Юридическая практика
p> Функции юридической практики — это относительно обособленные направления
гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную
реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-
преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества. Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической практики на
общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями)
практики. В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее
сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру
практики, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно
четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер
юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные
элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой
системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их
реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых
явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними
стоят действующие субъекты и участники практики. Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С.
Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая
(ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная[2]. В. И.
Леушин рассматривает функции формирования права, совершенствования
правоприменительной деятельности, воспитательную и
правоконкретизирующую[3]. Особенно большое внимание в литературе уделяется
правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики. Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает,
что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают
творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие
ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии
классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически
в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд
подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее,
ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа
и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые,
специфические стороны влияния юридической практики на социальную
действительность. Например, в правотворческой функции практики вычленить
правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции. Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций
является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому
воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую,
социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие
функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу
юридической практики в обществе. Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее
специфических функциях, где за основу классификации приняты способы
действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований
либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь
относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики —
правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Это,
однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только
одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других
разновидностей. Правоприменительная практика, например, сигнализирует
правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и
неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания
норм права и даже нормативных актов. По способам воздействия на реальную действительность можно выделять
регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-
ориентационную и правоохранительную функции практики. Регистрационно-
удостоверителъная функция предполагает юридическое закрепление существующих
и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных
ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок,
имеющих правовое значение, официальное регистрирование и
свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и
закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат
удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и
документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в
осуществлении централизованного и автономного, нормативного и
индивидуального упорядочения общественных отношений.
Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно
раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную,
правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная
подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны.
Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно.
В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической
практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы,
обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений,
достижение поставленных целей, осуществление требований правовых
предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими
методами воздействия на общественную жизнь. Юридическая практика — важный канал общесоциального, специально-
криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений,
осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных,
праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических
средств и мер. Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в
законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных
действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим
восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов
граждан и организаций. Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все
разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение
любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба),
который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями
отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и
государству в целом. Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в
формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении,
конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического
воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного,
организационного и иного характера. По времени действия функции юридической практики можно подразделить на
постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее
функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо
и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в
определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной
или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на
экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного
типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную
жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-
регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на
правотворчество правоприменительной практики) являются производными,
сопутствующими. Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное
направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической
практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о
месте и роли этой практики в правовой системе общества. 5. Задачи и проблемы юридической практики в области законотворчества. 5.1. Понятие законотворчества. В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно
соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и
подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с
необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми
последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство
устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с
помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах,
обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство
сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего
воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия,
непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества
предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается,
формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания
исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и
подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности
и прогресса общества. Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у
законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных
знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов.
Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются
законодательной техникой, представляющей собой определенную систему
требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных
актов, их систематизации. Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных
актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно
творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и
приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как
составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего
действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей
права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с
которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая
практика. Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей
культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление,
мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки
непосредственно (или опосредствованно) определяют характер
законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа,
его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура
законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает
условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов,
установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в
жизнь требований законности и установления режима правопорядка. В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания
действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о
праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в
практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение
этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют
создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные
акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям
общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать
всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном
общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить
все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык
закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально
использовать приемы законодательной техники. Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей
современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового
опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и
глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже
простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно
необходимостью: - исследования различных социальных факторов, обусловливающих
потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих
общественных отношений; - выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных
интересов социальных и национальных образований, общественных групп и
общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций; - использования в процессе создания закона соответствующих достижений
науки, техники и культуры; - проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с
аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных
систем других государств, но и с другими регуляторами общественной
жизнедеятельности; - постановки в целесообразных и возможных случаях специальных
экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования
соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее
эффективной формы правового воздействия на эти отношения, - определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого
закона с данной правовой системой в целом и, прежде всего, с Конституцией; - совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и
т.д. Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены
без творческого подхода и решения их законодателем. Законотворчество характеризуется органическим единством трех его
основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих
диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл
законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же
последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности
систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно
отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать,
изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти
процессы. Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех
сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных
отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального
прогресса. Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не
переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его
пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход
не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое
многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве
необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и
цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает
решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания
самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых
обычно законом и регламентом, установленными процедурами. Если познание в законотворчестве является процессом преобразования
объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия
соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по
созданию закона представляет собой обратный процесс превращения
законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым,
итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но
этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым
наступает действие самого закона, заключающееся в практическом
регулировании соответствующих общественных отношений. Изучение действия закона позволяет определить его эффективность,
целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь,
воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс,
позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее
законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом. 5.2. Стадии и структура правотворческого процесса. Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное
общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые
по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным
фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для
нормального функционирования общества необходим регулятор, который
поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях
и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш
взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных
отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством
и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом. Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений,
ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом
отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от
полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих
потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь,
на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и
иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами. Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с
неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести
порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь,
возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством
через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть
названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные
отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в
правовых нормах".[4] С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования - это
то социальное пространство, которое подвержено действию права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|