бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Закон РФ о государственной тайне бесплатно рефераты

Закон РФ о государственной тайне

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1

"О государственной тайне"

С изменениями в соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной тайне” от 6 октября 1977 г. № 131-

ФЗ.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории
Российской Федерации и за ее пределами органами, законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия: государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях; допуск к государственной тайне - процедура оформления права гражданина доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну; гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и
(или) в сопроводительной документации на него; средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. перечень сведений, составляющих государственную тайну,

-совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской
Федерации" О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

-осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

-рассматривают статьи в части средств, федерального бюджета направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

-определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального
Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального
Собрания;

2. Президент Российской Федерации: утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны

-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации
Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

-заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой

3. Правительство Российской Федерации:

-организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

-устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

-организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

-устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

-устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

-заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам.

-в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой

4. органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочные и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

- обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

-обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

-обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

-реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

-вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

-рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

-обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

-обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

-определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Статья 5. Перечень сведений ,составляющих государственную тайну

- Государственную тайну составляют:

-1) сведения в военной области:

-о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных
Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

-о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

-о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

-о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах , рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов;

-о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

-о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям ,о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

-о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в
Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

-об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа , о выпуске и поставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

-о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно- конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

- об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

-о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

-о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

-об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

-о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

-о методах и средствах защиты секретной информации;

-об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

-о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

-о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской
Федерации;

-о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание.

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

- отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

-отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Законность засекречивания сведений заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего
Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

-Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

-Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения
(разработки) или заблаговременно.

Статья 7 . Сведения не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

- Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

-о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, и конфиденциальных прогнозах и последствиях;

-о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

-о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

-о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

-о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах
Российской Федерации;

-о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

-о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

-Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

-Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

-Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

-Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3