бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга) бесплатно рефераты

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра региональной и муниципальной экономики

Дипломная работа

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ГОРОДА (на примере г. Екатеринбурга)


| |Исполнитель: |
| |Студент группы РиМЭ – 96 |
| |Сычев А.А. |
|Работа допущена к защите: |Подпись _______________________ |
|Дата _____________________ |Дата ___________________________ |
|Подпись заведующего | |
|кафедрой ____________Е.Г. Анимица | |
| |Научный руководитель: |
| |к.э.н., доцент Сабитов Р.К. |
| |Подпись _______________________ |
| |Дата___________________________ |
|Работа допущена к защите: |Рецензент: |
|Дата _____________________ |Топаз В.Г., ИО начальника отдела |
| |ФГУ «Земельно-кадастровая палата |
|Подпись руководителя ____________ |Свердловской области» |
| |Подпись _______________________ |
| |Дата___________________________ |
|Работа защищена: | |
|Дата ___________________________ | |
|Оценка _________________________ | |
| | |
|Подписи членов комиссии: | |
|________________________________ | |
| |Консультант: |
| |Подпись _______________________ |
| |Дата___________________________ |

Екатеринбург

2001

Содержание

|Введение |3 |
|1. Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений | |
|в экономике. Земельный кадастр как инструмент регулирования | |
|земельных отношений |5 |
|Особенности становления земельных отношений в современной России | |
| |- |
| Земельный кадастр России. Особенности, структура, содержание | |
| |9 |
|Государственная кадастровая оценка земель |12 |
|1.2.2. Особенности земельного кадастра на землях поселений |14 |
|Состояние реформирования земельных отношений в РФ |15 |
|2. Город Екатеринбург как объект кадастровых работ |20 |
|2.1. Краткая социально-экономическая характеристика города |- |
| Состояние реформирования земельных отношений в РФ |22 |
|Создание и ведение автоматизированной системы ведения | |
|государственного земельного кадастра (АС ГЗК) МО “город |24 |
|Екатеринбург” | |
|2.3.1. Кадастровое зонирование |26 |
|2.3.2. Инвентаризация земель |32 |
| 2.3.3. Экономическая оценка городских |33 |
|земель | |
|2.4. Экономическая оценка городских земель |35 |
|3. Роль городского кадастра в социально-экономическом развитии | |
|города Екатеринбурга |39 |
|Роль земельного кадастра в формировании бюджета города | |
|Екатеринбурга |- |
|Развитие земельного рынка в Екатеринбурге |41 |
|Влияние кадастра на социальные процессы в городе |43 |
|3.4. Проблемы создания кадастра городских земель |44 |
|Заключение |47 |
| |49 |
|Библиографический список | |
|Приложения |55 |

Введение

Природные ресурсы являются национальным богатством народов, естественной основой устойчивого социально-экономического развития, определяя, в конечном счете саму возможность существования человека. Одним из важнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы.
Среди земель разного назначения городские, на которых сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека, представляют наибольшую ценность. В условиях административно-командной системы предприятия не были экономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, их охране и воспроизводстве, хотя такая обязанность на них возлагалась законодательством. Более того, расходы на охрану земельных ресурсов являлись фактором, снижающим итоговые результаты деятельности предприятия.

Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса - городских земель. Это приводило к гипертрофированному росту территорий городов и промышленных комплексов и в связи с этим к необоснованному изъятию под строительство в завышенных размерах сельскохозяйственных угодий и лесопокрытых территорий.
Увеличивалась протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, деградировала природная среда вокруг городов, росли стоимость всех видов обустройства территорий и издержки эксплуатации как производственных, так и в инженерных системах городов. Все это негативно сказывалось на эффективности производства и удобствах проживания населения.

Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального использования земельных ресурсов. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии становления.
Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Земельные отношения крайне политизированы. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка автоматизированной системы земельного кадастра. Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.

Надежная информация о земле имеет исключительно важное значение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивого сельского хозяйства или управление развитием городов. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра становятся очень полезным инструментом для управления городскими землями. Этим объясняется актуальность темы дипломной работы.

Исходя из актуальности создания информационных кадастровых систем, определяется цель написания дипломной работы, которая заключается в том, чтобы показать роль земельного кадастра в социально-экономическом развитии города Екатеринбурга.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд задач:

- изучить теоретические основы земельного кадастра;

- рассмотреть земельные отношения в условиях становления рыночных отношений и показать роль земельного кадастра в этих условиях;

- показать город Екатеринбург как объект кадастровых работ и подробно описать кадастровые работы, проведенные в городе;

- определить место и роль кадастровой системы в социально- экономическом развитии города;

- провести анализ земельных платежей и показать их влияние на пополнение бюджета города;

- дать оценку эффективности введения геоинформационной кадастровой системы в г. Екатеринбурге;

- рассмотреть проблемы создания городского кадастра и возможные пути их решения.

Для написания работы использовались следующие методы исследований: изучение источников литературы, сравнительный метод, диалектический метод, картографический метод и статистический метод.

В процессе работы использовались следующие источники информации: нормативно-правовые документы, регламентирующие земельные отношения, статистические сборники по основным параметрам социально-экономического развития Екатеринбурга, материалы правил застройки, экономической оценки и инвентаризации городской территории. Кроме того, были использованы учебные пособия, периодические издания, средства Интернет для изучения теории вопроса кадастровых систем. Многие данные взяты непосредственно из базы данных кадастровой системы г. Екатеринбурга.

1. Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике. Земельный кадастр как инструмент регулирования земельных отношений

1. Особенности становления земельных отношений в современной России

История Российского земельного кадастра на протяжении последних веков отражает развитие земельных отношений в нашем государстве, когда радикальные преобразования и земельные революции чередовались откатами и консерватизмом. Только в XX в. земельный строй России менялся трижды: в
1917 г. столыпинская капитализация земли сменилась национализацией земли, но уже в 1991 г. было покончено с государственной монополией на землю, и мы вернулись к ситуации, существовавшей в дореволюционной России.

Земля - это основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях; как уникальное природное тело. Земля является пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов, а также средой обитания животного мира. Наряду с этим, согласно гражданскому законодательству, земельные участки являются объектом гражданских прав.

Сегодня государства — члены Европейского Союза все больше говорят о роли земли с позиций пространственного развития общества, а фактор невосполнимости и ограниченности земельных ресурсов все чаще ставит земельные вопросы во главу угла государственной политики стран и союзов
[31, c.75].

Российский земельный кадастр берет свое начало в середине XVII в., когда впервые были проведены «писцовые межевания», за которыми через век последовали генеральное и специальное межевания 1766-1882 гг. В результате этих действий устанавливалась принадлежность земель по их владельцам, описывалось качество земли, а особо пашня, определялись на местности и согласовывались с соседними собственниками границы (межи), что в то время позволило избежать междоусобиц. Позднее определялся состав земельных угодий и выполнялась их оценка. Уже тогда эти данные учитывались при налогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рационального использования земель.

После установления в 1917 г. государственной монополии на землю, как одного из главных завоеваний Октябрьской революции, с российским кадастром было покончено: дореволюционные архивы в своем большинстве безвозвратно исчезли.

Однако уже через 60 лет советской плановой экономике срочно потребовался соответствующий этой системе государственный земельный кадастр, и 10 июля 1977 г. Совет Министров СССР принимает Постановление №
501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» [36, c.14].

На то время это была самая передовая кадастровая система аграрной ориентации: она содержала практически все необходимые данные, включая экономическую оценку земель как для целей управления сельскохозяйственным производством, так и для пространственного развития.

Государственный земельный кадастр велся по единой для СССР системе и за счет государства с использованием доброкачественных планово- картографических материалов, которые в зависимости от вида съемок обновлялись раз в 5-10 лет, при этом государство всегда находило на эти цели необходимые средства. За правильность сведений в государственном земельном кадастре отвечали два лица: главный инженер-землеустроитель района и председатель рай (гор) исполкома.

В России в 1991 г., в очередной раз, меняется земельный строй, при этом ликвидируется государственная монополия на землю.

Переход России к рыночной экономике потребовал создания нового и адекватного современным условиям земельного кадастра, который бы явился информационной инфраструктурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 разработка такой системы была поручена Госкомзему России, а срок ее создания определен в пять лет. Создать подобную систему в такой короткий срок было практически невозможно (мировой цивилизации потребовалось на это несколько веков). Для ее реализации необходимо было провести инвентаризацию земель на территории 1/8 земного шара, создать нормативно-техническую базу специальное программное обеспечение, оснастить 2,5 тыс. земельных комитетов современными средствами вычислительной техники, создать системы передачи и защиты информации.

Осознавая исключительное значение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономики страны, Правительство Российской
Федерации Постановлением от 23 августа 1996 г. № 923 утвердило Федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации». Всемирный Банк выделил России заем в 80 млн дол. США для создания и развития системы земельной регистрации (проект ЛАРИС). Госкомзем России, наряду с силовыми ведомствами, включается в программу автоматизации федеральных органов исполнительной власти в рамках российско-германского проекта «Гермес».

Целью этой программы была разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории
Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра.

Программа была направлена на обеспечение интересов государства и населения страны, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.

Достижение поставленной цели было задумано путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.

Основными задачами Программы являлись: создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра; совершенствование межведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами; обеспечение земельно-кадастровой информацией Федеральной комиссии по недвижимому имуществу и оценке недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей информации; содействие созданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции; содействие обеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю; поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости; совершенствование механизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю; создание и управление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов; информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).

Реализация программы была рассчитана на 1996-2000 года в два этапа, основными задачами которых были соответственно создание нормативной правовой и технологической базы и создание земельно-информационного банка данных.

Следует отметить, что активное развитие государственного земельного кадастра в 90-е годы происходит в отсутствие главных законодательных актов:
Государственная Дума Федерального Собрания РФ годами не принимает Земельный кодекс, что сдерживает разработку закона «О государственном земельном кадастре». И только в 1998 г. принимается решение о подготовке Федерального закона «О государственном земельном кадастре», который был введен в действие с середины 2000 г.

Закон «О государственном земельном кадастре» регулирует правовые отношения, возникающие при создании, ведении государственного земельного кадастра.

В законе нашли отражения такие важнейшие принципы, как единство в подходах к построению кадастра на всей территории Российской Федерации, необходимость актуализации данных, совместимость кадастра с другими информационными системами, защита прав собственников земельных участков.

Принципиальным моментом создания государственного земельного кадастра является обязательный обмен информацией и взаимодействие с другими государственными органами и информационными системами (регистрационной палатой, бюро технической инвентаризации и пр.), необходимой для комплексного представления информации в кадастре.

Заложенный в законе принцип «комплексного представления информации» объединяет в едином доступном формате всю имеющуюся у органов управления информацию о земельном участке, расположенных на нем объектах недвижимости и владельцах (собственниках, пользователях). Четкая взаимосвязь и возможность проследить всю цепочку - «земля – здания - владелец» - позволит решить проблемы неуплаты налогов и наличия «бесхозных объектов», а также будет способствовать большему контролю за взиманием земельного налога и арендной платы со стороны местных органов власти.

Несмотря на некоторые недочеты, этот закон в целом представляет собой вполне проработанный документ, позволяющий создать в Российской Федерации современную систему кадастрового учета земель на основе соблюдения прав и обязанностей собственников земель и интересов государства [24, c.19-24].

Таким образом, в России завершен первый этап земельных преобразований: произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю, ликвидирована монополия государственной собственности на землю, разработана необходимая нормативно-правовая база для дальнейшего развития земельных отношений в России и создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра (АС ГСК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6