бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда бесплатно рефераты

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сос­редоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздейству­ют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата,

активистов, с помощью которых используются профсоюзные полно­мочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почет­ными грамотами. К недостаточно активным работникам платного ап­парата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсою­за, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нару­шений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного са­моуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы ус­ловий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нару- шенний со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законо­дательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статут­ным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определен­ного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъ­ективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсою­зов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсо­юзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содер­жания;

направленные на обеспечение использования прав самими профсо­юзами и

на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие пре­вентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обя­занностей, устранение препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические га­рантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят га­рантии:

а) имущественные; б) личные;

в) обязанность государственных органов, администрации содейст­вовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-тру­довые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нор­мативными правовыми актами;

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;

д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законода­тельстве сформулированы в основном как их права: право собствен­ности на имущество и денежные средства, необходимые для выпол­нения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими иму­щественными правами.

Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Дополнительные гарантии им предоставляются: а) при переводе на другую работу; б) при наложении дисциплинарных взысканий; в) при увольнениях по инициативе администрации. Кроме того, этим лицам предоставляется свободное время для вы­полнения общественных обязанностей.

Они могут возвратиться на прежнюю работу после окончания общественных полномочий.

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобож- денныеотосновнойработы, немогутбытьподвергнутыдисциплинарно- му взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители профсо­юзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профор­ганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего профсоюзного орга­на подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении, профорганиза­торов - с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюзов в создавае­мых на предприятиях, в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или уволь­нение по инициативе работодателя допускаются только с предваритель-

ного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной рабо­ты, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители проф­союза в создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной рабо­ты освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе выборных органов.

Условия освобождения указанных лиц от основной работы для на­званных целей и порядок оплаты за это время определяются кол­лективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации (на предприятии, в учреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности в профсоюзные органы, предоставляет­ся после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации (предприятия, учреждения) работодатель или правопре­емник, а при ликвидации организации (предприятия, учреждения) - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести ме­сяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избран­ных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (де­легированные) в орган первичной профсоюзной организации, облада­ют такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором, сог­лашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия, учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено уволь­нение. В таких случаях увольнение производится в том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы и неосвобожденных от основной работы.

Обязанность государственных органов, предприятий, учреж­дений, организаций всемерно содействовать профсоюзам в их дея­тельности прямо предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем:

а) отчисления предприятиями и организациями профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу (см. ст. 232 КЗоТ);

б) предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия, учреждения, организации бесплатно необходимых поме­щений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников, транс­портных средств, средств связи;

в) предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и пар­ков, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздо­ровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их семей, а также пионерских лагерей, принад­лежащих предприятию, учреждению, организации или арендованных ими, в бесплатное пользование соответствующему профсоюзному органу;

г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, согла­шением на основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление ука­занных средств.

Теперь, кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых сог­лашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, соглашениями.

Приведенные формы и способы содействия государственнных органов, работодателей предусмотрены в ст.ст. 225, 232, 234 КЗоТ. Они уточнены Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых ус­ловий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, согла­шений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осу­ществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федераль­ным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, работода­тели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязан­ности);

б) административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком);

г) уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов - см. ст. 137 Уголовного кодекса);

д) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодатель­ства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должно­стных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нор­мам гражданского законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным догово­ром, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с долж­ностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-согла­шению.

§ 5. Ответственность профсоюзов

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсо­юзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективно­му договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установле­на федеральными законами. Возможность привлечения к имуществен­ной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыпол­нении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, мо­гут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за не­законную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы зако­нодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюз­ные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава проф­союзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобож­денные и неосвобожденные от основной работы лица, входящие в проф­союзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».


6. Соотношение прав профсоюзов, органов общественной

самодеятельности в организациях

(на предприятиях, в учреждениях), коллектива работников

Последними изменениями и дополнениями трудового законода­тельства, происшедшими в декабре 1995 года, введены новые термины:

«органы общественной самодеятельности в организации» вместо «иных (по сравнению с профсоюзами) уполномоченных работниками представительных органов», а вместо «общего собрания (конференции) трудового коллектива» - «общее собрание (конференция) работников организации». Такие изменения внесены в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Приведенные термины содержатся и в фе­деральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых спо­ров».

Органы общественной самодеятельности, как вид общественных объединений, предусмотрены Федеральным законом «Об обществен­ных объединениях». По этому закону (ст. 12) органом общественной самодеятельности является неимеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей не­ограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением устав­ных целей и реализацией программ органа общественной самодеятель­ности по месту их создания. Такой орган формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодея­тельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Если строго следовать закону в понимании органов общественного самоуправления, то пока их на предприятиях, в организациях не суще­ствует. Там нередко создаются другие органы с целью решения опреде­ленных социально-трудовых проблем, но нет таких органов, создавае­мых работниками в организациях, которые бы имели свои уставы и программы.

Более привычными на практике являются создаваемые работниками организации (по терминологии КЗоТ - трудовыми кол­лективами) различные советы, комитеты, комиссии. Наибольшее рас­пространение получили забастовочные или стачечные комитеты, сове­ты трудовых коллективов (СТК).

Они избираются на общих собраниях (конференциях) работников организации (трудовых коллективов), как правило для строго опреде­ленной цели - ведения переговоров для урегулирования коллективно­го трудового спора (конфликта), организации и проведения забастовки в случае, если в организации нет профсоюза или работники решили доверить борьбу за свои трудовые права иному органу. Поскольку они создаются как альтернатива профсоюзам в деле разрешения кол­лективных трудовых споров (конфликтов), те и другие по закону име­ют одинаковые права.

Однако задачи, функции и деятельность профсоюзов значительно шире. Они охватывают весь спектр прав и интересов работников в социально-трудовой сфере. Соответственно и права профсоюзов неизмеримо шире, нежели права забастовочных, стачечных комите­тов.

СТК в свое время создавались как форма участия работников (тру­довых коллективов) в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, решении, в основном, производственных вопросов. Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреж­дениями, организациями через общие собрания (конференции) трудо­вого коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом, еще сохранилось в КЗоТ (см. ст. 227). Правда, в последнее время оно практически ут­ратило свое значение. В новых экономических условиях, особенно в частных организациях, работники (трудовые коллективы) чаше всего отстраняются от участия в управлении организациями, с которыми они состоят в трудовых отношениях. В некоторых организациях (в акционерных обществах, товариществах, кооперативах) работники (акционеры, учредители и члены товарищества, члены кооператива) участвуют в управлении через своих представителей в коллегиальных органах организации (правлениях, советах и др.).

Профсоюзы теперь непосредственно производством не занимают­ся. Производственные, технические, экономические вопросы деятель­ности организации интересуют профсоюзы только с точки зрения соб­людения прав и интересов работников.

Все работающие по трудовому договору в организации образуют трудовой коллектив. В него входят не только работники, заключившие трудовые договоры (контракты) на неопределенный срок, но и те, кто работает по срочным трудовым договорам (контрактам) (в частности, временные работники), нештатные работники (при условии заклю­чения трудового договора), совместители. Все они вправе участвовать в общих собраниях (конференциях), быть представленными в органах, формируемых трудовым коллективом, в течение срока их трудового договора (контракта). В трудовой коллектив входят и должностные лица администрации, поскольку с ними организацией заключен трудо­вой договор (контракт). Сама администрация как совокупность долж­ностных лиц, управляющих производством и его подразделениями, является органом не трудового коллектива, а организации (работодате­ля).

Отсюда: трудовой коллектив - это социальная общность работников организации. Он состоит из коллективов подразделений в организации (филиалов, отделений, цехов и др.). Трудовые кол­лективы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по виду общественного труда - а) трудовые коллективы производственных организаций;

б) организаций сферы обслуживания (трудовые коллективы в тор­говле, связи, бытовом обслуживании и др.);

в) социальной сферы (трудовые коллективы организаций просве­щения, здравоохранения, науки, культуры и т.д.);

2) по виду собственности, к которому относится организация - трудовые коллективы государственных, муниципальных, частных организаций;

3) по организацонно-правовым формам организации - трудовые коллективы унитарных, казенных предприятий, акционерных обществ, товариществ, кооперативов, индивидуальных частных и др.

Трудовой коллектив наделен правами в сфере гражданско-право­вых отношений (например, при приватизации). В сфере труда ему также предоставлены определенные права.

1. В управлении организацией и, следовательно, управлении тру­дом (участие представителей в составе коллегиальных органов управ­ления организаций и принятии ими решений, т.е. в планировании производства, определении структуры организации, решении финансо­во-экономических вопросов, определении доли расходов на заработную плату и т.д.).

2. В формировании руководящих органов организации (избрании руководителя там, где сохраняется этот порядок).

Избрание руководящих коллегиальных органов организаций част­ного вида собственности, основанных на членстве, производится на собраниях (конференциях) их членов (акционеров, членов коопе­ратива) и др. Если состав членов организации совпадает с составом трудового коллектива, то в результате коллектив принимает участие в формировании руководства организации. Хотя формально это право принадлежит членам кооператива, товарищества, акционерам.

Трудовые коллективы обладают правами на самостоятельную дея­тельность:

1) Они на собрании (конференции) формируют (избирают) свои органы (советы, комитеты идр.).

2) В таком же порядке избирают членов комиссии по трудовым спорам (КТО организации (они могут избираться и в подразделениях коллективами подразделений).

3) Проявляют через своих полномочных представителей инициативу в заключении коллективного договора.

4) Избирают своих представителей и уполномочивают их на ве­дение коллективных переговоров и подписание коллективного договора от их имени.

5) Ведут коллективные переговоры по поводу коллективного дого­вора через своих представителей.

6) Заключают коллективный договор с работодателем, вносят в него изменения и дополнения в том же порядке, в каком он заключен.

7) Конролируют выполнение коллективного договора.

8) Утверждают по представлению администрации правила внут­реннего трудового распорядка организации.

9) Применяют за успехи в труде меры общественного поощрения, выдвигают работников для морального и материального поощрения, а за нарушения трудовой дисциплины - меры общественного взыскания.

10) Устанавливают с помощью коллективного договора условия труда н организации, в том числе - дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и преимущества за счет средств организации для всех или отдельных категорий работников.

1 l) На государственном или муниципальном предприятии трудо­вой коллектив, кроме того, определяет совместно с учредителем ус­ловия контракта с руководителем.

В законодательстве содержатся и некоторые другие права трудо­вых коллективов.

Следует вновь отметить, что новые федеральные законы «О вне­сении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О кол­лективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров» отказались от термина «трудовой кол­лектив» и права в соответствующих отношениях предоставлены теперь работникам организации.

Представляется, что, хотя правовое положение (статус) трудовых коллективов как бы размывается, трудовые коллективы как социаль­ная общность сохраняются и не могут не оказывать своего влияния на дела организации.

Приведенный выше перечень (неполный) прав трудовых кол­лективов свидетельствует, что:

по ряду вопросов (например, в управлении организацией) они не пересекаются с правами профсоюзов;

по другим вопросам (прежде всего, в коллективно-договорных отношениях) они непосредственно связаны с правами профсоюзов. В частности, полномочия на представительство в коллективных перего­ворах и подписании коллективного договора профсоюзы могут по­лучить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в соответствующих отношениях производны от прав трудового кол­лектива (работников организации). Такая возможность, помимо само­стоятельного права профсоюзов на проявление инициативы в заклю­чении коллективного договора, ведение переговоров и заключение коллективного договора, предусмотрена Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Федеральным законом «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Связь прав профсо­юзов и прав трудовых коллективов естественна, так как профсоюзы действуют внутри трудового коллектива, призваны представлять и защищать коллективные права и интересы.

Вместе с тем, каждый из субъектов - профсоюзы и трудовой кол­лектив - обладают своими, им принадлежащими правами.


Страницы: 1, 2, 3