бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ) бесплатно рефераты

Личность – сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход нам помог комплекс различных социально-психо­логических методов, а также ряд других приемов и методов, позволивших анализировать особенности развития личности ре­бенка в трудных, неблагоприятных условиях.

Рассмотрим результаты эксперимента, проведенного социальными педагогами детских садов №327 г. Москвы.

Ввиду сложности проблемы предмет исследования был созна­тельно ограничен рассмотрением лишь наиболее острых случаев детского неблагополучия, в результате которых ребенок тяжело адаптировался и рано или поздно оказывался в психологической изоляции от сверстников.

Для решения каждой из поставленных в исследовании задач применялось одновременно несколько методических приемов.

Симптомы детского неблагополучия выявлялись с помощью:

Ø      методики одномоментных срезов структуры группы;

Ø      мето­дики хронометрированных наблюдений;

Ø      социометрической методики (дошкольный вариант);

Ø      оценочной методики,

Ø      ме­тодики исследования уровня притязаний:

Ø      анкетирования.

В качестве экспериментальной деятельности для изучения самооценки и притязаний ребенка использовалась работа по выкладыванию узоров из мозаики по образцам. Мозаика состоя­ла из элементов, окрашенных в четыре цвета. Образцы отлича­лись как сложностью построения узоров, так и их количеством. Для большей наглядности величина карточек-эталонов зависела от сложности рисунка (чем больше карточка, тем сложнее изображение).

Опыты проводились индивидуально. Во время сеанса перед ребенком ставились коробка с мозаикой и набор карточек-эталонов, которые раскладывались четырьмя стопками в порядке возрастания сложности. В каждой стопке карточек было четыре разных рисунка одной степени сложности.

Испытуемому давалась инструкция: «Я у всех ребят проверяю, как они умеют играть в такую мозаику. Здесь у меня есть карточки с картинками. На каждой карточке нарисован узор, какой можно выложить из мозаики. Узоры разные: есть трудные, а есть легкие. Самые легкие узоры нарисованы на маленьких карточках, на карточках побольше – узоры потруднее, еще побольше – еще потруднее и т.д., самые трудные нарисованы на больших карточках. Сейчас ты будешь выкладывать некоторые из узоров. Какие сам захочешь. Если ты правильно и быстро выложишь узор, то получишь хорошую отметку – «плюс». Если сделаешь неверно или не успеешь вовремя выложить узор, то получишь плохую отметку – «минус».

Убедившись, что испытуемый правильно понял и усвоил инструкцию, ему предлагалось приступить к выполнению зада­ния.

Анкетирование родителей, воспитателей, а также опросниками для детей выяснились объективные условия воспитания ре­бенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищ­ные условия и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности (Приложение №№1,2).

Кроме того, были составлены специальные опросные листы для беседы с родителями. Они позволяли выяснить некоторые особенности психического и физического развития ребенка (начиная с момента рождения), родителей и близких родственников, их характеро­логические свойства, а также ряд субъективных условий жизни в семье. В связи с задачами нашего исследования была подготовлена специальная анкета для воспитателей и родителей детей с особо осложненными отношениями со сверстниками. Использован тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин) (Приложение №2).

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в вос­питании детей.

В этом возрасте влияние семьи особенно показательно. Мы обследовали семьи детей с трудностями в отношениях для ознакомления с бытом. У врача детского сада были полу­чены сведения о состоянии здоровья детей.

Наблюдение за детьми проводилось в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководство­вались дети в совместной игровой деятельности, использова­лась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отне­сена к приемам, рассматриваемым в качестве теста «спра­ведливости» поведения детей. Тестовость создается конфликтностью игровой ситуации – наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательно­го игрового действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической сети) и воз­можностью в каждый данный момент удовлетворить потребность только одному.

Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, мы стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуа­ций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.

Первые наблюдения за детьми исследуемых групп позволили обнаружить, что, наряду с играющими контактными, встречаются малообщительные дети. Мы выделили 11 мало­общительных ребят, которые стали объектом специального экспериментального исследования. Кроме малообщительных спе­циальному изучению подверглись 8 детей, чья игровая деятель­ность сопровождалась открытыми конфликтами со сверстниками.

Рассмотрим сначала данные обследования малообщительных детей. Прежде всего мы попытались выявить объективную картину их общения со сверстниками. В связи с этим была использована методика срезовых замеров структуры группы. Результаты первого срезанного эксперимента показали, что у всех выделенных 11 детей действительно снижены основные динамические характеристики общения по сравнению с остальными: невелико количество кон­тактов со сверстниками, сужен круг общения, отсутствуют изби­рательные контакты (важный показатель качественной стороны общения). Вместе с тем высок процент времени, проводимого в одиночной игре. Для примера обратимся к средней группе детско­го сада № 327.

Приведенный материал срезов, как нам представлялось, является объективным подтверждением предположения о сущест­вовании серьезных осложнений в отношениях малообщительных детей с их сверстниками.

Малая общительность – объективно существующее явление, у таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми.


Таблица 1.

Сравнительные результаты 1-го и 2-го срезовых экспериментов

 

Дети

Интенсивность общения

(кол-во контактов)

Экстенсивность общения

(широта круга                              общения)

% случаев одиночной игры

Гера А.

76/70

16/17

12/14

Вова Л.

69/50

15/10

26/28

Алла Г.

80/86

19/17

10/6

Оля Г.

92/68

15/16

14/16

Света Г.

80/76

18/17

4/2

Надя К.

80/52

12/10

20/40

Женя Н.

00/76

17/15

3/6

Оля П.

54/48

10/7

34/46

Света С.

69/40

11/7

22/26

Алла С.

96/80

19/17

6/8

Маша С.

92/80

22/24

4/6

Кирилл Т.

62/54

4/12

 9/20

Илья К.

65/15

17/12

28/24

Сережа Ж.

80/72

18/18

18/24

Настя Н.

100/94

17/17

17/18

Миша Т.

80/76

20/19

11/2

Кирилл Ж.

96/96

18/18

2/8

Олег У.

80/80

16/16

6/10

Алеша Н.

72/72

19/20

3/3

Лепя Л.

70/72

16/22

10/10

Дима Н.

73/74

22/20

12/10

Таня А.

60/52

14/7

24/36

Люда В.

80/78

19/20

4/6

Сергей 0.

96/98

17/18

4/2

Миша 0.

70/90

16/17

10/0

Лена С.

76/76

20/16

17/16

Лена Т.

88/80

19/19

3/4

Средние данные по

 группе

79/72

17/16

12/10


Полученные результаты иссле­дования   подтвердили предположение о наличии конфликт­ных отношений со сверстниками у некоторых детей и позволили выделить группы: малообщительного и открыто конфликтующего поведения.

Исследование симптоматики конфликтов позволило также уточнить специфику детского неблагополучия и, в соот­ветствии с ней дифференцировать некоторые подгруппы. Вместе с тем рассмотрение неблагополу­чия только в рамках малообщительного или открыто конфликтую­щего поведения мешало выявлению его подлинных, психоло­гических причин. Ответить на вопросы, почему к одним из де­тей указанных групп сверстники относятся доброжелательно, к другим – нет, а третьих активно избегают, почему сами не­благополучные дети в одних случаях стремятся к совместным играм, в других – уходят от них, оказалось невозможным.

Разными по содержанию причинами вызывается и неблагопо­лучие детей, недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых спосо­бов положительного общения; излишняя импульсивность, подвиж­ность ребенка, препятствующая реализации адекватных способов сотрудничества (в этих двух случаях сверстники активно избе­гают контактов с ребенком); неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.

В подобных случаях ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправед­ливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное сос­тояние, находящее, как правило, выход в открытом эмоцио­нальном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии), что уже свиде­тельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения.

Углубление и обострение переживаний ведет к все большей фиксации на них формирующегося самосознания. В результате никакого «движения вперед» в этой сфере не происходит: ни в субъективном плане, так как оно «застревает» на неуспехе, ни в объективном, ибо негативное отношение сверстников способ­ствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Исследования притязаний ребенка обнаруживают, что даже при наличии объективных возможностей и умений в какой-либо деятельности такие дети стремятся к наиболее легким зада­ниям из-за боязни не справиться.

Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности – уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.

Обнаружено, что ситуация неуспеха в игре, порождаемая про­тиворечиями в операциях, бло­кирует существенную, чрезвычайно устойчивую и,   ничем не компенсируемую для младшего дошкольника потребность в совместной игре. В результате искажается полно­ценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потреб­ностей, самосознания. Ситуация неуспеха в игре оказывается негативной для развития личности ребенка. Возни­кающие и упрочивающиеся в условиях такой ситуации повышен­ная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему   неблагоприятные психологические новообразования – могут со временем породить устойчивые черты харак­тера, которые уже самостоятельно отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми.

 

2.3. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

 

Основной целью занятий в ДОУ является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5