Защита трудовых прав работников по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь
Защита трудовых прав работников по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Государственный
надзор и контроль за соблюдением
трудового
законодательства
2. Защита трудовых
прав работников профессиональными союзами
3. Самозащита
трудовых прав работников
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
С распадом СССР
во вновь образовавшихся странах было принято новое законодательство.
Большинство стран бывшего СССР, принимая нормативные правовые акты, учитывали
опыт правового регулирования в странах – бывших союзных республиках. Особенно
это заметно на примере двух стран, сохранивших наиболее тесные связи среди всех
стран СНГ - Российской Федерации (далее – РФ) и Республики Беларусь (далее –
РБ). В частности, очень близко трудовое законодательство этих стран.
В последнее
десятилетие в РФ и РБ были приняты новые трудовые кодексы. По сравнению с КЗоТ
РСФСР и КЗоТ БССР новый Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) и
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ) коренным образом
изменились. Практически полностью изменилось правовое регулирование трудовых
отношений в обеих странах. Учитывая тесные связи этих государств, важность
знания трудового законодательства в жизни каждого человек, сравнительное
изучение вопросов, интересующих каждого работника – форм и методов защиты
трудовых прав работников – актуально и значима для каждого специалиста, а для юриста
– особенно.
Целью работы
является проведение сравнительного анализа существующих основных форм и методов
защиты трудовых прав работников по законодательству Республики Беларусь и
Российской Федерации. Задачи работы следующие:
- рассмотрение
вопросов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства;
- исследование
форм и методов защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
- освещение
вопросов самозащиты трудовых прав работников.
Рассмотрение
указанных вопросов производится путем сравнения соответствующих новелл
законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Такое сравнение
производится исходя из общности трудового законодательства обеих стран.
Предметом
исследования являются формы и методы защиты трудовых прав работников по
законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации. Объект
исследования – конкретные формы и методы, предусмотренные законодательством
обеих стран (государственный надзор и контроль, защита трудовых прав работников
профессиональными союзами, самозащиты трудовых прав).
Вопросы темы в
достаточной степени обеспечены необходимыми нормативными и литературными
источниками, так как в связи с принятием нового трудового законодательства в
обеих странах специалисты в области трудового права посвящают много работ
разъяснению и комментированию новелл трудового законодательства.
При написании
курсовой работы основными источниками являлись нормативные правовые акты
Российской Федерации и Республики Беларусь.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется во
всех организациях на территории РФ:
- органами
федеральной инспекции труда;
- специально
уполномоченными органами – федеральными надзорами, например, Государственный
надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Госатомнадзор
России;
- федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления;
- генеральным
прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Надзор,
осуществляемый органами федеральной инспекции труда, специально уполномоченными
органами – федеральными надзорами называется государственным надзором.
Контроль,
осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за
соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях
называется внутриведомственным государственным контролем.
Надзор,
осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами,
называется государственным надзором за точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных нормативно – правовых актов, содержащих нормы
трудового права или прокурорским надзором.
Федеральная
инспекция труда – это единая централизованная система государственных органов,
осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативно – правовых актов, содержащих нормы трудового права, на
территории РФ (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).
Основные задачи,
функции и полномочия Федеральной инспекции труда определяются ТК РФ, а также
Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 28.01. 2000 года № 78.
В соответствии
ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда обладают следующими основными
полномочиями:
- осуществляют
государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения
предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в
соответствии с федеральным законом;
- анализируют
обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению
и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляют в
соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об
административных правонарушениях;
- направляют в
установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- реализуют
мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и
контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих
нормы трудового права;
- проводят
предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих
объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях
предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их
безопасность;
- осуществляют
надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета
несчастных случаев на производстве;
- обобщают
практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят
соответствующие предложения по их совершенствованию;
- выполняют
другие полномочия.
Государственные
инспекторы труда наделены властными полномочиями по проведению проверок и
привлечению к ответственности виновных лиц, они имеют право:
-
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного
образца посещать в целях проведения инспекции (проверки) организации любой
организационно – правовой формы;
- осуществлять в
установленном порядке проверки и расследование причин нарушений
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
- запрашивать и
безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций,
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей
(их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для
осуществления своих полномочий;
- предъявлять
работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об
устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении
виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их
в установленном порядке от должности;
- привлекать к
административной ответственности в установленном законодательством Российской
Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
- по результатам
проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении
виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд (ст.
357 ТК РФ).
Государственные
инспекторы по охране труда наряду с указанными выше правами, имеют следующие
права по предупреждению несчастных случаев и их расследованию:
- расследовать в
установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- выдавать
разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение
производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение
новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью
предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его
безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых
или реконструируемых производственных объектов;
- требовать в
установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в
ходе проверок нарушений и недостатков в каком – либо сооружении, оборудовании
или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими
здоровью и безопасности работников;
- запрещать
производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты
работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих
государственным нормативным требованиям по охране труда;
- изымать для
анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при
условии уведомления об этом работодателя (его представителя);
-
приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования
при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и
здоровью работников, до устранения этих нарушений;
- отстранять от
работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и
приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих
местах и проверку знаний требований охраны труда.
Главный
государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители
государственных инспекций труда, кроме прав, предоставленных государственным
инспекторам, имеют право:
-
приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения
требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников
до устранения этих нарушений;
- направлять в
суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования
о ликвидации организаций или прекращения деятельности их структурных
подразделений.
Государственные
инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей
территории Российской Федерации независимо от их организационно – правовых форм
и форм собственности (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).
При инспекционной
проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии
работодателя или его представителя, если только не считает, что такое
уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ч. 3 ст. 360 ТК РФ).
По результатам
проверки выносится решение, которое может быть обжаловано соответствующему
руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда
Российской Федерации и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ).
Руководители и
иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную
ответственность (ст. 362 ТК РФ).
Лица,
препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие
угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным
инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность,
установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).
Государственный
надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях
и на некоторых объектах промышленности осуществляют специально уполномоченные
органы – федеральные надзоры (ч. 2 ст. 353 ТК РФ). На территории Российской
Федерации образованы две федеральные системы надзора, самостоятельно
действующие в структуре органов исполнительной власти, - Государственный надзор
за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор России) и
Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор
России). Федеральные надзоры России занимаются особым кругом вопросов,
связанных с охраной труда, здоровьем и безопасностью работающих в конкретных
отраслях экономики.
Помимо указанных
федеральных надзоров существуют государственные надзоры в составе органов
исполнительной власти. В систему Министерства энергетики Российской Федерации
входят органы государственного энергетического надзора (ст. 367 ТК РФ), в
систему Министерства здравоохранения Российской Федерации – санитарно –
эпидемиологическая служба (ст. 368 ТК РФ).
Министерства и
ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им
организациях.
Администрации
(районная, городская, сельская, поселковая) обеспечивают на соответствующей
территории соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, в том числе в
сфере труда, а также охрану прав граждан в этой сфере.
Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с
федеральным законом осуществляют государственный надзор за точным и
единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права (ч. 4 ст. 353 ТК РФ).
Государственный
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в Республике Беларусь
осуществляется специально уполномоченными органами межотраслевой компетенции.
При этом в Трудовом кодексе Республики Беларусь система и полномочия этих
органов не указаны, они определяются нормативными правовыми актами Республики
Беларусь.
Государственный
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет
департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь (далее – департамент государственной инспекции
труда). Положение об этом органе утверждено постановлением Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 года № 22 (в редакции
постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29
июня 2005 года № 76).
Департамент
государственной инспекции труда осуществляет специальные надзорные и
контрольные функции, то есть является единственным специализированным органом
по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда во
всем его объеме [18, с. 1075]. Основными задачами департамента в соответствии с
Положением (п.4 Положения) являются:
- осуществление
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
- выявление и
пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в
пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным
лицам, допустившим такие нарушения;
- обобщение
практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его
применения;
- содействие
овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
В соответствии с
Положением государственный инспектор труда имеет право:
-
беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в
помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде (п. 7.1
Положения);
- знакомиться с
документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки
их соответствия законодательству (п. 7.2. Положения);
- изымать для
анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии
уведомления об этом нанимателя (п. 7. 7. Положения) и другие.
Для решения
стоящих перед департаментом задач государственным инспекторам труда
предоставлено право:
- выдавать
нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений
законодательства о труде (п. 7. 9 Положения);
-
приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу
предприятий, цехов, производственных участков, станков, машин, другого
оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих
угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений (п. 7. 11
Положения);
- налагать в установленном
порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на
должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им
предупреждение (п. 7.13 Положения);
- составлять
протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в
случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд (п. 7.14
Положения).
Надзор за
ведением работ в отдельных отраслях промышленности, производственных объектах в
Республике Беларусь осуществляют специально уполномоченные на то органы.
В соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 «О
совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и
иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики
Беларусь» и постановлением Совета
Страницы: 1, 2, 3
|