бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Защита интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования бесплатно рефераты

Защита интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования

Защита интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования

Муромская Е.В.

Защита интеллектуальной собственности таможенными органами в РФ осуществляется по следующим направлениям:

1. Применение мер по приостановлению выпуска товаров, регламентированных главой 38 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ).

2. Правоохранительная деятельность таможни, направленная на привлечение правонарушителей к административной ответственности, регламентированная Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также Методическими рекомендациями по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12. и ст. 14.10 КоАП РФ (письмо ФТС России от 29.06.2007 г. № 01-06/24387).

Приостановление выпуска товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Исходя из установленных п. 5 ст. 403 ТК РФ функций таможенных органов, их деятельность, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, урегулирована гл. 38 ТК РФ, а также Положением о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами (далее – Положение), утвержденным Приказом ГТК РФ от 27.10.2003 N 1199.

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности и перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления защиты прав владельца зарегистрированного товарного знака от его неправомерного использования таможенными органами применяется следующий механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров.

Таможенный орган принимает меры по защите интеллектуальной собственности, в частности:

1. Вносит сведения об объекте интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ст. 395 ТК РФ).

2. Приостанавливает выпуск товаров на основании заявления правообладателя (ст. 393 ТК РФ).

3. Предоставляет информацию правообладателю, которая может понадобиться ему для доказывания нарушения его прав (ст. 398 ТК РФ).

Применение мер по приостановлению выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно - введении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Суть его заключается в накоплении и систематизировании таможенными органами информации об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о незаконном использовании прав.

Статьей 395 ТК РФ предусмотрено, что ФТС России ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Включение объектов интеллектуальной собственности в указанный реестр осуществляется на следующих условиях:

1) принятие ФТС России решения о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров в порядке, предусмотренном ст. 394 ТК РФ;

2) обеспечение правообладателем исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда способами, предусмотренными гражданским законодательством.

В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, оговоренными законом или договором.

Вместо обеспечения правообладатель может представить договор страхования риска ответственности за вред, причиненный вышеуказанным лицам.

В любом случае и сумма страхования, и сумма обеспечения не должна превышать 500 000 рублей.

Включение объектов интеллектуальной собственности в реестр объектов интеллектуальной собственности осуществляется на безвозмездной основе.

Пунктом 3 ст. 395 ТК РФ предусмотрены следующие основания для исключения объекта интеллектуальной собственности из реестра:- заявление правообладателя (его представителя);- необеспечение правообладателем исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда вышеназванными способами;- истечение срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;- необращение правообладателем в течение сроков приостановления выпуска товаров в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией за защитой своих нарушенных прав.

В целях обеспечения доступа к информации об объектах интеллектуальной собственности, включенных в реестр, ФТС России опубликовывает перечень указанных объектов в своих официальных изданиях.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров, с указанием сведений о правообладателе и документах, подтверждающих наличие и принадлежность права на товарный знак.

Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

Срок, установленный для рассмотрения заявления о приостановлении выпуска товаров федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, составляет один месяц. Его исчисление начинается со дня поступления заявления. Этот срок в целях обеспечения проверки достоверности представленных сведений может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, до двух месяцев. В течение этого срока федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать документы, подтверждающие заявленные сведения, у третьих лиц, а также у государственных органов, которые обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.

По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан принять решение о принятии мер в соответствии с гл. 38 ТК РФ либо об отказе в принятии таких мер.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе отказать правообладателю в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, в следующих случаях:- правообладатель (его представитель) представил недостоверные сведения;- правообладателем (его представителем) не соблюдены требования п. 2 ст. 395 ТК РФ, согласно которому правообладатель должен либо обеспечить обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу названных лиц.

В случае если должностным лицом таможенного органа при проверке грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.

Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

О принятом решении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, уведомляет правообладателя (его представителя) в письменной форме в течение трех дней со дня принятия решения.

Срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется правообладателем самостоятельно, но он не должен быть более пяти лет. Этот срок не может превышать срок действия исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, внесенный в реестр, и он может быть продлен по заявлению правообладателя, например, в случае продления срока действия регистрации товарного знака.

В течение указанного срока правообладатель может брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, проводить их исследование, осматривать, фотографировать или иным способом фиксировать такие товары, а также получать дополнительную информацию, которая ему требуется для доказательства нарушения его прав (например, информация об отправителе, производителе товара).

Дальнейшая судьба приостановленного к выпуску товара решается в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях, уголовного законодательства.

При обращении за защитой своих прав в суд, правообладатель вправе подать заявление о принятии мер по обеспечению иска в порядке главы 8 АПК РФ, главы 13 ГПК РФ. Одной из подобных мер является наложение ареста.

Также товар может быть изъят или на него может быть наложен арест в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ, по решению органов, уполномоченных принимать указанные решения, либо конфискован в случае привлечения лица, ввозившего данный товар, к административной ответственности.

Следует отметить, что решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене по истечении срока такого приостановления в случае, если таможенный орган в течение этого срока не получил в отношении данных товаров одного из следующих решений: об изъятии; о наложении ареста; о конфискации (п. 1 ст. 399 ТК РФ).

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленном в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров в случае, предусмотренном пунктом 66 Положения, либо в день, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров, которые декларировались путем подачи дополнительного листа, на основном листе ГТД делается отметка о дате выпуска таких товаров.

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 ТК РФ меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с Положением, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы в соответствии со статьей 411 ТК РФ незамедлительно передают в установленном порядке информацию об этом соответствующим государственным органам.

Согласно требованиям п. 3 ст. 397 ТК РФ правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 ТК РФ, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с Положением, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Изложенное свидетельствует о том, что процедура, регламентированная главой 38 ТК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение содействия правообладателю в защите его прав, предоставление ему возможности отслеживать перемещение контрафактных товаров и своевременно реагировать на выявленные нарушения. При этом данная процедура едина и ее элементы не могут быть реализованы отдельно друг от друга. Например, таможенный орган не вправе осуществлять приостановление выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, если соответствующий объект интеллектуальной собственности не включен в таможенный реестр. В частности, такая позиция высказана в письме ГТК РФ от 27.09.2004 N 01-06/27410 "О разъяснениях по применению отдельных положений Приказа ГТК России от 27.10.2003 N 1199".

Между тем, представленную процедуру не следует считать обязательно предваряющей реализацию правоохранительных функций таможни, которые могут быть реализованы как на основе информации, полученной таможенными органами в результате вышеуказанной процедуры, так и независимо от нее.

Принятие таможенными органами мер по приостановлению выпуска товаров на основании заявления правообладателя в порядке, предусмотренном гл. 38 ТК РФ, не связано с применением административных процедур и направлено в первую очередь на содействие правообладателю в защите его прав и законных интересов. Правообладатель, подав соответствующее заявление в порядке, предусмотренном ст. 394 ТК РФ, получает возможность отслеживать с помощью таможенных органов перемещение через таможенную границу РФ предполагаемой контрафактной продукции.

Правоохранительная деятельность таможни

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т.е. возбуждать дела по ст.14.10, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Незаконное использование товарного знака

Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, может быть выявлено таможенным органом:

1. На стадии осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

2. В ходе таможенного контроля после выпуска товаров (например, при проведении таможенной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ).

3. В ходе оперативно-розыскных мероприятий (в том числе по результатам совместных рейдов с сотрудниками УВД на рынках, в торговых центрах и иных местах продажи товаров).

4. При расследовании дел об административных правонарушениях (далее - дела об АП), возбужденных по другим составам (например, по ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ).

5. По результатам рассмотрения полученных в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (в том числе заявлений правообладателя или организаций, представляющих интересы правообладателя на территории Российской Федерации по защите исключительных прав на товарные знаки, о привлечении к административной ответственности конкретного лица, незаконно использующего соответствующий товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации).

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, материалы, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации.

Страницы: 1, 2