Аналитико-синтетический метод в обучении современных первоклассников чтению
При действиях со знаковыми системами самое
важное - установление отношений между знаком и обозначаемой им
действительностью. Со знаками никаких предметных действий производить нельзя;
их можно только читать, записывать. Знаковая запись является своеобразной
краткой условно записанной инструкцией, в которой указаны действительность, с
которой надо действовать, последовательность и характер этих действий. Всякая
действительность - предметы, явления, их качества - имеет названия в форме
слов. Которые представляют собой звуковые сочетания, условно обозначающие эти
предметы и явления. Эти названия употребляются и как названия знаков.
Д.Б.Эльконин в формировании у детей действия
чтения выделяет следующие этапы:
1)форменный анализ слов. Звуковой анализ
понимается как слышание отдельных звуков в словах, и используется для
ознакомления с буквами. Слова разлагаются на слоги, а слоги на отдельные звуки.
Из числа выделенных звуков фиксируется внимание на каком0нибудь одном. Этот
звук дети и учатся находить в словах - в начале и конце слова. После того, как
звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.
При таком подходе к звуковому анализу отдельный
звук выступает как изолированный от других, безотносительно к функции
различения слов по их звуковой форме, а вся совокупность звуков данного языка
выступает состоящее из отдельных частей неупорядоченное множество.
Необходимость упорядочивания звуковой системы языка возникает лишь при решении
орфографических задач. Фонемный анализ не служит для выделения фонемы и
связыванию ее с буквой, а дает ориентацию ребенку в звуковой системе языка, без
которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то
есть невозможно научить читать. Фонемный анализ, в отличие от фонематического
восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения,
выделение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования,
сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия,
соотнесение различий в значениях слов с различиями в их фонемном составе.
Только на основе фонемного анализа может быть сформировано знание о фонемном
составе языка, системе фонем и тех основных противопоставлениях, которые
характерны для данного языка.
Объектом фонемного анализа могут выступать:
слово в целом как элементарная единица общения; структурно-морфемные части слов
как носители возможных сообщений; артикуляторно - произносительные части слов -
слоги. Таким образом, фонемный анализ - это установление последовательности
фонем в полном слове. Однако при обычном произнесении слов, служащем целями
общения, отдельные фонемы не выделяются. Д.Б.Эльконин предлагает после освоения
произнесения слова с интонационным подчеркиванием очередного звука на
односложных словах переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых
слогов.
Стадии фонемного анализа:
а) интонационное выделение порядка,
последовательности фонем (изображение предмета на картинке, слово - название
которого чертится в виде графической схемы фонемного анализа слова и потом
анализируется);
б) знакомство детей с различением гласных и
согласных звуков, установление места ударения в значении слов (заполнение граф
- схемы фишками различными по форме или по цвету);
в) знакомство с твердыми и мягкими фонемами.
2)буквы, обозначающие гласные фонемы. Формирование
ориентировочной основы чтения. Суть данного этапа - ознакомление детей с
буквами, обозначающими фонемы. Главные задачи:
а) познакомить детей с буквами как знаками
фонем, не допуская смешения букв и фонем;
б) сформировать опережающую ориентацию на гласные
и согласные фонемы.
Система Эльконина знакомит детей, прежде всего
со всеми гласными звуками и их двойными буквенными обозначениями. При этом у
учащихся формируется ориентация на гласные звуки и их фонемы. После того, как
дети научаться свободно оперировать обозначениями гласных фонем, они переходят
к этапу «словоизменение», куда входит как трансформация одного слова в другое,
так и получение разных форм одного и того же слова (мел - мял, мул, мюл, мол,
мёл, мыл, мил).
3) ознакомление с буквами, обозначающими
согласные фонемы. Формирование основного механизма чтения.
На данном этапе дети производят одновременную
трансформацию звонких и соответствующих согласных букв. Им предлагается работа
с окошечками, при которой к каждой новой согласной букве подставляются все
гласные и читаются образованные таким образом слоги (ма - мя, му, мю, мо, ме,
мё, мы, ми).
Разработанная Элькониным система оказалась
применимой не только к русскому языку, но и к другим - польскому, эстонскому,
якутскому, армянскому, грузинскому, болгарскому, фонематическая система которых
и алфавиты построены иначе, чем в русском языке.
Практика и экспериментальные исследования
показали эффективность разработанных принципов и системы обучения чтению.
Во-первых, ускоряется освоение действия чтения.
Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка; у них
развивается фонематический слух, и они очень чутко относятся к звуковой форме
слов. В-третьих, значительно облегчается усвоение письма и орфографии;
количество ошибок при письме снижается. В-четвертых, у детей формируется
интерес к языку и его законам. Наконец, дети скорее и легче переходят к
слитному чтению. По некоторым данным, обучение по разработанной системе
положительно сказывается и на общем умственном развитии детей.
2.3 Методика обучения чтению по системе В.Г.
Горецкого, А.Ф. Шанько
Система обучения детей грамоте, разработанная
авторами, рассчитана на три с половиной месяца учебных занятий.
Система включает в себя иную последовательность
изучения звуков и букв. Расположение звуков (букв) в букваре основывается на
принципе частотности их употребления в русском языке: сначала используются
самые употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее
употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет
заметно разнообразить лексику букваря и ускорить процесс развития технику
чтения. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию
речи и мышления первоклассников в связи с анализом содержания прочитанных
текстов и выполнения специальных упражнений над словом, над предложением, над
связной речью (составление рассказов по серии картин, по аналогии с
прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).
Содержание каждого урока не ограничивается решением
конкретных учебных задач по формированию навыка чтения и письма, но направлено
и на систематизацию представлений детей об окружающей действительности,
осуществление в процессе обучения общественно-политического,
идейно-нравственного и трудового воспитания учащихся. Все это обеспечивается
идейно-тематической целостностью всего учебника и прописи, последовательным
проведением через них нескольких сквозных тем (Родина, школа, город, село, труд
людей разных профессий, времена года, животный и растительный мир и т. д.).
Характер учебных материалов и процесс работы с
ними определяются следующей трактовкой чтения: чтение - это такой вид речевой
деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой,
логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова
по определенным правилам. Они обусловлены своеобразием графики данного языка и
установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях, предложениях
и тексте в целом. Техника и сознательность чтения не противопоставляются и не
отрываются одно от другого; за каждым прочитанным словом должен стоять смысл, а
для этого внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным
сторонам родного языка - фонетической, графической, лексической, грамматико-орфографической,
орфоэпической, стилистической.
Исходным моментом в обучении детей чтению
является анализ звучащей и произносимой речи. Поэтому с первого и до последнего
урока обучения грамоте дети вычленяют из речи предложения, делят их на слова, в
словах определяют количество слогов (особо выделяя ударный), устанавливают
количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в
целом.
Существенная особенность слого-звукового анализа
слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения
чтению и письму, заключается не только в установлении количества и
последовательности звуков, но и в определении характера связи между ними.
Исходные слова подбираются так, чтобы изучаемый звук находился в позиции,
благоприятной для его распознавания, выделения, наблюдения над ним.
Для гласных, как правило, это начало слова или
слога, особенно если слог равен одному звуку, например: о-куни- [о], и-голки -
[и] и т. д.
Согласные звуки по отношению к предшествующему и
последующему звукам характеризуются различной степенью связанности. Наибольшей
степенью связанности обладают слияния согласного с последующим гласным (СГ),
более слабой - согласные звуки за пределами слияния. Вот почему для
ознакомления с согласным звуком берутся исходные слова, где этот звук находится
за пределами СГ, например: барабан- [н], конь- [н΄],
три - [т], пять - [т΄] и др. В
отдельных случаях первоначальное наблюдение над изучаемыми звуками проводится
на словах, в которых эти звуки находятся в СГ (ели, маяк, круги, пастухи и
др.).
Схемы слов - это своеобразные модели
слого-звукового состава слов. Они помогают детям наглядно представить, сколько
в слове слогов и звуков, какова их последовательность, как они связаны между
собой. Использование схем слов чрезвычайно полезно на всех этапах в обучении
детей грамоте, когда необходим слого-звуковой анализ слов.
На первых порах схемы облегчают детям понимание
возможности членения звучащей речи на предложения, предложений на слова, слов
на слоги и звуки; затем служат опорой при выделении изучаемых звуков из
исходных слов, выступают как средство контроля за анализом, осуществляемым при
письме и работе с разрезной азбукой, а также служат своеобразным посредником
при переводе слова видимого (написанного или напечатанного) в слово произносимое,
т. е. при чтении. Использование схем на разных этапах урока в течение всего
периода обучения грамоте является важным условием развития у детей
фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего
слова, овладения продуктивными способами чтения.
При обучении чтению в качестве основной единицы
чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на
чтение слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:
слог, образованный одним гласным (Г), - о-кунь, слог-слияние (СГ) - о-са, слоги
СГС - кот, ССГС - стол, СГСС - куст, ГС - он и т. д., т. е. состоящие из
слияния и одного или несколько согласных, структурно связанных между собой.
На начальных ступенях овладения механизмом
слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном
составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в
букваре вспомогательные пометки являются одним из возможных средств привлечения
внимания ребенка к структуре читаемого слова. Сплошной вертикальной чертой
обозначены слоговые границы, пунктирной вертикальной чертой - согласные вне
слияния.
Внутренний механизм чтения представляет собой
сложное явление с развернутой системой ориентировок и динамичных корректировок,
прежде всего зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных и других
его компонентов. В качестве важнейших зрительных ориентиров выступают такие
графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные
их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и
знаки препинания.
Обучение чтению с самого начала на словах,
имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению
детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской
графики.
Гласные буквы являются ориентирами в
изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты;
окуни, маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и
назвать ее.
Для прочтения согласных букв ориентирами
являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы
нет никакой другой буквы (т. е. идет пробел), произносится соответствующий
твердый согласный звук; если после согласной буквы следует буква ь, то
произносится соответствующий мягкий согласный звук; если после согласной буквы
находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной
букве определить, является он твердым или мягким (и, е, я, ё, ю - показатели
мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу. Если
после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на
последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков,
обозначенных ими, в едином комплексе.
Таким образом, следует учить детей обнаруживать
в читаемых словах:
а) гласные буквы, выступающие в качестве
самостоятельных ориентиров;
б) слияния (СГ), в которых характер произнесения
предшествующего согласного определяется гласной буквой;
в) согласную букву или несколько согласных букв,
находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые
твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;
г) согласную букву или несколько согласных букв,
стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;
д) букву ь после согласных, которая указывает,
что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед
гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние
(СГ), первым элементом которого является звук [й].
При всем многообразии графических ориентиров
особое место занимает гласная буква в сочетании СГ. Поэтому фундаментальное
значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения
слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей
умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и,
наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и
гласные звуки. Этим объясняется, что после ознакомления детей с новой буквой
важным моментом, предшествующим чтению слов разной слоговой структуры, является
обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв.
Авторы методики отмечают, что по мере овладения
детьми навыком чтения не следует искусственно задерживать их на произнесении
вспомогательных единиц в читаемых слогах и словах.
Центральное место на уроках грамоты должны
занимать чтение и анализ текста. Текст служит как для смыслового анализа
прочитанного, так и для его структурного анализа: установления количества
предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскания слов
с изученной буквой, слого-звукового анализа отдельных слов, установления
расхождения или совпадения произношения и написания и т. д. Этот анализ может
сопровождаться обозначением предложений, слов и их частей, схемами и работой с
разрезной азбукой.
В связи с чтением и анализом букварных текстов
могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:
1)пересказ прочитанного и ответы на вопросы,
помещенные после текста;
2)продолжение текста;
3)рассказывание по аналогии;
4)чтение по ролям;
5)словесное рисование;
6)придумывание к прочитанному тексту нового
заголовка и др.
Перед чтением некоторых текстов целесообразно
проводить экскурсию в природу, в зоопарк, в библиотеку и т. д.
2.4.Методика обучения чтению по «Букварю» А.
Клышка
Данный букварь написан на русском языке и
является учебником для учащихся на Республики Беларусь. Методику чтения,
разработанную автором учебника, называют методикой чтения целыми словами.
А.Клышка утверждает, что нельзя смешивать усвоение конфигурации буквы с чтением
слогов. Первая операция является результатом памяти и усваивается через
запоминание и повторение, а вторая - базируется на иной психологической основе,
поэтому изучение букв следует отделить от процесса чтения. Нужно обратить
внимание еще и на то, что сегодня в школу приходят дети с разной подготовкой. В
одном классе часто сидят «несколько классов». Одни ученики читают, другие -
знают только буквы, третьи - не знают и этого. И если изучать сначала звуки и
буквы, то такие «классы» быстрее бы выравнивались.
Новый «Букварь» исходит из того, что важно,
чтобы той или другой букве не просто предшествовал соответствующий звук, а
чтобы вся система согласных звуков предстала перед учеником прежде
соответствующих букв. Дело в том, что один и тот же звук может быть связан по
одному признаку с каким-то одним звуком, по другому - с другим, а по третьему -
с третьим. Например, звук с может смешиваться с з (по противопоставлению глухой
- звонкий) и с ш (как свистящий - с шипящим). В Букваре разделены во времени
следующие процессы: изучение букв, чтение прямого открытого слога (слияния),
чтение слов. Сделано это для того, чтобы разгрузить урок, облегчить усвоение
нового материала: знакомство со звуками, их распознавание, запоминание букв,
чтение слияний, чтение слов, чтение предложений, чтение текста.
В «Букваре» ученику дается единый
артикуляционный прием выделения согласного звука, исходя из учения
В.Богородицкого о согласных как ртосмыкателях и гласных как ртораскрывателях.
Изучение букв начинается не с гласных, а с
согласных. Как показывают экспериментальные данные, именно на фоне усвоенных
согласных звуков и соответствующих букв лучше всего идет осознание
первоклассниками гласных в слоге и прямого слога СГ как неразрывного единства
согласного и гласного.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|