А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания
А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания
Курсовая
работа
А.
С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного
воспитания
Содержание:
Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании
детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы
по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания
детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного
воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его
значение
2.2 Современные проблемы и нарушения
семейного воспитания
Заключение
Список литературы
«Воспитание
- очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей
легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не
может сравниться с работой воспитания».
«..Как
правило, грубые окрики все более и более притупляют желание слушаться
родителей: тогда и появляется порой ремень, один из самых страшных пережитков
старого в воспитании детей»..
А.С.
Макаренко
Введение
Актуальность исследования.
Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально
организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных
качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека
к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное
воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень
в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства
ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный
опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитание
есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,
явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -
родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать
то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически
целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить
их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах
нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Одним из величайших педагогов,
занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С.
Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым
педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического
воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его
имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий,
по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей
деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени
Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000
молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко,
особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие
языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов
всего мира.
Процесс воспитания в семье - это важнейшее
средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический
процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Нам представляется
актуальным провести изучение концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее
возможного влияния на воспитание детей в семье.
Целью нашего
исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании
детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект
исследования: семейное воспитание.
Предмет
исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и
проблемы семейного воспитания.
В соответствии с поставленной целью и
определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили
следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогическую
литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы
семейного воспитания и охарактеризовать его формы по трудам А.С. Макаренко;
2.рассмотреть методы и средства воспитания детей
в семье в произведениях А.С. Макаренко;
3.отметить специфику семейного воспитания и
определить его значение;
4.рассмотреть современные проблемы и нарушение
семейного воспитания.
Для решения поставленных задач и проверки
исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический
анализ социально - психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в
семье.
В ходе выполнения данной работы мы опирались на
научные труды таких исследователей, как А.С. Макаренко, Харчев А.Г. и др.
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании
детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы
по А.С. Макаренко
Семейное воспитание - это
осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то,
чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким
должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное
воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой
социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется
в неразрывной связи с другими видами социального воспитания - школьного и
общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они
соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах -
социальной.
Определяющая роль семьи
обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и
средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что
семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье
формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме
того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности
людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по
физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации
подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества:
какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей
социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего
семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье
решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание
семейного воспитания.
Содержание воспитания в семье
обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана
формировать физически и психически здоровую, высоконравственную,
интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной
и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному
воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно
самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к
следующим позициям.
Морально-нравственное
воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование
личности ребенка, как будущего активного участника межличностного
взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения
непреходящих человеческих ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности,
честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальное воспитание -
предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями,
формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическое воспитание
призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о
Прекрасном, существующем в жизни.
Физическое воспитание
предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа
жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической
культурой и спортом, закаливание организма и др.
Трудовое воспитание закладывает
основу будущей самостоятельной жизни - профессиональной и социально-бытовой
деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это лишь
основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной
мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половым и другими
направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в
системе внутрисемейных отношений.
Считается, что внутрисемейные
отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как
определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и
взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их
разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют
брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.
Помимо них семья также включает
в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные,
эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также
взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно
семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных
отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что
они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми
человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и
находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных
отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их
состоянием определяются меры функционирования и эффективности других
компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное
отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и
кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.
Итак, сложившиеся в семье
отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном
воспитании.
1.2 Методы и
средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
А.С. Макаренко многое сделал
для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой
пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании
детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил:
«Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно
и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого
раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей
трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери.
Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он
этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное,
счастливое».
Семейное воспитание (воспитание
детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми
с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.
Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном
единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью,
направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает
проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы
семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является
одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно
значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие
воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и
школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и
искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования
личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше
влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного,
трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается
зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Воспитание - очень легкое дело,
воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по
исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться
с работой воспитания, считал А. Макаренко.
В современной практике
семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида)
отношений: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль родителей в
отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью,
безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные средства
этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи
утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в
грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и
агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений
родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он
называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет
подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор - вот
основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать
детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ
воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных»,
озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.
«Авторитет расстояния и
чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях
воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от
детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей -
явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители
не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается
отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный (попустительский)
стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.
Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут
недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С.
Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании
ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки,
вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают,
что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего
подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми.
Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С.
Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный,
самый безнравственный вид взаимоотношений.
Демократический стиль
характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования,
прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность
суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно
послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети
видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания
сделать их такими, какими являются сами.
Таким образом, знание типичных
отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше,
быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа
негативных отношений существуют свои способы их преодоления.
Разумная система взысканий не
только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она помогает
оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство
ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение
сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Методы воспитания детей в семье
- это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное
педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не
отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою
специфику:
-влияние на ребенка
индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор методов зависит от
педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской
роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
Поэтому методы семейного
воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют
общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет);
личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива),
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В
некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие
ситуации.
Разнообразны средства решения
воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский
авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции,
общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио,
телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки,
демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.
д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих
условий:
1. Знание родителями своих
детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются,
какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с
одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в
людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье,
стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта
группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
Страницы: 1, 2
|
|