Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды
Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды
СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие
правовой культуры с другими
областями культуры.
Взаимодействие
права и культуры. Роль закона
в формировании культуры.
Список использованной литературы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила поведения
или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного
права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и
семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали,
религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то,
что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было
четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения
обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся
правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой
общины или племени.
В процессе
перехода от первобытности к государственной организации общества возникает
право. Источниками права являются: 1. санкционированные государством
первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от
нарушений; 2. юридический прецедент, которому государство придает юридически
обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных
актов,содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И
ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как
было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного
развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной
регулятор общественных отношений.
Есть различные
точки зрения о том, что такое право, но
все они имеют
ряд общих положений:
-
право - это социальное явление, без которого невозможно существование
цивилизованного общества;
- право в нормативной форме должно отражать требования
общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также
учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы
общества;
- право частной собственности является основой всех прав
человека.
Право - это система норм и правил поведения, которые
исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных
актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают
волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.
Признаками
права являются:
-
общеобязательная нормативность;
-
выражение норм в законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых
государством;
- право действует через дозволения, через субъективное
право;
- государственная обеспеченность.
ПОНЯТИЕ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства, обязательным
условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения,
профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая
культура представляет собой разновидность общей
культуры,
состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой
действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых
явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не
только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая
культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на
правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую
культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая
активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным
сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в
сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости
служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и
индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура
юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного
поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой
активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения
и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует
относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным
лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить
закону.
Если рассмотреть правовую активность как
интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской,
можно выделить три уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной
работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа
действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что
подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта
деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный способ
решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей
деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к
открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется
эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей
других сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной активности
носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической
- формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не
стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность
личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности.
Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является
интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и
мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия,
законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества,
социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое
значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются
ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с
ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой
действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях.
И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой
позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит
обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и
достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру
юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую)
категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как
качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его
развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее
сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу
принято считать определенные понятия правовой культуры общества как
качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом
уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности,
правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее
поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно
влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования
общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом
аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное
исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая
культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и
подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов
права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и
практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми
предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в
предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это
степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
СТРУКТУРА
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание
ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере
действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой
культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие
наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое
определенное содержание и качественный уровень:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон
государственную волю;
- правоотношения как систему общественных отношений,
участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
-
правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных
органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль,
реализацию права;
- правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ
КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими
областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической),
эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой
культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как
господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.
Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами
правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и
правопорядка.
В связи с этим особо значимым является взаимодействие,
взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей
культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение
личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное
и правовое сознание одновременно.
Именно
нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным
внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора
правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими
профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и
профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В
ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как соотношение права
и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой
частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление
совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов
есть яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества
- правовую культуру.
Правовая
культура - это одновременно:
-
определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой
действительности;
- состояние
процессов правотворчества и реализации права;
- специфические
способы правовой деятельности;
- результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных
благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться
на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и
качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на
функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом
случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее
движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает
широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все
ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической
деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само
право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных
отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и
всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля.
Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или
поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно,
в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери,
упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть
: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как
одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные
правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в
средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на
законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего
правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального
порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие
процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения
конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским
делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и
проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой
культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен
питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных
подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона
издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты,
свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство
закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и
отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом
создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести
юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой
культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное
(фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер
действий), объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности)
- подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое
или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая
разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным
говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на
средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные
общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и
оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой
сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные
препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных
завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже
некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой
основе создается возможность для определения основных направлений повышения
правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:
- формирование
чувства права и законности;
- освоение
достижений логико-правового мышления;
-
совершенствование законодательства;
-
увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
- совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной
деятельности;
-
разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
-
изучение памятников права и правоприменительной практики как основы
юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной
стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение
юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных
органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры,
нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в
государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных
лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов.
В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая
личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в
фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем
общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым,
классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при
этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры.
Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре
присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение
профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования,
формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития
юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью
правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в
этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является
делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля
истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества.
Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной
модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не
настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом
поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они
не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с
правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно -
недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно
напрямую. Чаще всего косвенно
-
через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и
управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и
культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в
процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая
культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним)
фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при
реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку
велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности,
неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности
на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие
и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не
только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на
уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком
(макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры
неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и
правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой
нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом,
эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо
пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие
права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной
страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной,
правовой культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С.С.
"Государство и право" Начальный курс.
Москва, 1996.
Алексеев С.С. Закон и наша жизнь.
Москва, 1978.
Каминская
В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая
культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Указательные работы.
Культурология
ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б.М. Что такое правовое государство.
Москва, 1990.
Учебник для
ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А.В.
и Матузов Н.И. Москва, 1996.
Учебник для
ВУЗов "Философия права"
Редактор Нерсесянц В.С. Москва, 1997.
Хабермас Ю.
Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.
|