Законность и правопорядок
Законность и правопорядок
План:
Введение.
1. Понятие законности.
2. Понятие правопорядка.
3. Соотношение законности и правопорядка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление:
Введение. 4.
1. Понятие законности. 6.
2. Понятие правопорядка. 11.
3. Соотношение законности и правопорядка. 18.
Заключение. 23.
Список использованной литературы. 26.
Введение
Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые
в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и
общества в целом, находятся вопросы законности и правового порядка. Они имеют
приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы
общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и
стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития
России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно
возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное
демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает
необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных
сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Изучение правопорядка актуально потому, что «правопорядок образует
правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и
социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно,
является правовой основой и всей государственной деятельности».[1]
Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его
формирования и поддержания, но и соотношение законности и правопорядка. В
правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и
правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не
проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие
во взаимодействии важно проследить, так как это имеет огромное практическое
значение как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.
Итак, законность и правопорядок - фундаментальные категории
юридической науки, раскрывающие содержание правовой действительности под углом
зрения практического осуществления права. Они появляются вместе с государством,
законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не
осуществимо.
Еще до начала глубоких социальных преобразований в России
отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и
правопорядка уделяли значительное внимание в статьях и в специальных
монографических исследованиях.[2]
Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих
сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки.
Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме
в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу
правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории
государства и права нет разделов законности.[3]
Так что же значит правопорядок и законность в демократическом
государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?
Целью данной курсовой работы является исследование понятий
законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.
§1. Понятие законности
В советский период, наибольшее распространение получило
определение законности как строгого и неуклонного соблюдения законов и
основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без
исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и
гражданами.[4]
Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого
социалистическая законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение
советских законов всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными
организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович считает,
что поскольку высшим выражением государственной воли является закон, то именно
его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные
нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во
исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и
исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение —
нарушение закона».[5]
Но оба вышеназванных определения распространяют понимание
законности лишь на сферу осуществления права.
Поэтому уже в советской юридической литературе наметилась
тенденция и к более широкому пониманию законности, которое охватывало бы и
сферу правотворчества, и сферу соблюдения правовых актов.[6]
П.М. Рабинович отражает главные элементы, без которых законность
не может выполнить своего социального назначения, состоящего в обеспечении
целей социалистического и коммунистического строительства путем установления
четкой и упорядоченной организации общественных отношений. Это, во-первых,
издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности
общественного развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное
проведение в жизнь. Только единство этих составных элементов обеспечивает
подлинную законность в обществе. Наличие научно обоснованного законодательства,
правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не
может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если
нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются.
С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам
общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам
социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его строгое и
неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической
законности.[7]
Рассматривая классическое определение советского периода, нужно
отметить, что сущность законности действительно заключается в строгом,
неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов всеми субъектами
права.
Вместе с тем в публикациях последнего времени обращается внимание
на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов
политико-правовой жизни общества. В этой связи многое относительно законности
требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов, учета правовых реалий.
Соответственно, приводятся убедительные доводы.
Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало
дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на
жесткой иерархической соподчиненности.
Во-вторых, толкование законности как требование неукоснительного
соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что
анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный
правовой характер организации общественно-политической жизни общества.
В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее
к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной
дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и
приговор суда.
В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и
обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации
предоставленных прав и свобод гражданам.[8]
Обобщая сказанное, подчеркнем: законность выполняет роль
"посредника", который как бы "переносит" право в плоскость
реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).
Что означает нормативная основа законности?
Предпосылкой законности выступают правовые предписания,
содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие
акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.
"Первым условием законности,- пишет П.И. Стучка,- является
сам закон".[9]
Важной предпосылкой законности в современной России является
Конституция, которая всенародно принята на всенародном референдуме 12 декабря
1993 г. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества,
происшедшие на рубеже 90-х гг. XX столетия. Можно сказать, что Основной Закон России - важный
фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы
международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации
общества.
Однако в самой Конституции понятие «законность» встречается всего
лишь в двух статьях. В п.2 ст 72 «законность» фигурирует как предмет
совместного ведения РФ и ее субъектов, а в ст. 114 «меры по обеспечению
законности» прописаны как одна из функций правительства РФ.
Помимо Конституции слово «законность» содержится почти в 2000
действующих нормативных актах Российской Федерации, в различных словоформах и
словосочетаниях. В эти нормативных актах упоминается о соблюдении законности, о
органах на которые возложена эта задача. Так, например, в ст. 2 Закона РСФСР «О
чрезвычайном положении»[10]
закреплено, что «целью введения чрезвычайного положения является скорейшая
нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение
угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи».
Однако ни в одном из нормативных актов не закреплено определение
«законность», поэтому оно остается исключительно теоретическим. В связи с этим,
важно подчеркнуть, что в нашей стране необходимо принятие специального закона
закрепляющего и регулирующего «основные понятия Российского права».
В научной и учебной литературе наметились различные подходы к
вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них,
законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к
должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не
относится к гражданам.[11]
Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане
подпадают в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в пользу
традиционного взгляда на состав субъектов законности.
Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской
Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к
органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным
лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе
отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.
Проф. А.Ф. Черданцев в этой связи отмечает: "Состояние
законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько
пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность
именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц
зависит состояние прав, и свобод граждан, их законопослушность".[12]
Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях
которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия,
равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов
государственной и общественной жизни.
Можно сказать: законность - основа демократии, демократического
режима общества.
В условиях режима законности становятся реальными демократические
права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип
разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются
необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в
правоприменительной практике.
"Законность,- отмечает В.Н.Кудрявцев,- не только формальный
принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо
общественного строя".[13]
§2. Понятие правопорядка
С законностью органически связано другое правовое явление
-правопорядок (правовой порядок).
Если применительно к какой-то сфере общественных отношений
используют понятие "порядок", то под ним понимают сложившуюся
устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят о социальном,
экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас плане слово
"правовой" указывает на то, что порядок как явление образуется в
связи с правом и базируется на нем. Иными словами, в качестве важнейшей
предпосылки возникновения правопорядка надо считать юридическую норму и
механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Следовательно,
правопорядок - результат реализации юридических норм.
В понятие, содержание правопорядка, его определение (выделение
сущностных признаков) вкладываются обычно самые разнообразные моменты. Говорят
о совокупности, системе правовых отношений, прядке в них, о реализованности
законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или
права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных
отношениях; о формах реализации права и воплощении законности в реальных
отношениях, о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на
праве, и т.д.
Нельзя отождествлять правовой порядок с другими социальными или
правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и
качественную определенность, что обусловливает недопустимость его
отождествления с совокупностью или системой правовых отношений, с правом и
законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно не различать цель и
средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления
поставленной задачи.
Выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве
всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложность и многогранность явления, а
такие попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не
равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность подхода. А здесь
необходим комплексный анализ. Важно показать сущностную, содержательную и
внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния и свойства участников и
их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость
процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и
оценочные требования.
Иногда утверждают, что правопорядок представляет собой
государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти
понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные
вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и
Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть
действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому
ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае
выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, — государственная,
конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и
объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В
любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе
совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а
в других — эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония,
как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.
Только при демократических и гуманных режимах, когда право
проявляет себя как искусство добра и справедливости, порождаются правовые
порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому
при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность
государственной власти и действующей Конституции.
Итак, очевидно, и законность, и правопорядок противостоят
произволу, нарушению законных прав и интересов граждан (организаций). Это подчеркивает
то, что "законность" и "правопорядок" близки друг к другу,
используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу.
Законность - это совокупность известных требований, предъявляемых
ко всем субъектам в сфере правового регулирования.
По мнению проф. С.С. Алексеева, "это требования не только
строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права,
но и:
а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым
актам;
б) равенства всех перед законом;
в) обеспечения для всех субъектов полного и реального
осуществления
субъективных прав;
г) независимого и эффективного правосудия;
д) эффективной работы всех правоохранительных органов".
Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию
субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами,
должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной
литературе правопорядок определяется как определенная система общественных
отношений, складывающаяся на основе права и законности[14], как основанная на
праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное
состояние общественных отношений[15]
или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений,
выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.[16]
Страницы: 1, 2
|