Вооруженные силы Республики Узбекистан
Вооруженные силы Республики Узбекистан
Вооруженные силы Республики Узбекистан Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как
обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый
план вышли так называемые «новые измерения безопасности» (политический
экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального
характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция) Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных
военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики
Узбекистан, касающихся военной политики. В феврале 2000 года Совет
национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан одобрил
Оборонную доктрину (Оборонная доктрина, как и Концепция национальной
безопасности 1997 года, носит закрытый характер и не была опубликована), а
в мае 2001-го была принята новая редакция закона «Об обороне». Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности
развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных
конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный
конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и
террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных
документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому
давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе
и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны
с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в
конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов
конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное
провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе
трансграничных. Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим
Вооруженными силами является президент. Президент также формирует Совет
национальной безопасности и является его председателем (секретарь Совета –
государственный советник президента М. Рахманкулов). С 2000 года в аппарате
президента введена должность государственного советника по координации
деятельности правоохранительных органов (Т. Худойбергенов). На управление
Вооруженными силами оказывают серьезное влияние государственный советник по
кадровой политике У. Исмаилов и государственный советник Т. Алимов. В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан
на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных
сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и
реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и
территориальной целостности страны. Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют
руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в
своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил. Структура и численность Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего
Туркестанского военного округа. Состоит из четырех военных округов. В
каждом округе дислоцируются мотострелковые, танковые, десантно-штурмовые
бригады, части ВВС и ПВО. Республика располагает мощным призывным
контингентом, из-за чего срок службы в армии сокращен с 18 до 12 месяцев.
Части укомплектованы офицерским составом на 75%-80%. Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-
х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа,
упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан
не избежал проблем, связанных с «советским наследством», руководство
республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства,
способного стать региональным лидером, изначально придавало большое
значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился
наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных
Вооруженных сил, которые в настоящее время оцениваются как наиболее
боеспособные в регионе. По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства
Вооруженных сил является создание немногочисленной, но мобильной, хорошо
оснащенной современным оружием и боевой техникой профессиональной армии,
способной как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами
других государств надежно обеспечить безопасность страны. К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут
быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов),
Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель
– М. Утаганов), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – З.
Алматов), воинские формирования Службы национальной безопасности
(председатель – Р. Иноятов), Министерства по чрезвычайным ситуациям
(министр – Б. Парпиев) и Таможенного комитета (председатель – Р. Хайдаров). Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения
Министерства обороны включают Сухопутные войска, Войска противовоздушной
обороны и Военно-воздушные силы, специальные войска и Национальную гвардию.
С 1999 года наблюдается постоянное сокращение их численности. Так, если в
1998-м общая численность подразделений оценивалась в 80 тыс. человек, то в
2002-м – в 50–55 тыс. По данным Международного института стратегических
исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс.
человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной
легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех
инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии. Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил
Республики Узбекистан составляет 10–15 тыс. человек в составе 7 авиационных
и вертолетных полков. В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых
округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный
(Джизак), Северо-Западный (Нукус) и одно оперативное командование
(Ташкент). В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату
мотострелковая или десантно-штурмовая бригада. В особый период командующие
округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых
структур, расположенных на территории округа. Апробация этой схемы
осуществлена в Юго-Западном и Восточном военных округах летом и осенью 2000
года при организации противодействия «Исламскому движению Узбекистана». Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и
Термеза. Подразделения Национальной гвардии общей численностью в 1 тыс.
человек защищают стратегические базы и объекты. Основные военно-воздушные
базы находятся в районе городов Карши (Ханабад) и Андижан. В качестве
военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов
Термез (Кокайды) и Чирчик. Однако оперативная емкость большинства
аэродромов невелика. По оценкам российских специалистов в 2001 году,
аэродромы нуждались в ремонте и модернизации, которые были проведены
американскими и немецкими специалистами в 2001–2002 годах в ходе подготовки
и проведения операции в Афганистане. Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам
Узбекистана отошли 15-я бригада специального назначения, 459-я отдельная
рота специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд
спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший во
время войны в Афганистане личный состав для воюющих подразделений. В
несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до
настоящего времени. Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в
настоящее время от 17 до 19 тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении
военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД
(полковник Б. Турсунов). Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной
безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная.
При этом ссылаются на то, что в ней сохранились бывшие советские кадры, и
по крайней мере уже семь лет не было никаких реформ, которые, судя по опыту
других постсоветских государств, приводят к ослаблению спецслужб. Кроме
того, в 1996 году Службе национальной безопасности были переданы
подразделения и некоторые функции оперативной разведки, которые до этого
выполнялись ГРУ Министерства обороны. Комплектование и подготовка кадров Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой
регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев
(для лиц, имеющих высшее образование, – 12 месяцев). Законодательством
наряду с действительной предусмотрена альтернативная служба. Ее срок – 24
месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев. Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане
комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое
состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской
службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в
численном отношении проблем с призывом нет. Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х
годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров
Вооруженных сил. Места профессионалов зачастую занимали случайные люди, в
руках которых сосредоточивалось боевое оружие, что превращало саму армию в
потенциальный очаг нестабильности. Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-
тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения
и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована
Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан , которая предназначена
для подготовки командного состава для всех силовых структур страны.
Подготовка офицерских кадров также осуществляется Ташкентским высшим
общевойсковым командным, Чирчикским высшим танковым командно-инженерным,
Самаркандским высшим автомобильно-артиллерийским, Джизакским высшим
авиационным военными училищами. Кроме этого, действуют Академия МВД,
Институт СНБ, Военное училище пограничных войск, Таможенный колледж, Высшая
пожарно-техническая школа МВД. Часть военных кадров готовится на
специализированных факультетах в гражданских вузах (военные медики,
связисты, специалисты ПВО). На военных кафедрах гражданских вузов готовятся
офицеры запаса. Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных
учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое
участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений
специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены
инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического
центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения
специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности,
они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения
«Альфа». В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке
спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры
спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и
Германии. Военно-экономическое обеспечение Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом
экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из
принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям
безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на
оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при
бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м
расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом
предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл. В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение
имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие
потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию
военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-
промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики
и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение
и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим
техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной
зависимости от других государств. Международное военное и военно-техническое сотрудничество Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности
Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный
комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных
структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская
организация сотрудничества и Программа НАТО «Партнерство ради мира». На
двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США. СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре
о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его
неэффективностью. Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000
года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации
взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с
международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан
участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в
то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной
группы Центра в Бишкеке. Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету
по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из
всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее
действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и
командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м
Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней
основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество-
2001». Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской
организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою
региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в
коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не
только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы
косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в
организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум
будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-
нибудь внерегионального центра силы. НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу
«Партнерство ради мира» (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является
участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в
международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в
рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят
подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные
инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В
Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры. До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в
Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения,
сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о
стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах,
куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также
касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита
окружающей среды. После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО
начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-
технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с
терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил
специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В
марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом
сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с
Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует
аэродром «Кокайды» для обеспечения миротворческого контингента
International Security Assistance Force в Афганистане. В настоящее время в
Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии. Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом
определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования
в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление
позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий
незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией,
Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической
роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана. Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с
Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние
отношения, отказываясь от участия в региональном многостороннем
сотрудничестве. Правда, и в отношениях с Москвой Ташкент занимает «особую
позицию». В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о
коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после
визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем
углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической
областях. Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент
Узбекистана И. Каримов заявил, что необходимо всем «открыто признать
долгосрочные интересы России в этом регионе» и призвал Россию уделять
больше внимания Центральной Азии. А 25 сентября 2000 года И. Каримов в
интервью газете «Время новостей» обвинил российские средства массовой
информации в стремлении «...создать неуверенность и панику в Центральной
Азии и, главное, показать беспомощность Кыргызстана, Узбекистана и,
наверное, Таджикистана в попытках противостоять угрозам с севера
Афганистана», представить вступление Узбекистана в Договор о коллективной
безопасности как единственное спасение, «убедить общественное мнение в
необходимости прихода сюда российских войск или создания российских баз».
Секретарь Совета национальной безопасности М. Рахманкулов пошел еще дальше,
заявив, что исламская угроза нагнетается искусственно, а «Исламское
движение Узбекистана» – это жалкая кучка уголовников и отщепенцев.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|