бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вещное право бесплатно рефераты

Вещное право

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Римское право

 

 

 

 

 

Реферат

по теме  : «Вещное  право»


Автор: преподаватель кафедры ГосПД

канд. юрид. наук

старший лейтенант милиции

Сидоров И.И.









Белгород - 2005г.

Введение.

В своем классическом состоянии гражданское право Древнего Рима достигает особенных успехов. Проводится разграничение гражданского права на вещное (собственность, владение, сервитуты, залог) и обязательственное (обязательства из договоров, из деликтов).

Под вещным правом римляне понимали возможность непосредственно и независимо от чьей-либо воли воздействовать на вещь. Воздействовать – это значит владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Вещное право регулировало отношения по поводу вещей. Объектом были те или иные предметы окружающего мира, которые могли находиться в индивидуальном владении, пользовании, распоряжении. Собственник вещи пользовался абсолютной защитой (т.е. против любого нарушителя его прав как собственника). Такая защита осуществлялась при помощи вещных исков (actiones in rem).

ПОНЯТИЕ ВЕЩЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.


В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами. С их точки зрения, вещь – это определенная часть живой или неживой природы.

Римский юрист II века Гай под вещью понимал:

телесные предметы (res corporalеs) – все материальные предметы внешнего мира;

бестелесные вещи (res incorpoles)  - вещи нематериальные, т.е. ненаделенные реальным существованием. Это определенные права (например, наследство, обязательство, узуфрукт и т.д.).

Для раннего состояния римского права характерно деление вещей на манципируемые и неманципируемые.

Манципируемые вещи (res mancipi) – главные средства земледелия, наиболее ценное имущество (земля, рабы, крупный домашний скот), отчуждение которого осуществлялось в сложной форме – в виде манципации (древнейшая сделка купли-продажи). Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей являлось достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она уже была исполнена. Неманципируемые вещи (res nec mancipi) – остальные предметы домашнего обихода (мебель, продовольствие, мелкий скот и т.д.), которые могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

В сочинениях римских классических юристов было разработано и широко применялось в практике разрешения судебных дел деление на вещи в обороте и вне оборота, вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные. Рассмотрим это деление.

Вещи в обороте (res in commercio) - это объекты купли-продажи, мены, дарения. Они могли принадлежать каждому и свободно отчуждаться третьим лицам. Вещи, изъятые из оборота (res extra commercium), не подлежали отчуждению. Это священное имущество – храмы, предметы религиозного культа; публичные вещи и общие вещи – дороги, площади, гавани, театры, бани, а также море, свободно текущая вода, т.е. то, что нельзя продать, подарить.

Вещи движимые (res mobiles) – пространственно перемещаемые вещи (по Гаю, те вещи, которые приходят в движение собственной силой: рабы, животные, мебель, другая утварь). Вещи недвижимые (res immobiles) – земельные участки и все созданное на них (строения, насаждения), кроме того – недра и пространство над землей.

К неделимым вещам (res indivisibiles) относились те, которые при делении утрачивали свою субстанцию (корабль, шкаф). Делимые вещи (res divisibeles) сохраняли свою субстанцию при деле­нии, их часть – это “прежнее целое, но в уменьшенном объеме” (масло, вино, песок). В случае невозможности материального разделения вещи она переходила в собственность одного, а другие наследники получали денежную компенсацию.

Вещи потребляемые (res consumptibiles) – те, которые материально уничтожаются при их однократном использовании (продукты, деньги – самые потребляемые в мире вещи). Вещи непотребляемыe (res non consumptibiles) не уничтожаются от употребления (обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (платье, обувь).

Вещи, наделенные родовыми признаками (genues), определялись весом, ме­рой, числом (зерно, вино, песок и т.д.). Родовая вещь юридически считалась не подверженной гибели, ибо она всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило: "Genera non pereunt" ("Род не погибает").

Вещи индивидуально-определенные (species), в отличие от родовых, могли быть выделены из числа подобных им вещей (например, раб Октавий, имение Аттика и т.д.) и были ценны именно своей индивидуальностью. Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-опреленной вещи договор прекращался, т.к. должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Такие вещи замене не подлежали, а риск случайной гибели вещи нес ее собственник.

В римском праве имелись и другие деления вещей – главные и придаточные, части вещи, принадлежность, плоды, вещи простые и сложные. Такое дробное деление свидетельствует о высоком уровне право­вого регулирования отношений по поводу вещей. Многое из сделанного римскими юристами в этой области сохраняет свое значение и в настоя­щее время. Конструкция вещи, разработанная в Древнем Риме, продол­жает жить в современных правовых системах: подразделения римской классификации видов вещей оказались столь жизнеспособны, что вошли во мно­гие законодательства, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Итак, вещное право закрепляет господство лица над имуществом от своего или чужого имени и состоит из следующих видов: владение, собственность, права на чужие вещи, залоговое право (см. рис. 1).


ВЛАДЕНИЕ (possessio).


В разговорной речи мы нередко употребляем слова “собственность” и “владение” в качестве синонимов. Но уже римские юристы предупреждали, что не существует ничего общего между собственностью и владением.

Они определяли владение как фактическое господство лица над ве­щью, соединенное, естественно, с желанием осуществлять эту власть для себя.

Что же недостает владению для того, чтобы стать собственностью физического или юридического лица? Чрезвычайно важной “детали” – права распоряжения, т.е. определения судьбы вещи: пользования ею, передачи в залог, дарения, перехода по наследству и т.д. Причем различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его развития.

Самым распространенным видом владения было владение провинци­альной землей. Ею можно было пользоваться (извлекать плоды, присваи­вать приносимый ею доход), однако право собственности на провинци­альную землю принадлежало римскому государству, а владелец обязан был платить специальный налог.

Таким образом, можно было владеть вещью, но не иметь на нее права собственности. С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и вла­дения.

Из сути владения вытекает, что основанием для его возникновения служит ранее всего оккупация (захват вещи), сопряженная с намерением держать эту вещь для себя, иметь ее в своей власти. Но непременно этот захват не должен быть, ни тайным, ни насильственным: вор никогда не будет законным владельцем украденного; напротив, он “всегда в просрочке”, т.е. считается незаконным владельцем с самого момента кражи со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями (изъятие украденного, многократный штраф).

Таким образом, можно сказать, что владение возникает из добросовестного - без применения хитрости и насилия - пользования вещью, собственник которой либо неизвестен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть “захвачены” и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и пр., т.е. вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности. И, конечно же, владелец должен быть заинтересован в улучшении владения и относиться к нему как к своей собственности (удобрять, орошать, огораживать).

Владение устанавливалось также традицией (traditio) – простым соглашением с лицом, до этого владевшим вещью, о ее передаче. Владение признавалось и тогда, когда вещь помещена в доме приобретателя; "товары, сложенные в амбарах, считаются переданными в силу передачи ключей" (Д.18.174); фактом передачи земельного участка считался показ участка с какого-нибудь высокого места приобретающему лицу (Д.41.2.18.2).

При таких способах установления владения оно могло быть законным (например, владение собственника), либо незаконным (см. рис. 2). В последнем случае оно было добросовестным, либо недобросовестным. Незаконное добросовестное владение имело место, когда лицо не знало, и не должно было знать, что не имеет право владеть вещью (например, приобретенной у несобственника). Незаконным недобросовестным владением признавалось владение вора.

Практическое значение института владения заключалось в той защите (см. рис. 3), которую ему давало римское право. До тех пор пока лицо, заявлявшее о себе как о собственнике вещи и требовавшее ее изъятия у несобственника-владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор будет оказывать вла­дельцу всю возможную защиту, включая интердикт-приказ о недозволен­ности самовольного захвата оспариваемой вещи, ибо бремя доказывания – самое трудное в соответствующих обстоятельствах – лежало всегда на истце.

Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим владение и держание. Близким к владению по своей юридической природе римские юристы считали держание (detentio) или, иначе говоря, посредственное владение. Под держанием точно так же понимали пользование, лишенное права распоряжения. Однако в данном случае речь шла о вещах, собственник которых известен и не устраняется от извлечения доходов, приносимых вещами. Примерами держания являются найм квартиры, орудий труда, рабочего скота и пр. Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т.д.).

Владение – всякое - прекращается с отпадением как фактического господства лица над вещью, так и самого намерения владеть ею.

Таким образом, для наличия владения необходимы были два элемента: фактическое обладание вещью и воля, намерение владеть вещью как своей собственной. Отсутствие последнего элемента (воли) означало, что нет владения, а есть держание вещи.

Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например, арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику, а сам подавать иск не мог.

В раннем Риме институт владения имел особое значение в условиях неразвитой частной собственности. Исторически владение предшествовало праву частной собственности и составляло начальную ступень его развития. Из владения раннего квиритского права (например, владение общинной землей) в последующем вырастет право собственности.


ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ (dominium, позже proprietas).


Определение права собственности, заимствованное многими западными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под собственностью наиболее полное и абсолютное право пользования и распоряжения с теми лишь ограничениями, которые установлены законом или договором.

Пользоваться – значит извлекать выгоду, приносимую вещью; распоряжаться – значит определять ее судьбу.

Когда мы говорим “наиболее абсолютное”, а не абсолютное право распоряжения вещами, нужно иметь в виду ограничения, установленные законом. Это очень важно для понимания института собственности вообще. Кроме того, собственность есть господство прямое, непосредственное, исключительное (т.е. с устранением третьего лица от посягательства на вещь), легко приспосабливаемое (т.е. как только отпадает какое-либо из ограничений права собственности, собственник автоматически восстанавливает свое исключительное право). Поэтому, когда речь идет о правомочиях собственника, имеется в виду известная триада: владение – пользование – распоряжение, а это есть не что иное как право собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению и даже произволу, право произвольного обращения с вещью.

Способы приобретения права собственности (см. рис. 4). Рассмотрим способы приобретения права собственности по договору. Раннему римскому праву были известны такие способы договорного распоряжения собственностью, как манципация (mancipatio), мнимый судебный спор (in jure cessio) и неформальная передача (traditio).

Гай подробно описывает торжественный обряд – mancipatio – древнейшую сделку купли–продажи, которая применялась для манципируемых вещей (res mancipi). Это слово произошло от "manus" – рука и отражает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: "Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов (потомков обожествленного Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весовщика с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты – масса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Другим способом перенесения права собственности был мнимый судебный процесс (in jure cessio), который состоял в том, что продавец и покупатель обращались в суд, как бы оспаривая право собственности на вещь. При этом покупатель (несобственник) торжественно заявлял, что вещь принадлежит ему, а продавец (собственник) не возражал против такого утверждения. Заслушав стороны, суд принимал фикцию за действительное и своим решением устанавливал право собственности на вещь за покупателем. Сделка купли–продажи таким образом получала надлежащее юридическое оформление.

Неманципируемые вещи (res nec mancipi), даже драгоценные, могли отчуждаться посредством традиции (traditio). Как способ приобретения права собственности традиция состояла в простой (бесформальной) передаче вещи на условиях, установленных договором.

Например, старый раб, как и старая лошадь, требовали – при переходе из рук в руки – манципации, а драгоценная ваза – традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

В классическом римском праве издревле применявшиеся способы приобретения права собственности (mancipatio и  in jure cessio) уходят в прошлое, а традиция (traditio) получает широкое распространение. Но для ее действительности требовалось дос­таточное основание (договор купли-продажи, договор мены и т.д.) и "добрая совесть". Приобретатель должен быть уверен в правомерности приобретения. Требовалась также передача вещи. Традиция, не обремененная формализмом, получает приоритет в торговом обороте. Соответственно, деление ве­щей на манципируемые и неманципируемые стирается.

Различались первоначальные и производные способы приобретения права собственности (см. рис. 4).

Первоначальные способы имели место, когда право собственности возникало впервые либо независимо от прав предшествующего собственника. Это захват вещи, спецификация, соединение вещей, приобретательная давность.

Захват (occupatio) имел место при завладении вещью, “никому не принадлежащей” или от которой собственник отказался (бесхозяйное имущество, брошенные вещи), а также вражеское имущество. Клад (thesaurus) – зарытые в земле с незапамятных времен ценности – считался принадлежащим собственнику земельного участка, на котором он был обнаружен. Если клад был найден на чужом участке, то он становился совместной собственностью нашедшего и хозяина земли – делился поровну.

Спецификация (specificatio) – переработка чужого материала без согласия его соб­ственника с целью изготовления новой вещи для себя (например, по­стройка дома из чужого материала, изготовление меча из чужого металла). В результате спецификации из одной (чужой) вещи создавалась новая вещь, которую переработчик мог обратить в свою собственность, предварительно возместив собственнику материалов их стоимость.

Соединение, смешение вещей (accessio, commixtio) имело место при соединении вещей, принадлежащих разным собственникам, когда невозможно их отделить друг от друга без взаимного уничтожения или повреждения (например, камень в чужом кольце, засев чужого поля, вышивка на чужом платье и т.д.). Спор о собственности решался исходя из квоты стоимости использованных для новой вещи материалов.

Страницы: 1, 2