Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Содержание
Введение
1.
Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения
1.1 Понятие,
значение и причины адаптации
1.2 Формы
адаптации
1.3
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2.
Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы
адаптационного периода
2.2 Принципы
и критерии успешной адаптации
2.3 Новые
подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение
в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей
в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками,
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой
стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая
для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести
к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни,
психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала
посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной
нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего
дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего
возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психологические аспекты адаптации ребенка
раннего возраста.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности
и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка
к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
·
Дать определение адаптации,
·
Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста
к дошкольному учреждению,
·
Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
·
Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
·
Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер
адаптации,
·
Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного
возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека
и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не
даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать
свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность
произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего
дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё
более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных
условий жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами
и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И.
Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного
воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В.
Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих
сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного
решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
адаптация дошкольник детский сад
На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы
адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:
особенности протекания периода адаптации;
факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер
адаптации.
Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей
протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс. К проявлениям
симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно
респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение
речевой и игровой активности и др.
Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие
на процесс привыкания. Мы систематизировали факторы адаптации на основании их объективности
и субъективности. Мы считаем, что уровень самостоятельности ребенка является важным
субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации
и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения
связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации
к ДОУ.
Курсовая работа напечатана на 54 листах компьютерного текста
на основе изучения 37 источников, состоит из оглавления, введения, двух глав с подглавами
исследования, заключения, списка использованных источников, приложений.
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание)
принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней
среды [16, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой
социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности
[16, с. 6].
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие
между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых
человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять
условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно
принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать
требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным
- избегающий [13, с. 187].
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей
процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при
поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа),
при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только
18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно
готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда
благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].
В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому
режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным
способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка
вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно
заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша
незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный
опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую
трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход
в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных
реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться
ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми.
Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых,
что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления
к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста
детей. До 5-6 месяцев они сравнительно легко переносят эту перемену. Объясняется
это тем, что у ребёнка динамические стереотипы поведения находятся только в стадии
становления. Но дети 5-6 месяцев тяжело адаптируются в случае, если нарушается способ
вскармливания их, а также, если изменяется температура в помещении. Поэтому при
приёме таких детей необходимо подробно расспрашивать родителей, чем они докармливали
ребёнка в домашних условиях, временно исключить из рациона новый вид пищи. Для того,
чтобы создать более комфортные условия, в случае необходимости следует надевать
на малыша дополнительно тёплую безрукавочку, носочки, лёгкую шапочку или платочек.
Дети в возрасте 6-9 месяцев болезненно реагируют на разрушение
таких устоявшихся привычек, как сосание соски, пустышки, укачивание перед сном,
длительное пребывание на руках у взрослых. Чтобы облегчить жизнь малыша этого возраста,
в адаптационный период можно оставлять ему индивидуальную соску. Воспитатель должен
периодически брать таких детей на руки, успокаивая каждого.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят
расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.
Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто
отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов.
Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок,
речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних
условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные
изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка,
изменение кожного покрова и т.п.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные,
часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего
опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в
приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях,
в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым
условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена
небольшим кругом взрослых.
Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый.
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать
его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно
три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в
общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут.
Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения
с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий)
и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных
действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение
3-10 дней [7, с. 23-25].
На процесс адаптации ребенка влияют:
·
достигнутый уровень психического и физического развития,
·
состояние здоровья,
·
степень закаленности,
·
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения
со взрослыми и сверстниками,
·
личностные особенности самого малыша,
·
уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления.
Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов
в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно
видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит
взрослых в смятение.
А если бы родители знали, что творится в организме и душе ребенка,
когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали б его когда-то в этот новый
детский коллектив. В нем он постоянно, как под током сильного нервно-психического
напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере
ощущает стресс.
Если бы удалось сравнить одним и тем же методом исследования
всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу,
с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты ошеломили бы. Они
были б просто идентичны [5, с. 58].
Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени
Вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит
родителей сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если
выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв и он, по-видимому,
заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации
у малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это - крайности, а
крайности соединяет промежуточный вариант.
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном
уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне,
учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно
информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка,
адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль,
или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает
следующие показатели.
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП,
встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному
коллективу. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей
собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть,
и в то же время его нет. Сидит, как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя,
похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет,
не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить.. И вдруг, вдруг исчезает
вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе".
Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя
на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах.
Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку
раз в день. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача:
от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий
о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на
последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все
это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти
новизны. В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже
почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших
в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье,
которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на
работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|