Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования
Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: “Адаптивные возможности системы
допрофессионального педагогического образования”
Выполнила студентка
Филологического
ф-та
Петрова О. В.
Проверил преподаватель
Иванова И. С.
Ростов-на-Дону
2002 г.
Содержание
Введение
3
1.Система
допрофессионального образования в России 5
1.1.Структура
допрофессионального образования в России 5
1.2.Характеристика системы
допрофессионального педагогического образования 9
2.
Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального
образования
11
2.1.
Понятие адаптации и
адаптивности 11
2.2.
Адаптивность – необходимое профессионально значимое
качество
учителя
14
2.3. Адаптивные возможности
системы допрофессионального
образования
18
3. Многоуровневая
система образования в России –
- как условие успешного
функционирования системы
допрофессионального
образования 23
Заключение
26
Список используемой
литературы 30
Введение
Российское образование на современном этапе своего развития вошло
в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных
задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных
творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных
условиях современной российской педагогической действительности.
Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни
россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании,
возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых
образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные
системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов
в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне
самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Цели таких новых подходов должны состоять в следующем:
• расширение общей и становление первоначальных основ
профессиональной культуры будущего учителя;
• углубление ориентации студентов на педагогическую профессию,
мотивов и личностного осознания ими выбора профессии через формирование
целостных представлений о гуманистическом и творческом характере педагогической
деятельности, ее специфике и роли в жизни реформирующего себя общества;
• обеспечение установки на профессионально-личностное развитие,
саморазвитие, самоопределение и самовоспитание студентов с учетом их
индивидуальных особенностей;
• адаптация к условиям учебной деятельности в вузе через переориентацию
студентов со школьной на вузовскую систему занятий.
Тема данной
курсовой работы: “Адаптивные возможности системы допрофессионального
педагогического образования.
В
данной курсовой работе раскрыто понятие системы допрофессионального образования
учителя и показана роль общего образования при выборе профессии. Показана связь
между общим и профессиональным образованием в России, намечены перспективы
развития всей системы образования Российской Федерации.
В работе раскрыто понятие адаптивных возможностей
учителя как его одной из необходимых ему в работе профессиональных
способностей и показана связь современной педагогики и психологии – как основа
развития первой.
В первом разделе рассмотрена характеристика системы допрофессионального образования в России и
особенности допрофессионального педагогического образования в России
Во
втором разделе рассмотрены понятия адаптации учащихся в процессе
допрофессионального образования и адаптивности системы допрофессионального
образования. Рассмотрено также понятие адаптивности - как необходимое
профессионально значимое качество учителя и
В третьем разделе
рассмотрена многоуровневая система образования в России –
как условие успешного функционирования системы допрофессионального
образования, в частности педагогического.
1.Система
допрофессионального образования в России
1.1. Структура
допрофессионального образования в России
“Допрофессиональная подготовка - это первый этап в системе непрерывного
образования и дополнительное образование к основному школьному”1.
Допрофессиональное образование имеет целью профессиональную ориентацию
учащихся и начальную подготовку работников квалифицированного труда по всем
основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного
общего образования
Основным институтом допрофессионального образования являются
общеобразовательные школы, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и
реализующие одну или несколько образовательных программ.
По своим организационно-правовым формам школы могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и
религиозных организаций). Однако действие законодательства в области
образования распространяется на все образовательные учреждения на территории
того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и
подчиненности.
В России общеобразовательные учреждения представлены
преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также
элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная
школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3—4 года); П ступень —
основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2—3 года). Ступени школы
соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество,
юность.
Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи,
имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями
учащихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и
в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.
Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы
является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда
изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и
обогащение.
“Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной
подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его
полноценного включения в жизнь общества и обеспечивает развитие личности
учащегося, его способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение
основ наук и формирование научного мировоззрения”1.
Введение на этом этапе обучения элементов допрофессиональной подготовки -
дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов,
охватывающих 75 — % учебного времени), факультативных курсов, системы
внешкольных занятий - направлено на более полное развитие склонностей и
способностей учащихся.
Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым
программам. Наиболее широко в преподавании факультативных и обязательных курсов
по выбору учащихся используются авторские учебные программы. Авторские учебные
программы могут содержать собственные подходы к рассмотрению тех или иных
теорий, собственные точки зрения педагогов относительно изучаемых явлений и
процессов. Содержание предмета может излагаться в иной логической
последовательности, чем при использовании типовых учебных программ, которые
чаще всего применяются при изучении обязательных предметов.
Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки
учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия
для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь
общества. Наряду с этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными
предметы по выбору самого учащегося.
Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная
сдельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению
с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может
принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения
(гуманитарный, физико-математический, лингвистический, технический,
сельскохозяйственный и др.).
Трудовая подготовка (Учебно-производственные курсы) строится с учетом
выбранного учащимися профиля обучения. УПК является основным видом
допрофессионального обучения. Учащийся выбирает специальность УПК и получает
первоначальные знания и навыки в выбранной специальности.
Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для
работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их
профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную
подготовку другой.
Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально
создаваемых учреждениях дополнительного образования. Это курсы, центры
профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы
искусств, дома детского творчества, станции юных техников и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка
- это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное
образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию
учащихся. Введение допрофессионального обучения в России практикуется сначала
в основной школе, впоследствии – в средней школе. Вводятся дополнительные
предметы по выбору учащихся, факультативные курсы, системы внешкольных
занятий, профили обучения (гуманитарный, физико-математический,
лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.).
Допрофессиональное образование в России строится с учетом выбранного
учащимися профиля обучения. Учебно-производственные курсы являются основным
видом допрофессионального обучения. Учащийся выбирает специальность УПК и
получает первоначальные знания и навыки в выбранной специальности. Учащиеся
могут получать интересующее их профильно-дифференцированное среднее
образование или дополнить одну профильную подготовку другой – и в вечерних и
заочных школах для работающей молодежи.
1.2.Характеристика системы допрофессионального
педагогического образования
Допрофессиональная педагогическая подготовка реализует следующие цели:
• помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;
• сориентировать учащихся на человека как ценность;
• сформировать положительную установку на педагогическую деятельность;
• раскрыть возможности этой деятельно творческой самореализации личности;
• развить интерес к педагогическим профессиям;
• помочь в осознанном выборе жизненных профессиональных путей.
В России сложились разнообразные формы допрофессиональной педагогической
подготовки:
• педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным
программам;
• педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях (как правило, при
педвузах);
• специализированные довузовские образовательные учреждения
педагогического профиля,
• педагогические лицеи или классы лицеистов;
• факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;
• летние лагеря “Юный педагог”.
Наиболее эффективным и общепринятым видом учреждений системы
допрофессионального педагогического образования можно назвать педагогические
классы (лицеи), которые фактически являются гуманитарно-ориентированной старшей
школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки.
Также значительное место в системе допрофессионального педагогического
образования занимает трудовая подготовка (Учебно-производственные курсы). В
некоторых школах Советом школы введены педагогические профили обучения
(гуманитарный и лингвистический).
“В системе профессионального педагогического образования России в 2001
году функционировало 92 государственных педагогических ВУЗа”1. При
всех этих учреждениях существуют факультеты довузовской подготовки.
Педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях, как правило, тоже создается
при педвузах. Примером такого интегрированного комплекса допрофессиональной и
профессиональной подготовки является Казанский Государственный Педагогический
Университет, в структуру которого включен колледж предвузовской подготовки.
Колледж в настоящее время насчитывает почти 500 слушателей из 50 школ города
Казани. Отдельным потоком занимаются в нем с момента организации специальные
средние школы (языковые, химические и др.). Колледж обеспечивает высокое
качество приема, которое является определяющим фактором успеваемости студентов
процессе обучения.
Таким образом, в России существуют разнообразные формы
допрофессиональной педагогической подготовки: педагогические классы в школах,
работающие по специально разработанным программам; педагогический профиль
10—11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах); специализированные
довузовские образовательные учреждения педагогического профиля,
педагогические лицеи или классы лицеистов; факультеты довузовской подготовки,
существующие в структуре педвузов; летние лагеря “Юный педагог”.
2.
Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального образования
2.1.
Понятие адаптации и адаптивности
“Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям с
целью наилучшего восприятия стимулов внешней среды и предохранения от излишней
перегрузки”1.
Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно
меняется чувствительность глаза, в десятки раз, это явление носит название
зрительной адаптации, которая занимает от нескольких до десятков минут. Для
того, чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться в темноте после
дневного света, требуется примерно 40 мин.
В
контексте данной работы термин “адаптация” рассматривается с точки зрения
педагогической психологии.
С
поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех
его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым
людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности
и в системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых
психологических качеств.
Этот
процесс - приспособление к внешней среде путем приобретения новых
психологических качеств и преобразования старых - носит название
психологической адаптации ребенка к школе. Аналогично можно понимать понятие
адаптации учащегося к профессиональному образованию: это приспособление к
условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и
умений.
Большинство
старших школьников к окончанию школы уже самоопределяются в будущей профессии.
У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда
являются достаточно продуманными и окончательными. Некоторые дети уже к концу
подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии
не является незавершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают.
Ранний
или поздний выбор профессии, как правило, не основывается на профессиональных
успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того,
насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное
самоопределение.
При
допрофессиональном образовании необходимо умело использовать имеющиеся у
учащегося резервы и способствовать его быстрой и наиболее полной адаптации к
системе допрофессионального образования: к работе в школе, во внешкольных
учреждениях и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть
внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть
составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у
учащихся.
Поэтому важным свойством
системы допрофессионального образования является ее такое свойство, как
адаптивность.
“Адаптивность системы – качественная
характеристика ее адаптации. Это показатель скорости адаптации системы в
случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды”1.
Страницы: 1, 2
|