|
Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)
Личность – сложная структура уже на
уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть
лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход нам помог
комплекс различных социально-психологических методов, а также ряд других
приемов и методов, позволивших анализировать особенности развития личности ребенка
в трудных, неблагоприятных условиях.
Рассмотрим результаты эксперимента,
проведенного социальными педагогами детских садов №327 г. Москвы.
Ввиду сложности проблемы предмет
исследования был сознательно ограничен рассмотрением лишь наиболее острых
случаев детского неблагополучия, в результате которых ребенок тяжело адаптировался
и рано или поздно оказывался в психологической изоляции от сверстников.
Для решения каждой из поставленных в
исследовании задач применялось одновременно несколько методических приемов.
Симптомы детского неблагополучия
выявлялись с помощью:
Ø методики одномоментных срезов
структуры группы;
Ø методики хронометрированных
наблюдений;
Ø социометрической методики
(дошкольный вариант);
Ø оценочной методики,
Ø методики исследования уровня
притязаний:
Ø анкетирования.
В качестве экспериментальной деятельности
для изучения самооценки и притязаний ребенка использовалась работа по
выкладыванию узоров из мозаики по образцам. Мозаика состояла из элементов,
окрашенных в четыре цвета. Образцы отличались как сложностью построения
узоров, так и их количеством. Для большей наглядности величина
карточек-эталонов зависела от сложности рисунка (чем больше карточка, тем
сложнее изображение).
Опыты проводились индивидуально. Во
время сеанса перед ребенком ставились коробка с мозаикой и набор
карточек-эталонов, которые раскладывались четырьмя стопками в порядке
возрастания сложности. В каждой стопке карточек было четыре разных рисунка
одной степени сложности.
Испытуемому давалась инструкция: «Я
у всех ребят проверяю, как они умеют играть в такую мозаику. Здесь у меня есть
карточки с картинками. На каждой карточке нарисован узор, какой можно выложить
из мозаики. Узоры разные: есть трудные, а есть легкие. Самые легкие узоры
нарисованы на маленьких карточках, на карточках побольше – узоры потруднее, еще
побольше – еще потруднее и т.д., самые трудные нарисованы на больших карточках.
Сейчас ты будешь выкладывать некоторые из узоров. Какие сам захочешь. Если ты
правильно и быстро выложишь узор, то получишь хорошую отметку – «плюс». Если
сделаешь неверно или не успеешь вовремя выложить узор, то получишь плохую
отметку – «минус».
Убедившись, что испытуемый правильно
понял и усвоил инструкцию, ему предлагалось приступить к выполнению задания.
Анкетирование родителей,
воспитателей, а также опросниками для детей выяснились объективные условия
воспитания ребенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищные
условия и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества
личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности (Приложение
№№1,2).
Кроме того, были составлены
специальные опросные листы для беседы с родителями. Они позволяли выяснить
некоторые особенности психического и физического развития ребенка (начиная с
момента рождения), родителей и близких родственников, их характерологические
свойства, а также ряд субъективных условий жизни в семье. В связи с задачами
нашего исследования была подготовлена специальная анкета для воспитателей и
родителей детей с особо осложненными отношениями со сверстниками. Использован
тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин) (Приложение
№2).
Родительское отношение понимается как
система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и
личности ребенка, его поступков.
Предлагаемый опросник действительно
учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании
детей.
В этом возрасте влияние семьи
особенно показательно. Мы обследовали семьи детей с трудностями в отношениях
для ознакомления с бытом. У врача детского сада были получены сведения о
состоянии здоровья детей.
Наблюдение за детьми проводилось в
процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми
руководствовались дети в совместной игровой деятельности, использовалась
игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отнесена к приемам,
рассматриваемым в качестве теста «справедливости» поведения детей. Тестовость
создается конфликтностью игровой ситуации – наличием нескольких претендентов
(вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательного игрового
действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к
электрической сети) и возможностью в каждый данный момент удовлетворить
потребность только одному.
Через экспериментальную ситуацию
проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные
детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих
методических приемов, мы стремились по возможности нивелировать искусственность
создаваемых ситуаций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.
Первые наблюдения за детьми
исследуемых групп позволили обнаружить, что, наряду с играющими контактными,
встречаются малообщительные дети. Мы выделили 11 малообщительных ребят,
которые стали объектом специального экспериментального исследования. Кроме
малообщительных специальному изучению подверглись 8 детей, чья игровая деятельность
сопровождалась открытыми конфликтами со сверстниками.
Рассмотрим сначала данные
обследования малообщительных детей. Прежде всего мы попытались выявить
объективную картину их общения со сверстниками. В связи с этим была
использована методика срезовых замеров структуры группы. Результаты первого
срезанного эксперимента показали, что у всех выделенных 11 детей действительно
снижены основные динамические характеристики общения по сравнению с остальными:
невелико количество контактов со сверстниками, сужен круг общения, отсутствуют
избирательные контакты (важный показатель качественной стороны общения).
Вместе с тем высок процент времени, проводимого в одиночной игре. Для примера
обратимся к средней группе детского сада № 327.
Приведенный материал срезов, как нам
представлялось, является объективным подтверждением предположения о существовании
серьезных осложнений в отношениях малообщительных детей с их сверстниками.
Малая общительность – объективно
существующее явление, у таких детей резко снижены основные характеристики
общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в
большинстве рассматриваемых случаев свидетельствует о наличии конфликтов между
ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в
стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между
детьми.
Таблица
1.
Сравнительные
результаты 1-го и 2-го срезовых экспериментов
|
Дети
|
Интенсивность
общения
(кол-во контактов)
|
Экстенсивность
общения
(широта
круга общения)
|
% случаев
одиночной игры
|
Гера А.
|
76/70
|
16/17
|
12/14
|
Вова Л.
|
69/50
|
15/10
|
26/28
|
Алла Г.
|
80/86
|
19/17
|
10/6
|
Оля Г.
|
92/68
|
15/16
|
14/16
|
Света Г.
|
80/76
|
18/17
|
4/2
|
Надя К.
|
80/52
|
12/10
|
20/40
|
Женя Н.
|
00/76
|
17/15
|
3/6
|
Оля П.
|
54/48
|
10/7
|
34/46
|
Света С.
|
69/40
|
11/7
|
22/26
|
Алла С.
|
96/80
|
19/17
|
6/8
|
Маша С.
|
92/80
|
22/24
|
4/6
|
Кирилл Т.
|
62/54
|
4/12
|
9/20
|
Илья К.
|
65/15
|
17/12
|
28/24
|
Сережа Ж.
|
80/72
|
18/18
|
18/24
|
Настя Н.
|
100/94
|
17/17
|
17/18
|
Миша Т.
|
80/76
|
20/19
|
11/2
|
Кирилл Ж.
|
96/96
|
18/18
|
2/8
|
Олег У.
|
80/80
|
16/16
|
6/10
|
Алеша Н.
|
72/72
|
19/20
|
3/3
|
Лепя Л.
|
70/72
|
16/22
|
10/10
|
Дима Н.
|
73/74
|
22/20
|
12/10
|
Таня А.
|
60/52
|
14/7
|
24/36
|
Люда В.
|
80/78
|
19/20
|
4/6
|
Сергей 0.
|
96/98
|
17/18
|
4/2
|
Миша 0.
|
70/90
|
16/17
|
10/0
|
Лена С.
|
76/76
|
20/16
|
17/16
|
Лена Т.
|
88/80
|
19/19
|
3/4
|
Средние данные по
группе
|
79/72
|
17/16
|
12/10
|
Полученные результаты исследования
подтвердили предположение о наличии конфликтных отношений со сверстниками у
некоторых детей и позволили выделить группы: малообщительного и открыто
конфликтующего поведения.
Исследование симптоматики конфликтов
позволило также уточнить специфику
детского неблагополучия и, в соответствии с ней дифференцировать некоторые
подгруппы. Вместе с тем рассмотрение неблагополучия только в рамках
малообщительного или открыто конфликтующего поведения мешало выявлению его
подлинных, психологических причин. Ответить на вопросы, почему к одним из детей
указанных групп сверстники относятся доброжелательно, к другим – нет, а третьих
активно избегают, почему сами неблагополучные дети в одних случаях стремятся к
совместным играм, в других – уходят от них, оказалось невозможным.
Разными по содержанию причинами
вызывается и неблагополучие детей, недостаточное владение игровыми навыками,
сочетаемое с отсутствием развитых способов положительного общения; излишняя
импульсивность, подвижность ребенка, препятствующая реализации адекватных
способов сотрудничества (в этих двух случаях сверстники активно избегают
контактов с ребенком); неправильная сформированность потребности в совместной
игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.
В подобных случаях ребенок приходит в
группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в
своих отношениях с детьми. В результате действия сверстников приобретают в его
глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают
у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее, как правило, выход в
открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях
(повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности,
вплоть до элементов агрессии), что уже свидетельствует о качественном
изменении отношения к детям и всей направленности его поведения.
Углубление и обострение переживаний
ведет к все большей фиксации на них формирующегося самосознания. В результате
никакого «движения вперед» в этой сфере не происходит: ни в субъективном плане,
так как оно «застревает» на неуспехе, ни в объективном, ибо негативное
отношение сверстников способствует формированию у ребенка неправильного
представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Исследования
притязаний ребенка обнаруживают, что даже при наличии объективных возможностей
и умений в какой-либо деятельности такие дети стремятся к наиболее легким заданиям
из-за боязни не справиться.
Успех в игре столь значим для ребенка
данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований
личности – уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского
самосознания.
Обнаружено, что ситуация неуспеха в
игре, порождаемая противоречиями в операциях, блокирует существенную,
чрезвычайно устойчивую и, ничем не компенсируемую для младшего дошкольника
потребность в совместной игре. В результате искажается полноценное развитие
важнейших личностных структур: эмоций, потребностей, самосознания. Ситуация
неуспеха в игре оказывается негативной для развития личности ребенка. Возникающие
и упрочивающиеся в условиях такой ситуации повышенная обидчивость, упрямство,
грубость, а также равнодушие к окружающему неблагоприятные психологические
новообразования – могут со временем породить устойчивые черты характера,
которые уже самостоятельно отрицательно воздействуют на развитие личности
такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми.
2.3. Формы и приемы работы воспитателя по
адаптации детей
Основной целью занятий в ДОУ является
формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в
ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание,
потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно
предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к
знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для
выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в
учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны
решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств
личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности,
стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и
уважительного отношения к сверстникам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|