно не пользуется авторитетом у подчиненных.

Вторая группа качеств, которые ценятся у женщины – руководителя, аналогична мужским: деловитость, дисциплина, знание дела, организованность и т.п. Эти качества имеют свой оттенок. Если сухость, лаконичность, жесткость мужчины в деловом общении считается нормальной, то со стороны женщины они воспринимаются как черствость, казарменность. Подчиненные хотят видеть в женщине «милосердную»; «мягкую» деловитость, лишенную металлических конструкций и звучаний.

У женщины – руководители имеются следующие преимущества перед руководителями мужчинами:

а) обычно они точнее распознают особенности человека по внешнему облику, точнее улавливают ситуацию при общении;

б) при планировании женщины обычно не строят отдаленных планов, они более ориентированы на реальность.

Преимущества мужчины – руководителя перед женщиной – руководителем можно свести к ряду моментов:

а) мужчины обычно смелы и чаще склонны к риску;

б) от мужчин чаще можно ожидать творческих находок;

в) обычно у мужчин лучше развиты математические способности.

Таким образом, можно прогнозировать, что женщина будет более успешна в качестве менеджера или второго лица при инициаторе дела. Однако успех для женщины не исключен и в качестве новатора, хотя этот вариант встречается значительно реже, чем у мужчин.


Глава 2. Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы


2.1 Краткая характеристика школы


Рассмотрим анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы.

Название школы: Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида".

Адрес школы: г. Муром, ул. Тимирязева, 2.

Данная школа обладает двумя зданиями, одно из них – для учеников начальных классов, второе – для учеников среднего и старшего звена.

Во дворе школы имеются спортивная площадка, футбольное поле, а также небольшой огород.

Рассмотрим деятельность женщины-руководителя на примере директора данной школы. Для начала рассмотрим должностные обязанности директора школы.

Структура персонала школы представлена в приложении 1.


2.2 Должностные обязанности директора школы


На директора школы возлагаются следующие обязанности, а именно директор:

1) организует и контролирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает качество знаний и высокий уровень воспитанности;

2) осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения квалификации работников;

3) осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;

4) организует работу по профессиональной ориентации учащихся;

5) направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействие самодеятельным организациям школы;

6) организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляет работу родительского комитета;

7) устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и Уставом круг обязанностей работников школы;

8) обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности в школе;

9) отчитывается о работе школы перед соответствующими органами, выступает в качестве ее представителя в общественных организациях и перед населением, является распорядителем кредитов;

10) в установленном порядке принимает на работу и увольняет с работы учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школы, поощряет работников школы и учащихся и налагает на них взыскания.


2.3 Личностные качества руководителя школы


Какими качествами должен обладать директор школы вообще? Рассмотрим их. Это:

1.                 политическая зрелость,

2.                 любовь к детям и к работе с детьми,

3.                 чувство долга и ответственности,

4.                 дисциплинированность, трудолюбие, работоспособность и физическая выносливость,

5.                 чувство нового и интерес к нему,

6.                 энергичность, настойчивость, решительность, целеустремленность,

7.                 сообразительность, быстрая ориентация, предвидение возможных реакций учеников, педагогов, прогнозирование дальнейшего поведения членов педагогического коллектива,

8.                 спокойствие и выдержка, тактичность, умение работать с людьми,

9.                 приветливость, устойчивость настроения, мажорный тон, оптимизм,

10.            разносторонность, общая высокая культура, приятные манеры, культура речи, логичность мысли, умение распределять внимание,

11.            собственный стиль руководства.

Обычно, директорами школы назначают женщин. Это связано с тем, что изначально в учителя идут женщины в связи с невысокой заработной платой. Да и коллектив в школах обычно сугубо женский. А в таком коллективе обычно бывают ссоры, сплетни, зато не бывает служебных романов. Директор школы в таком коллективе должен обладать такими качествами, как справедливость и внимательность, чтобы вовремя заметить намечающиеся конфликты и попытаться их избежать.


2.4 Имидж директора школы


Эффективное управление школой, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается. Руководитель школы является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с четырьмя социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом и родителями. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона.

Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, ему необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса директора школы. Общеизвестно, что без должного социального признания руководитель школы не может возглавлять образовательное учреждение. Таково одно из существенных отличий определения профессиональной пригодности руководителя школы как управленца.

Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге, обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.

Современный директор школы - это профессионал, эрудит, добросовестный работник. Однако, общаются с директором школы педагоги в основном по необходимости. Риторическим искусством значительное большинство руководителей школ не владеет. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой. Что свидетельствует о преобладании в педагогических коллективах формальных отношений с руководителями школ. Как отмечалось выше, преобладание формальных отношений в школьном коллективе противоестественно природе этого социума и его предназначению.

Современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей, правильно определять цели, находить пути их достижения. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным персональным имиджем.

Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ – это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни.

В нашей жизни имеется немало примеров таких руководителей школ. Например, такой личностью является Иванова И.И. – директор "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида". Будучи в преклонном возрасте, она являет собой облик эстетически привлекательного руководителя и блестящего профессионального управленца. Она всегда строго и со вкусом одета - строгий синий костюм с пепельной белой блузой и кружевными манжетами. А также отличается такими качествами, присущими не каждому руководителю – справедливостью, стремлением к саморазвитию, оптимизмом, строгостью, но, в то же время, отличным чувством юмора. Дети и сотрудники школы любят своего руководителя и относятся к ней с уважением.


2.5 Анализ деятельности директора в школе


Директор "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида" предложила систему дополнительного образования в школе. В школе были открыты более 10 наименований кружков, секций, факультативов, в которых были представлены самые разнообразные виды деятельности. Появились новые виды деятельности дополнительного образования:

1.                 Бисероплетение;

2.                 Папье-маше;

3.                 Мягкая игрушка;

4.                 Резьба по дереву;

5.                 Рисование;

6.                 Ритмика;

7.                 Музыка;

8.                 Баскетбол;

9.                 Футбол;

10.            ЛФК (лечебно-физическая культура).

Занятия проводятся во второй половине дня. В различных формах организации дополнительного образования заняты все учащиеся, многие посещают несколько кружков.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому важной составляющей работы центра дополнительного образования является создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

В связи с этим директором школы решаются задачи:

1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования.

2. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности.

3. Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

5. Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

В школе уроки строятся с соблюдением:

1.Строгой дозировки учебной нагрузки;

2.Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3. Соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4. Благоприятного эмоционального настроя.

Содержание педагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе: программе базового образования или программе дополнительного образования. И те, и другие имеют общие для программ требования и компоненты, но программы дополнительного образования имеют специфические особенности, поскольку в образовательный процесс учреждения дополнительного образования входит и обучение и воспитание. Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в школе полного дня, в силу своей специфики должна отражать весь учебно-воспитательный процесс и оздоровительный процесс в целом. Программа утверждается директором школы за подписью и печатью.

Таким образом, школа, работая в режиме полного дня, получила высокую оценку у родителей. Родителями был также отмечен широкий выбор кружков и студий, секций спортивного направления и дополнительных предметных занятий по интересам учащихся.

Таким образом, образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования детей в "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида" отвечает следующим требованиям:

                имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков школьников, реализацию их интересов;

                является разнообразным как по форме – групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию, то есть способствуют развитию общих и специальных способностей детей;

                основываются на многообразии дополнительных образовательных программ;

                базируются на развивающих методах обучения детей.

Работа таких секций дополнительного образования как футбол, баскетбол, ЛФК (под руководством педагогов Беленкова Н.А. и Собачкина В.Е.) сами по себе работают на сохранение и укрепление здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

Занятия аэробикой, художественной гимнастикой являются важными еще и тем, что, здесь возможны занятия сразу для всей семьи, что, помимо собственно «соматического» эффекта, несет в себе и огромный психологический и педагогический потенциал.

Основными содержательными линями программы музыки, ритмики являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

При организации дополнительного образования со здоровьесберегающими технологиями в "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида" создается целостная система с использованием культурологического подхода позволяющего объединить дополнительное образования гуманитарное и естественнонаучное знания, предоставить возможность восприятия мира и в полной мере реализовывать идеи гуманизации и гуманитаризации образования здоровой личности.

Все эти плюсы говорят о положительной работе директора "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида", о его стремлении принести пользу обществу и детям, а также о том, что директор школы хороший руководитель. И данный руководитель пошел в школу именно по призванию.

2.6 Рекомендации по совершенствованию работы директора школы


Итак, как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной. Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы является позитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являются практически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно она выбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость в распределении премий, дополнительных уроков и пр.).

На мой взгляд, в данной школе можно было бы ввести еще несколько кружков, таких как:

1.                 Бадминтон;

2.                 Гитара;

3.                 Макияж для девушек;

4.                 Хозяюшка и домоводство;

5.                 Аэробика;

6.                 Художественная гимнастика;

7.                 Этикет;

8.                 Цифровая Фотостудия;

9.                 Плавание;

10.            Компьютерные курсы;

11.            Уроки шитья.

По окончанию некоторых курсов (например, компьютерных или кройки и шитья) воспитанникам данной школы следует выдавать свидетельства о прохождении данных курсов. Возможно, в будущем им это пригодиться в работе или получении профессии.

Для того, чтобы все это осуществить, директор школы должна запастись терпением и решительностью, чтобы получить разрешение на введение этих кружков у вышестоящего начальства.

Также в школе необходимо сделать ремонт некоторых помещений, а также построить бассейн. А это требует дополнительных вложений, и опять же решительного настроя добиться всего этого, чтобы воспитанники данной школы не чувствовали себя ущемленными в силу своих ограниченных возможностей.

руководитель женщина школа


Заключение


Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышения эффективности работы коллектива.

Руководитель должен заботиться о продвижении сотрудников любого пола. А женщине в качестве руководителя можно отдать в некоторых случаях (в зависимости от условий труда, характера работы и т.д.) предпочтение, т.к. она более глубоко чувствует отношения в коллективе, интуитивно оценивает поведение других людей, более чутко реагирует на нюансы взаимоотношений между людьми и по отношению к себе.

При выдвижении женщины на должность руководителя очень важно признание ее равноправия, равенства ее возможностей и способностей в управлении коллективом. В таких случаях для сохранения паритета наиболее ценных качеств мужчин- и женщин-руководителей рекомендуется в качестве заместителя или помощника назначать мужчину.

Если женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем.

Наукой не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований посвященных влиянию семьи на производство. Другое препятствие в выдвижении женщины на пост руководителя – стойкое убеждение мужчин в том, что женщина должна заниматься больше домом и детьми. Не совсем верна и другая точка зрения, что женщина может быть руководителем только на традиционно женских должностях под началом мужчины.

Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровым резервом.

Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров.

На примере деятельности директора "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида", мы выяснили, что женщина-руководитель может прекрасно руководить организацией, быть лидером, обладать безупречным имиджем, а также более чутко, чем мужчина-директор чувствовать проблемы воспитанников и подчиненных, тем самым более умело управлять людьми.


Список используемой литературы


1.                       Барышева А. Что бы у фирмы было «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.

2.                       Белядский Н.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П. Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001.

3.                       Карезин В. Самый главный экзамен// Управление персоналом.-2000.-№5.

4.                       Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-прак.пособие.-2-е изд.-М.:Дело,2000.

5.                             Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000.

6.                             Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. - М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

7.                             Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

8.                             Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов - Издание 4. – М. Просвещение, 2005 г.

9.                             Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004.

10.                         Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000.

11.                         Харламов И Ф Педагогика: Учебное пособие - Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.

12.                         Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. - №4.

13.                         Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7.

14.                         Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование //Педагогика. – 2005. - №8, нояб.

15.            Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

16.            Балибалова Д. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике. Феми¬низм и российская культура. – СПб.: Питер, 2002.

17.            Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

18.            Березовчук Л. У феминизма не женское лицо. // Октябрь. – 2002. – №1.

19.            Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

20.            Кириленко О. Политика, социальное развитие и женщина. // Персонал. – 2001. – №3.

21.            Кисилева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира. // Общественные науки и современность. – 2003. – №3.

22.            Куликова Л.Г. Профессиональная деятельность как путь личностного совершенствования современной женщины. // Актуальные проблемы современной науки. – 2004. – № 6.

23.            Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.

24.            Чирикова А. Женщина – менеджер в современном бизнесе. Гендерный калейдоскоп. – М.: Академия, 2001.

25.            Основы теории экономического управления предприятие», С.А. Жданов. – М.: Финпресс, 2000 г.

Размещено на


Страницы: 1, 2