Закон РФ о государственной тайне
Закон РФ о государственной тайне
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" С изменениями в соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной тайне” от 6 октября 1977 г. № 131- ФЗ. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Раздел I. Общие Положения Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории
Российской Федерации и за ее пределами органами, законодательной,
исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной
власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы
собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации,
взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять
требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; носители сведений, составляющих государственную тайну, -
материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения,
составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде
символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты
государственной тайны используемых ими средств и методов защиты сведений,
составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий,
проводимых в этих целях; допуск к государственной тайне - процедура оформления права гражданина
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий,
учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких
сведений; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -
санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного
лица со сведениями, составляющими государственную тайну; гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности
сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и
(или) в сопроводительной документации на него; средства защиты информации - технические, криптографические,
программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений,
составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а
также средства контроля эффективности защиты информации. перечень сведений, составляющих государственную тайну, -совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения
относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в
порядке, установленных федеральным законодательством Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской
Федерации" О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения
других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с
защитой государственной тайны. Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 1. Палаты Федерального Собрания: -осуществляют законодательное регулирование отношений в области
государственной тайны; -рассматривают статьи в части средств, федерального бюджета
направляемых на реализацию государственных программ в области защиты
государственной тайны; -определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального
Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального
Собрания; 2. Президент Российской Федерации: утверждает государственные программы в области защиты государственной
тайны -утверждает по представлению Правительства Российской Федерации
состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной
тайны и положение о ней; -утверждает по представлению Правительства Российской Федерации
Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; -заключает международные договоры Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; -определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с
отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или
рассекречиванием и их защитой 3. Правительство Российской Федерации: -организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной
тайне"; -представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав,
структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и
положение о ней; -представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень
должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по
отнесению сведений к государственной тайне; -устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к
государственной тайне; -организует разработку и выполнение государственных программ в
области защиты государственной тайны; -определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации; -устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам,
допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам
структурных подразделений по защите государственной тайны; -устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в
результате несанкционированного распространения сведений, составляющих
государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в
результате ее засекречивания; -заключает межправительственные соглашения, принимает меры по
выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну,
принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам. -в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с
отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или
рассекречиванием и их защитой 4. органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочные и органы местного самоуправления во взаимодействии с
органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах
соответствующих территорий: - обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной
власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих
государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; -обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им
предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями
актов законодательства Российской Федерации; -обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных
мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; -реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению
прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; -вносят в полномочные органы государственной власти предложения по
совершенствованию системы защиты государственной тайны. 5. Органы судебной власти: -рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях
законодательства Российской Федерации о государственной тайне; -обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью
по защите государственной тайны; -обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной
тайны; -определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в органах судебной власти. Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Статья 5. Перечень сведений ,составляющих государственную тайну - Государственную тайну составляют: -1) сведения в военной области: -о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого
управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,
оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных
Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной
готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; -о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной
техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации
образцов вооружения и военной техники; -о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о
хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся
ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических
средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от
несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и
специальных физических установках оборонного значения; -о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого
применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах , рецептурах
или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых
веществ военного назначения; - о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и
особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации,
а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов; -о дислокации, действительных наименованиях, об организационной
структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого
обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: -о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных
регионов к возможным военным действиям ,о мобилизационных мощностях
промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об
объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и
материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании
государственных материальных резервов; - об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях
обеспечения обороноспособности и безопасности государства; -о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении
и степени защищенности объектов административного управления, о степени
обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в
Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; -об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа , о
выпуске и поставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения,
военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании
мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о
разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и
другой оборонной продукции; -о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-
конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное
оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; - об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов
платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других
стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку,
определяемому Правительством Российской Федерации); 3) сведения в области внешней политики и экономики: - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб
безопасности государства; -о финансовой политике в отношении иностранных государств (за
исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о
финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное
распространение которых может нанести ущерб безопасности государства 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности: -о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти
данные раскрывают перечисленные сведения; - о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе
с органами, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и
оперативно-розыскную деятельность; -об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности
объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; -о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе
кодированной засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении
шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных
средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических
системах специального назначения; -о методах и средствах защиты секретной информации; -об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; -о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; -о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны,
безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской
Федерации; -о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия проводимые в целях
обеспечения безопасности государства. Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание. Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений - отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание -
введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений,
составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на
доступ к их носителям. -отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и
своевременности. Законность засекречивания сведений заключается в
соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего
Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. -Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки
целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных
экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно
важных интересов государства, общества и граждан. -Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения
(разработки) или заблаговременно. Статья 7 . Сведения не подлежащие отнесению к государственной тайне и
засекречиванию - Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию
сведения: -о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и
здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, и
конфиденциальных прогнозах и последствиях; -о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,
образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии
преступности; -о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; -о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; -о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах
Российской Федерации; -о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; -о фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами. -Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных
сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или
дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу,
государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане
вправе обжаловать такие решения в суд. Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений -Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну,
должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен
безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных
сведений. -Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих
государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности
для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно"
и "секретно". -Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен
безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений,
составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений
к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|