бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Акселерация развития и готовность к обучению в школе бесплатно рефераты

Акселерация развития и готовность к обучению в школе

Тема: Акселерация развития

и готовность к обучению в школе

План


I. Введение.


II. Сущность процесса акселерации.

2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.

2.2 Акселерация подростков.

2.3 Последствия акселерации.


III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.


IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.


V. Соматические заболевания подростков.

5.1 Алкоголизм.

5.2 Курение.

5.3 Наркомания.


VI. Заключение.

I. Введение. Основные закономерности развития организма подростка

Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация[i].

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более»[ii].

Однако Лев Толстой считает хронологической гранью отрочества и юношества
– 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»[iii]. Так что такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть определено четкой границей.

Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.

«Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»[iv]

В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и
15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом полового созревания.

Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в
14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.[v]

Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после этого наступает период роста мышц.

В психологическом плане подростки «начинают осознавать свои возможности и задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в обществе».[vi] В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н.
«максимализм».

Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого- то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это чисто внешне.

В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.[vii]

Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»[viii].

Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.[ix]

Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию»[x]. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

В настоящее время фазы биологического развития организма все более и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.[xi] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.

II. Сущность процесса акселерации


2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах

Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений.[xii]

Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.[xiii] «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»[xiv]

Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.[xv]

Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга.
«так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»[xvi]

В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10 см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено, что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см.
За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.[xvii]

Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно сказать и о детях подросткового возраста.

2.2 Акселерация подростков

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.[xviii]

До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.[xix]

«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»[xx]

Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы.
Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-
20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).[xxi]

Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков

Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса, менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с
17 до 14,2 лет.»[xxii]

Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по- разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»[xxiii].

Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу, осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате полового созревания.

При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более замкнутым.

Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется женская фигура.

У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению осанки. У юношей сутулость - также одно из основных последствий этого. Но у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у девочек.[xxiv]

Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только косметолог.

Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д.
Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении.[xxv]

Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»[xxvi]. Так, например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу внутренних органов.[xxvii]

На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются.

С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки, очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца, чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у девочек и на 2 года позднее у мальчиков.

У подростков очень часто развиваются различные поражения сердечной мышцы
(миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах, заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.[xxviii]

В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление позвоночника.[xxix]

Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний: так раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно- кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета.

«Значительное число заболеваний вызывается большим весом, избыточным питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3 раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2% населения.»[xxx] При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты, которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания.

На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое строение организма подростка.

Однако есть и положительные последствия акселерации, хотя их и значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними.
Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы, печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в хронические.[xxxi]

Т.о. вывод: усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др. системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы, большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого человека.

III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации

Сегодня, когда акселерация вызвала очень сильное повышение веса подростка, важное место занимает организация правильного питания. Это в первую очередь должно быть сбалансированное питание, т.е. когда вес человека сохраняет свою стабильность, что зависит также от хорошего обмена веществ в организме.[xxxii]

Это характеризуется включением в рацион необходимого для организма количества белков, жиров и углеводов в зависимости от состояния организма, возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого. Т.е. это обусловлено неодинаковой калорийностью различных продуктов.

Страницы: 1, 2