Абай Кунанбаев. Джамбул Джабаев
Абай Кунанбаев. Джамбул Джабаев
«Министерство образование РК»
на тему:
«Абай Кунанбаев»
«Джамбул Джабаев»
Выполнил: Русанов.И.А.
Проверил: Аскарова.М.К.
«Ак-Су 2001г»
Огромную роль в просвещении своего
народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт
Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и
деспотично-
го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим
отцом, многи-
ми обычаями предков, оспаривал установления
корана,что-
бы обратиться к подлинным источникам света
и знания.
Он хотел навсегда избавить родину от нищеты
духа ,стре-
мился к тому, чтобы его соотечественники
приобщились
к достижениям мировой культуры. И Абай
многое для это-
го сделал. Его лирические и философские
стихи глубоко
содержательны, художественно совершенны,
связаны с
народной поэзией. Немало новых форм стиха
введено им
в казахскую литературу. Серьёзно и строго
относился Абай
к творческой работе поэта. Он писал:
Стих-это вождь средь слов, ценнейший
их отбор,
Талантливый поэт слагает речь в
узор…
Абай был знаком с деятелями русского
освободительного
движения, учениками Чернышевского,
сосланными в Си-
бирь, и высоко ценил передовую русскую
культуру. «Пом-
ни ,- писал он ,- что главное – научиться
русской науке .
Наука, знание…искусство – всё это у русских.
Для того что-
бы избежать пороков и достичь добра,
необходимо знать
русский язык и русскую культуру. Русские
видят мир.Если
ты будешь знать их язык , то на мир
откроются и твои гла-
за.» Таков был завет Абая.
В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева
ясно разли-
чимы идеи революционных демократов, слышатся
отзвуки
социальной борьбы, гневные ноты протеста.
Всё это вызы-
вало открытое недовольство богатого байства
и привело к
тому, что поэт был отдан под надзор русской
полиции как
политически неблагонадёжный.
В романе лауреата Ленинской премии
Мухтара Ауэзова
«Абай» есть несколько особенно
примечательных эпизодов.
В одном из них рассказывается о том, как
пылкое письмо
пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание
переложить
его на казахский язык. Рассказано, как
бережно и долго поэт искал нужные слова, как исполнил перед слушателями
вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые
стихи,
как сама собою сложилась мелодия, как её
подхватили юные ученики поэта – и смятённые чувства влюблённой
русской девушки стали песней, которая долго
звучала на
казахских праздниках и соревнованиях акынов.
В других
эпизодах, там, где Абай выступает как
защитник угнетён-
ных от произвола и как учитель поэтической
молодёжи,
образы лермонтовского бунтаря Вадима и
«народных зас-
тупников» Некрасова помогают казахскому
просветителю
определить истинное назначение поэта.
Вслед за русскими поэтическими
собратьями Абай учил
молодёжь видеть в трагедии ограбленных
бедняков, в при-
теснении слабого сильным и бедного богатым
общую при-
чину- несправедливость существовавшего тогда
социально-
го устройства – и вместе с народом искать
дорогу к свободе.
Джамбул Джабаев.(1846-1945)
Народный казахский певец-акын
Джамбул пел свои
песни, аккомпанируя на народном
инструменте - домбре.
Эти песни слышали во всех уголках Советского
Союза.
Знаменитый акын родился в Жетысу
(Семиречье) у
подножья горы Джамбул, по имени которой он
и был наз-ван Джамбулом. Отец будущего народного поэта был
бедным скотоводом-кочевником.
Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй
он переезжал
С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца,
был известным
домбристом (домбра - народный струнный
инструмент).
Джамбул очень любил слушать его песни и
двенадцать
Лет от роду научился играть на домбре.
«Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях, -
вспоминает
Джамбул, -мне казалось, что звенит не
домбра, а моё моло-
дое сердце». Это решило судьбу певца
Казахстана.
Природа одарила его сильным голосом. В
четырнадцать лет Джамбул решил жить самостоятельно. Во время
«уразы»
(магометанского поста) он ходил по юртам и пел
«жарапазан»
(обрядовую песню).
Когда Джамбулу
исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну Суюнбаю,
который, выступав
песню Джамбула,
сказал: «У тебя есть способность быть
акыном. Ты обладаешь
хорошим голосом. Слова, которые
ты поёшь, выбраны
очень удачно».
Джамбул стал
учеником Суюнбая. Акын, выезжая в
аулы, брал с
собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные учителем, затем
он стал петь и свои
собственные. Он
готовился к состязаниям с акынами. Для
этого он изучал
историю своей родины, сказания казахского
героического эпоса,
песни раздольной степи.
И песнь его
становилась всё сердечнее, всё сильнее
воздействовала на
людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я
одновременно пел о народе».
Постепенно ширились
слава Джамбула.
Песня в степи -
большая сила. Песни Джамбула летели
по степям, как ветер.
Местные казахские богачи боялись его
песен.
«Так прожил я
до 55 лет, - рассказывает Джамбул. -…В
55 лет я стал сутул,
как старый беркут, глаза - померкли, а голос ослаб. Вместо домбры у
меня в руках появилась
палка. Вместо широкой
степи - узкая постель».
Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.
Он услышал имя Ленин
и стал свидетелем победоносного
шествия Красной
Армии.
Преображалась
его родная степь. И вот престарелый
певец, который,
казалось, уже завершал свой творческий и
жизненный путь,
пробудился к новой жизни:«Почувствовав
прилив свежих сил,
взял я в руки домбру. Вернулась моя
молодость, и я
запел». Эта возвращённая революцией твор-
ческая молодость
певца-акына нашла своё выражение в
многочисленных
ярких песнях и поэмах, посвящённых
новой жизни в
обновлённой казахской степи.
Во всех
твоих произведениях, больших и малых,
Джамбул остаётся
верен традициям поэзии Востока-цвети-
стой и пёстрой, как
убранство и быт народов Азии, богатой
сравнениями и
метафорами, изобилующей мудрыми изрече-
ниями.
Явления
истории и культуры других народов Джамбул
умеет делать глубоко
своими, национальными. Так,Пушкин у него становится «акыном», Калинин -
«аксакалом» (т.е.
«белобородым» - самым
старшим), Горький тоже прибли-
жен к степям, к
Казахстану: «В степном озаренном лучами
краю о солнечном
Горьком я песню пою».
В дни войны
Джамбул слагает песни о борьбе советских
Людей и фашизмом.
Стихи Джамбула, посланные им в
Осажденный
гитлеровцами Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были поддержкой для
героических защитнеков
города.
Когда нависла
угроза над Сталинградом, акын пел своё
«Письмо
сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб сын поэта
Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую отомстить
за него захватчикам.
Джамбул Джабаев
умер в июне 1945 г., не дожив всего
нескольких месяцев до
своего столетия.
|