Акселерация развития и готовность к обучению в школе
Акселерация развития и готовность к обучению в школе
Тема: Акселерация развития и готовность к обучению в школе План
I. Введение.
II. Сущность процесса акселерации.
2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах. 2.2 Акселерация подростков. 2.3 Последствия акселерации.
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования
человека в будущем.
IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
V. Соматические заболевания подростков.
5.1 Алкоголизм. 5.2 Курение. 5.3 Наркомания.
VI. Заключение.
I. Введение. Основные закономерности развития организма подростка Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже
представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить
грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша –
взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого
ультрасовременного процесса, как акселерация[i]. Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это
буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль
в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15
лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15
до 20 лет и более»[ii]. Однако Лев Толстой считает хронологической гранью отрочества и юношества
– 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»[iii]. Так что
такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть
определено четкой границей. Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма. «Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только
значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая
свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и
девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»[iv] В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и
15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает
складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также
началом полового созревания. Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение
роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в
14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем
мальчики того же возраста.[v] Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в
фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после
этого наступает период роста мышц. В психологическом плане подростки «начинают осознавать свои возможности и
задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к
проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в
обществе».[vi] В общем, происходит полная переоценка ценностей,
психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н.
«максимализм». Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо
индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого-
то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже
взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это
чисто внешне. В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в
интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.[vii] Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются
внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное
время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних
отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты
детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»[viii]. Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени
физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального:
сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом,
зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение,
хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от
родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев
социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.[ix] Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от
наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места
проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к
задержке роста и более позднему развитию»[x]. Именно из-за разности этих
условий подростковый период наступает у всех по-разному. В настоящее время фазы биологического развития организма все более и
более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение
наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все
продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего
поколения.[xi] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное
понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от
научного понятия акселерации. II. Сущность процесса акселерации
2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах
Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в
значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост,
увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е.
ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой
происходящих в организме современного человека изменений.[xii] Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время
внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери,
когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса
оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25
лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.[xiii] «На протяжении всей
жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного
покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и
функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь
начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»[xiv] Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний
вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2
см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже
до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.[xv] Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в
настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга.
«так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов
на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см.
сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших
в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился
на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10
лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы
акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост
увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний
ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»[xvi] В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько
десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10
см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено,
что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см.
За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4
кг.[xvii] Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время
темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно
сказать и о детях подросткового возраста. 2.2 Акселерация подростков В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего
уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен
наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной
клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа
увеличился на 1,5 см. Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых
странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым
данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.[xviii] До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и
мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем,
в период полового созревания начинают появляться значительные различия в
темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост
замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем
резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9
кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше
мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии. В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14
лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила
рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16
лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.[xix] «Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина
тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки
несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом
полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково,
а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в
росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»[xx] Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы.
Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-
20 лет назад. Можно приводить и др. примеры. Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела
заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше,
чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).[xxi] Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути
предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает
нагрузку на органы, важные для жизни. 2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают
раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку,
сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация
не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость,
тахикардия, бледнеет лицо и т.д. Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У
сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса,
менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со
средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок
полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с
17 до 14,2 лет.»[xxii] Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-
разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам
известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции
функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»[xxiii]. Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство
неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не
скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу,
осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате
полового созревания. При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее
послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более
замкнутым. Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых
половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину
плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется
женская фигура. У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто
идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению
осанки. У юношей сутулость - также одно из основных последствий этого. Но
у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у
девочек.[xxiv] Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых
случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только
косметолог. Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности
желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом
воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная
возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д.
Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное
самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в
социальном отношении.[xxv] Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного
характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития
подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных
возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности
роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно
приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»[xxvi]. Так,
например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в
росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели
для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам
ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень
отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу
внутренних органов.[xxvii] На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются. С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и
системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки,
очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца,
чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся
подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у
акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у
девочек и на 2 года позднее у мальчиков. У подростков очень часто развиваются различные поражения сердечной мышцы
(миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в
период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах,
заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.[xxviii] В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде
подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление
позвоночника.[xxix] Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных
заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний:
так раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал
до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у
акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано
учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и
катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно-
кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета. «Значительное число заболеваний вызывается большим весом, избыточным
питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За
последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3
раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2%
населения.»[xxx] При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты,
которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные,
аллергические заболевания. На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое
строение организма подростка. Однако есть и положительные последствия акселерации, хотя их и
значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых
болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними.
Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы,
печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и
течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя
протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в
хронические.[xxxi] Т.о. вывод: усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация
приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным
инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено
рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения
в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.
системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы,
большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого
человека. III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации Сегодня, когда акселерация вызвала очень сильное повышение веса
подростка, важное место занимает организация правильного питания. Это в
первую очередь должно быть сбалансированное питание, т.е. когда вес
человека сохраняет свою стабильность, что зависит также от хорошего обмена
веществ в организме.[xxxii] Это характеризуется включением в рацион необходимого для организма
количества белков, жиров и углеводов в зависимости от состояния организма,
возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого. Т.е. это
обусловлено неодинаковой калорийностью различных продуктов.
Страницы: 1, 2
|