Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия
Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия
План:
1. Введение.
2.
Внешняя политика Российского государства в 20-е годы.
Внешнеполитическая обстановка в
начале 20-годов.
Решение двух главных
внешнеполитических задач:
- признание советской власти со
стороны основных мировых держав;
- курс на мировую революцию.
Расширение сферы влияния
на Востоке и налаживание отношений со странами Западной Европы.
Генуэзская конференция.
Временные осложнения отношений с Англией и Францией.
Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.
Внешнеполитические отношения с Китаем.
3.
Внешняя политика Российского государства в 30-е годы.
Мировой
экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.
Основные
направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. Новые
задачи внешней политики.
Отношения
с Германией.
Новая
внешнеполитическая доктрина.
Политика «умиротворения».
Отношения на Дальнем Востоке.
Советско-германские договоренности.
События
в Испании.
Начало
Второй мировой войны.
4.
Заключение:
итоги внешнеполитической деятельности Советского
Союза
в 20-30-е годы ХХ века.
Введение.
Окончание первой мировой
войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и
иностранной интервенции на территории России создали новые условия в
международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой
общественно-политической системы.
Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях
20—30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а
также между ними и «пробуждающимися»
странами Востока. В 30-е годы расстановку
международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся
агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и Японии.
Внешняя политика Советского государства, сохранив
преемственность политике Российской империи
в реализации геополитических задач,
отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была
присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.
Первое — принцип
пролетарского интернационализма, предусматривавший
взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой
капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений.
Он основывался на вере большевиков в скорую
социалистическую революцию в мировом масштабе.
В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В
него вошли многие левосоциалистические
партии Европы и Азии, перешедшие на
большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего
основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.
Второе положение — принцип мирного
сосуществования с капиталистической
системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского
государства на международной арене, выхода из политической
и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он
означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.
Противоречивость двух этих принципиальных
положений вызывала непоследовательность
внешнеполитических акций молодого Советского
государства.
Политика Запада в отношении Советской России была
не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую
политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С
другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать
потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября.
Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее
сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это
обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к
стремлению установления с ним не только экономических, но и политических
отношений.
В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет
Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом
имели непоследовательный, амплитудный характер.
Внешняя политика Российского государства
в 20-е годы XX века.
Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.
Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал
первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро
выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии
– так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало
временную передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал
Брестский договор: «Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но
это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а
используем их. Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно,
кто кого использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский
мир был аннулирован советским правительством.
В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию
по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной
интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в
капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими
правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор,
открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны,
Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для
восстановления разрушенного народного хозяйства.
Решение двух главных внешнеполитических задач.
В первые годы своего существования Советское государство
вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание
советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и
его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что
означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных
государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17
марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге
Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку
«только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы
(члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью города. Кто
победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо
гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь
коммунистам». В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а
правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом. Однако вскоре
поход к германским границам всё же состоялся – во время советско-польской
войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать
революцию» на красноармейских штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось
надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой
войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ,
вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.
Государства, ранее входившие в состав Российской империи
(Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая
российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными». По
замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный
кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.
Расширение сферы влияния на Востоке.
Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в
сопредельных государствах. Большое значение имело
укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями.
В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих
документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы,
провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения
расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский
договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России
над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Часть Красной Армии,
введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее
вождя Сухэ-Батора.
Параллельно этим внешнеполитическим успехам в
1921—1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией,
Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной
враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены
политические и экономические контакты с соседними западными государствами,
образовавшимися в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой,
Латвией, Эстонией и Финляндией.
Генуэзская конференция.
В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству
принять участие в международной конференции для урегулирования спорных
вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их
принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В
апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29
государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.
Западные державы предъявили России совместные
требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд.,
руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность
на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и
открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их
странах.
Советское правительство выдвинуло свои условия:
компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской
войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на
основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего
сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.
В ходе конференции наметился раскол среди западных держав.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому
компромиссу. И
хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать
победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном
положении.
В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский
договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом
сотрудничестве. По договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков,
которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия
отказывалась от претензий на национализированную в России собственность
германских подданных. На основе Рапалльского договора
1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном
направлении.
Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд
на победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты
Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления
Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской компартии были
потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в
сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские
руководители поняли, что мировая революция откладывается на неопределенный
срок.
Временные осложнения с Англией и Францией.
Отношения с другими европейскими государствами (Англией и
Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и
Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум
Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и
Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить
дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным. Британское правительство во
главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г.
Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией,
Италией – СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем с
Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.
Полоса дипломатического признания была вызвана
тремя причинами:
1)
изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход
к власти правосоциалистических сил);
2)
широким общественным движением в поддержку СССР;
3)
экономическими интересами капиталистических государств.
Внешнеполитический курс во
второй половине 20-х гг.
Во второй половине 20-х годов официальный
внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление
своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с
капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной
безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с
Германией.
Для укрепления безопасности своих южных границ
СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов
с ними были заключены новые соглашения политического и экономического
характера.
На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную
интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля
Амануллы-хана,
против которого поднялось народное восстание. За время похода на север страны
было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако
к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус
вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане установился британское влияние.
Проведение официальной внешнеполитической линии
Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние
дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь
бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти.
Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые
отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады
ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.
Внешнеполитические отношения
с Китаем.
Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в
то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва
поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г.
прогрессивную роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию
буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в
1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией.
Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала
Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали
Англия и США.
Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во
внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон
прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их
опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в
1926-1927 г. После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан
Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с
коммунистами.
В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную
железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В
связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайским
правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось
только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала
Манчжурию. Япония представляла опасность как для
Советского Союза, так и для Китая.
В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он
констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность
возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой
сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул
потенциальных союзников — социал-демократов, объявив их своим главным
политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от
всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к
самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа
пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран
правоэкстремистских (фашистских) сил.
В 1920—1929 гг. Советский Союз установил
дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд
торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались
на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции
явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х
годов.
Страницы: 1, 2
|