А.С. Макаренко о воспитании детей в семье
Опираясь на идеи о коммунистическом воспитании,
А. В. Луначарский при характеристике сущности процесса воспитания большое
значение придавал собственной активности личности в овладении коммунистической
нравственностью, соответствующим умениям социального содружества: «... надо
развить в человеке гражданина,- писал он,- надо развить такую личность, которая
умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».
Большое значение для развития теории
коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого.
Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его
основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,- писал он
в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой
школы»,- должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним
стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П.
Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего - творца - строителя, она
является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном
процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал:
«...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической
деятельности - метод, программа, организация - должны быть построены так, чтобы
один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве
воспитатель ного процесса».
Таким образом, в трудах Н. К. Крупской, А. В.
Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой
организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное
взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Теоретические взгляды А. С. Макаренко на
коммунистическое воспитание пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых
лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее
гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной
дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С.
Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он
придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть
к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже
не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».
В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию
коммунистического воспитания, обосновал необходимость целостного подхода к
всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее
нравственных качеств. Предрасположенность к воспитанию, готовность быть
воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условие эффективности
воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние
связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в
определенных закономерностях и тенденциях.
Таким образом, в советской педагогике при
раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие
воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное
взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений
между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно
значимого социального опыта.
1.3
А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Как известно, педагогическое взаимодействие
людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи
также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в
педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под
которым понимается педагогическое взаимодействие, осуществляемое в системе
«человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также
специально утвержденными для этой цели общественными институтами - благотворительными
фондами, организациями, ассоциациями и др. В современной отечественной
педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс
педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью
создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного
развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и
свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут
привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры.
Следовательно, семейное воспитание - это
осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то,
чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким
должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное
воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой
социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется
в неразрывной связи с другими видами социального воспитания - школьного и общественного.
Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой,
изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким
влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и
воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок -
зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те
качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья
осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей -
социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по
физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации
подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества:
какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей
социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего
семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье
решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание
семейного воспитания.
Содержание воспитания в семье обусловливается
генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать
физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую
личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает
его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но
взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.
Морально-нравственное воспитание
в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка,
как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно
предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих
ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости,
совести, достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальное воспитание
- предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями,
формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическое воспитание
призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о
Прекрасном, существующем в жизни.
Физическое воспитание
предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа
жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической
культурой и спортом, закаливание организма и др.
Трудовое воспитание
закладывает основу будущей самостоятельной жизни - профессиональной и
социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной
семьи. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они
в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим,
половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и
взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.
Считается, что внутрисемейные отношения являются
ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная
социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия
между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.
К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи,
которые в определенном смысле являются первичными.
Помимо них семья также включает в себя
хозяйственно-экономические, правовые, нравственные,
эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также
взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно
семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных
отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что
они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми
человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и
находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных
отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений в воспитании
заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и
эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи.
Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает
ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных
возможностей.
Внутрисемейные отношения выступают в форме
межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения
членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических
механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий
характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.
Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и
мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в
различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений,
качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно
нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он
моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных
отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают
семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений
зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее
воспитательные возможности.
Степень нравственно-эмоциональной полноты и
выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах
семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа.
Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие
детей. Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются
между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности
их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных
доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением
к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность,
способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им
свойственно более адекватное осознание «Я - образа» (самого себя в системе
межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого
достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в
группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям
формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи
приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в
их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с
окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной
эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское
сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности
жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях,
ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают
ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений.
Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Итак, сложившиеся в семье отношения между
родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.
Глава
2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и
применение их им на практике
2.1
Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.
Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской
теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически
обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе
«Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего
обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально
гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего
детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности
это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо
воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого
действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.»
Семейное воспитание (воспитание
детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми
с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.
Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном
единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью,
направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает
проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы
семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является
одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно
значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие
воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу,
и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового
воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается
зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Воспитание - очень легкое дело, воспитание -
счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному,
ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания,
считал А. Макаренко.
В современной практике семейного воспитания
довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный,
демократический и попустительский.
Авторитарный стиль
родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью,
безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные средства
этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи
утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в
грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и
агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к
ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл
авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет
подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор -
вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда
держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот
способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых,
«слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.
«Авторитет расстояния и чванства» проявляется
в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по
сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше
слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое:
воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой
родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а
вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный (попустительский) стиль
предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее
является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными,
безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом
любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской
привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем
стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста,
человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это
социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое
всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими
бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид
взаимоотношений.
Демократический стиль
характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования,
прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность
суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно
послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети
видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания
сделать их такими, какими являются сами.
Страницы: 1, 2, 3
|
|