Активация познавательной деятельности на уроке информатики
Активация познавательной деятельности на уроке информатики
Содержание
Введение
Глава
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1
Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики
1.2
Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования
1.3
Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу
авторской технологии
Глава
2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности
учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»
2.1
Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей
2.2
Модель авторской педагогической технологии
Заключение
Список
литературы
Приложение
1
В последние 10-15 лет
компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу
жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки
информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие
потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в
современный учебный процесс.
Для решения проблемы
подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой
информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием
современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет
информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение,
далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в
формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики
является сформировать у ученика информационную компетентность – одного из
основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный
и общеинтелектуальный характер.
Применение компьютерной
техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким,
насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи
учебного материала ученикам.
В последнее время, с
развитием компьютерной техники, появилась прекрасная возможность использовать
электронные учебники. Электронный учебник – это учебник нового поколения и его
применение на уроках неизбежно. Благодаря звуковому и визуальному восприятию
одновременно повышается уровень успеваемости по многим школьным предметам.
Ученик с интересом работает над тестами и заданиями, которые предлагаются
компьютером, тем более его знания оценивает тоже компьютер.
Актуальность
педагогического направления по внедрению информационных технологий в учебный
процесс доказывает рост числа исследований по информатизации образования,
проведенных в последнее время.
При написании данной
работы, были использованы статьи и книги таких авторов, как Апатова Н.В.,
Булгакова Н.Н., Вербицкий А.А., Гин А.А., Подковыров А.М., Селевко Г.К. и др.
Таким образом, учитывая
все выше сказанное, тему работы «Активация познавательной деятельности учащихся
на уроках информатики посредством электронного учебника» можно считать на
сегодняшний день актуальной и своевременной.
Цель данной работы:
Проанализировать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики посредством электронного учебника.
Задачи:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать авторскую педагогическую
технологию «активации познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики посредством электронного учебника».
Объект исследования:
Познавательная деятельность учащихся.
Предмет исследования:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством
электронного учебника.
Гипотеза: Использование
электронного учебника на уроках информатики послужит средством активизации
познавательной деятельности учащихся.
1.1 Психологическая основа активации
познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
Выявленная современной психологией главная функция
психики – функция непосредственного управления конкретными процессами
человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой
деятельности, в том числе и познавательной.
Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:
1.
Выработка мотивации – субъект
должен иметь внутреннюю мотивацию.
2.
Конкретная ориентация выражается в
целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
3.
Психика должна обеспечить владение
субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
4.
Блок оценки результативности
действий, благодаря которым становится возможной обратная связь[1].
Мотивационный компонент (потребности, интересы,
мотивы) - обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и
поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
Ориентационный компонент – принятие учеником цели
учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
Содержательно-операционный - состоит из системы
ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов
учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на
практике).
Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание,
волю.
Оценочный компонент – получение обратной информации о
ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с
выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и
взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом
обучения.
Познавательная деятельность в целом складывается из
внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и
определяет ее структуру.
Можно выделить следующие типы познавательного
действия:
1. Действия, подводящие к осознанию необходимости
нового познания:
а)
предварительные практические
действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию
недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов,
явлений, процессов;
б)
действия по осознанию практической
и теоретической значимости изучаемого вопроса;
в)
действия, по анализу и
сопоставлению фактов, явлений;
г)
выдвижение гипотез и привлечение
имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.
2. Действия по созданию фактической базы для
дальнейших теоретических обобщений:
а)
актуализация известных фактов;
б)
накопление новых фактов.
3. Действия по обобщению фактического материала:
а)
первичные обобщения на основе
сравнения (сопоставления и противопоставления фактов);
б)
новые обобщения, основанные на
предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд
обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать
стержневую идею курса.
4. Действия по
соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:
а) нахождение новых случаев проявлений общего
в конкретном;
б) применение обобщений к объяснению
внешне противоречивых фактов, явлений;
в) использование обобщений в измененных
ситуациях[2].
Активация учения школьников должна рассматриваться не как
усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств
интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение
конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой
познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и
прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную
познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс,
представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде.
Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное
состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие
познавательной деятельности.
Выделяют следующие уровни
познавательной активности:
1. Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется
стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом
его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых
усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний,
отсутствие вопросов типа: «Почему?»
2. Второй уровень –
интерпретирующая активность.
Характеризуется
стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением
познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения
знаний в измененных условиях.
Характерный показатель:
большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик
стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от
выполнения задания, а ищет пути решения.
3. Третий уровень –
творческий.
Характеризуется интересом
и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их
взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность –
проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в
достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень
активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между
тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией,
новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является
неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения[3].
Принцип связи обучения с
жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников,
может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае
организации активного учения школьников.
Принцип научности создает
основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению
освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время
проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной
познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и
прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного
учения.
Принцип наглядности,
выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом
связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении
учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот,
от абстрактного к конкретному.
Принцип индивидуального
подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение
каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от
учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип
активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в
их системе.
В качестве средств
активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и
приемы обучения.
Задача учителя состоит в
том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной
деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами
деятельности.
Активизация учения - есть
прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и
разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда
знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения
возникшей познавательной потребности.
Особое значение для
успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы
творческого характера.
Но на данный момент
наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором
основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе,
в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего,
сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя
преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию
познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер.
На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность.
Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются
преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания,
активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком
изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии
работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны,
безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет
никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание
учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы
для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени,
когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти
минуты портится голова, сердце и нравственность»[4].
Многие исследователи
стремились создать дидактические условия преодоления равнодушия к знаниям,
нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов. А.А. Вербицкий
– разработчик концепции контекстного обучения пишет, что «стратегическим
направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение
объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов
считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности
учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и
личностной социальной активности»[5]. Здесь нет места
принуждению к активности, а только побуждение к ней. Для этого учащегося надо
включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели,
объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.
Направление и уровень
активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это
то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их
разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста
зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных
мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов
обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой
личности.
Можно выделить две
большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При
познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью
познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание
познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является
средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности,
т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате
каких-то познавательных усилий, например положительная оценка на экзамене.
В педагогике и психологии
показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и
устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе.
Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и
эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является
основой развития склонностей человека.
Познавательная мотивация
способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и
других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности,
которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована
преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую
отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является
успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на
«производство отметки». Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от
мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации,
имея в виду главное – всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение
– это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием
дальнейшего движения в содержании усваиваемого.
Показано, что
познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная, ситуативная
потребность и является неотъемлемым элементом проблемной ситуации. Она является
относительно самостоятельным психологическим фактором, определяющим тип и
уровень активности человека. С увеличением интенсивности познавательной
мотивации время, уделяемое познавательной деятельности, значительно возрастает[6].
Таким образом,
познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной
черты, сколько отражением заданных условий деятельности. Возможности
формирования у учащихся такой мотивации создаются при использовании педагогом
способов активации познавательной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3
|