Управление финансами
Управление финансами
1. Финансовый анализ
1.1. Цель финансового анализа
Целью финансового анализа является
получение ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и
точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре его
пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цель анализа зависит от субъектов анализа,
т.е. от конкретных пользователей информацией.
Характеристика и основных интересов и целей анализа различных
участников предприятия
|
Группы участников
|
Вклад
|
Компенсация
|
Тема анализа
|
Собственники
|
Уставный капитал
|
Дивиденды (часть прибыли)
|
Финансовые результаты. Устойчивость положения
|
Кредиторы
|
Заёмный капитал
|
Проценты
|
Ликвидность
|
Администрация
|
Знание, компетентность
|
Оплата труда
|
Все аспекты деятельности фирмы
|
Поставщики
|
Поставка товара
|
Цена товара
|
Финансовое состояние
|
Покупатели
|
Закупка товара
|
Налоговые органы
|
Инфраструктура предприятия
|
Налоги
|
Финансовые результаты
|
Основой проведения анализа служит информация,
объём и качество которой влияют на глубину проводимого анализа. Исходной
информацией является периодическая бухгалтерская отчетность, а также финансовая
отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую
принято называть "сырой" информацией. Наряду с внутренней информацией
для принятия управленческих решений принимается разнообразная внешняя
информация, которая позволяет оценить состояние финансового, товарных рынков и
т.д.
1.2. Содержание финансового анализа
Финансовый анализ является частью анализа
хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и
производственного (управленческого) анализа.
Собственно сам финансовый анализ
подразделяется на два вида: внешний и внутренний. Особенности внешнего анализа:
1)
множественность субъектов анализа и пользователей
информацией о деятельности предприятия;
2)
разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
3)
наличие типовых методик анализа, стандартов учета и
отчетности;
4)
использование данных публичной отчетности;
5)
ограниченность задач анализа (следствие п. 4);
6)
максимальная открытость результатов анализа.
Внутрихозяйственный анализ используют наряду с
публичной отчетностью данные из системного бухгалтерского учёта, данные о
технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.
Основное содержание внутрихозяйственного
анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации
управления, например, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.
Особенности внутрихозяйственного анализа:
1)
ориентация результатов на свое руководство;
2)
использование всех источников информации;
3)
отсутствие регламентации анализа со стороны;
4)
комплексность анализа, т.е. изучение всех сторон
деятельности предприятия;
5)
интеграция учета, анализа, планирования и
результатов принятия решений;
6)
максимальная закрытость результатов анализа в целях
сохранения коммерческой тайны.
Методы анализа
Выделяют 6 основных:
1.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение
позиций отчетности за предыдущий период.
2.
Вертикальный (структурный) – определение итоговых
показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в
целом.
3.
Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции
отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. динамики
показателей в будущем, очищенной от случайных влияний и индивидуальных
особенностей отдельных периодов (понижение ставки банковского процента). С
помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей в
будущем, т.е. осуществляется перспективный прогноз отдельных финансовых
операций.
4.
Анализ относительных показателей (коэффициентов)
предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или
позициями разных форм отчетности, а также определение взаимосвязи относительных
показателей.
5.
Сравнительный пространственный анализ производится,
когда сравниваются показатели отчетности предприятия, его дочерних фирм,
подразделений и цехов (в данном случае - это внутрихозяйственный сравнительный
анализ). Межхозяйственный сравнительный анализ производится при необходимости
сравнения своих показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и
н/х показателями.
6.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных
факторов на результирующий показатель с помощью специальных приемов. Может быть
прямым (собственно анализ) – когда результирующий показатель делится на
составные части; обратным (синтез) – когда отдельные элементы
соединяются в общий результирующий показатель.
Анализ финансового состояния предприятия
Набор экономических показателей,
характеризующих финансовое положение и активность фирмы, зависит от глубины
анализа, но большинство методик предполагает 5 основных групп показателей
финансового состояния:
1.
Показатели финансовой устойчивости – К11
– К15.
2.
Показатели платежеспособности – К21 – К25.
3.
Показатели деловой активности – К31 – К34.
4.
Показатели рентабельности – К41 – К411.
5.
Факторные показатели – 4 шт.
Для их расчета используются следующие
формы отчетности:
1.
Баланс предприятия – Ф1.
2.
Отчет о финансовых результатах – Ф2.
3.
Приложение к балансу предприятия – Ф5.
Последовательность анализа
1.
Предварительное ознакомление с итогами работы.
2.
Перечисление ключевых показателей.
3.
Сравнение расчетных данных с нормативными или
плановыми.
4.
Определение класса предприятия по финансовому
состоянию.
1.
Предварительный анализ
производится в следующей последовательности:
1. Итог баланса на конец периода сравнивается
с итогом на начало периода. Анализ по горизонтали – он позволяет определить
общее направление движения баланса: увеличение оценивается положительно,
уменьшение – отрицательно.
2. Определяю характер изменения
отдельных статей.
К положительным изменениям относятся
увеличение в активе остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных
финансовых вложений, увеличение нематериальных активов, производственных
запасов минус готовой продукции. Однако увеличение денежных средств нельзя
оценивать однозначно, т.к. в условиях рынка они должны эффективно
использоваться, т.е. преобразовываться в ценные бумаги, должны осуществляться
капитальные вложения и т.д.
К положительным изменения в пассиве относятся
увеличение суммы прибыли, увеличение доходов будущих периодов, увеличение
фондов накопления.
Отрицательной оценки заслуживают рост
дебиторской задолженности ( в активе) и кредиторской задолженности (в пассиве).
3. Анализируется наличие и увеличение остатков
по "больным" статьям баланса – убытки, займы, не погашенные в срок
(Ф-5).
Наличие убытков свидетельствует о
нерентабельной деятельности предприятия. Наличие непогашенных займов
свидетельствует о понижении платежеспособности предприятия на момент
составления баланса.
Методика расчета ключевых показателей
I. Первая группа показателей
финансовой устойчивости
1. Валюта баланса отражает реальную стоимость
имущества и служит базой расчета финансовой устойчивости предприятия. Эти
показатели отражают степень защищенности инвесторов и кредиторов.
Важнейший показатель этой группы Коэффициент
независимости:
К11
= Собственные средства / Стоимость имущества = стр. 490 / стр. 699
Он показывает долю собственных средств в
стоимости имущества. Достаточный на уровне 0.5. В этом случае риск кредиторов
минимальный, т.к. продав собственное имущество можно расплатиться со всеми
кредиторами.
Показателем, обратным К11,
выступает показатель удельного веса заемных средств в имуществе:
К12
= Сумма задолженности / Стоимость имущества = (стр. 590 + 690) / стр. 699
или
К12 = 1 – К11
Чем больше его значение, тем больше
риск для акционеров, т.к. в случае невыполнения обязательств возрастает
возможность банкротства. Данные о задолженности сопоставляются с долгами
дебиторов (сколько нам должны), удельный вес которых в стоимости имущества рассчитывается
по формуле:
К13 = Дебиторская задолженность / Стоимость имущества =
= (стр.230 ¸ стр. 246) / стр. 399
Зависимость предприятия от внешних займов
характеризуется соотношением собственных средств и привлеченных средств
(коэффициент задолженности):
К14
= Сумма задолженности / Собственные средства
Допустимое значение этого показателя от 0.5 до
1.0. Превышение 1 свидетельствует о том, что финансовая устойчивость
предприятия вызывает сомнения.
Финансовая устойчивость отражает также
удельный вес перманентного капитала в стоимости имущества. Перманентный капитал
– собственный и долгосрочный капитал.
К15
= (Собственные средства + Долгосроч. заемные средства) / Стоимость имущества =
= (стр. 490 + стр. 590) / стр. 699.
II. Коэффициенты платежеспособности (ликвидности)
Они отражают возможность предприятия погасить
краткосрочную задолженность своими легко реализуемыми средствами. За базу
расчета этих показателей принимают краткосрочные обязательства.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности К21
= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные
обязательства. Минимально допустимое значение = 0.2. Хорошо, если К21
> 0.5. Этот показатель интересует поставщиков и кредиторов.
2. Промежуточный коэффициент покрытия
краткосрочных обязательств К22 = (Денежные средства + Краткосрочные
финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства
= (стр. 250 + стр. 260 + стр. 230) / стр. 690. Минимальное значение = 0.7
÷ 0.8. Наиболее интересен для акционеров.
3. Общий коэффициент покрытия К23
= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская
задолженность + {Запасы и затраты – Расходы будущих периодов}) / Краткосрочные
обязательства = (стр. 230 +240 + 250 + 260 + {210 - 217})/стр. 690. Ликвидных
средств достаточно для выполнения краткосрочных обязательств, если К23
≥ 1. Безопасным считается К23 ≥ 2. Разброс значений
показателей обуславливается особенностями отрасли, формой расчетов (если под
векселя отпускаем больш. дебит. задолженность), длительностью производственного
цикла и структурой запаса товарно-материальных ценностей. Если К23 <
1, то предприятие – банкрот.
К показателям платежеспособности
относятся также
Удельный вес запасов и затрат в сумме
краткосрочных обязательств. К24 = (Запасы и затраты – Расходы будущих
периодов) / Краткосрочные обязательства = (стр. 210 – 217) / стр. 690. К24
показывает какую часть КО (краткосрочных обязательств) предприятие сможет
погасить, реализовав товарно-материальные ценности.
В некоторых отраслях рассчитывается
еще один показатель ликвидности, когда в знаменателе - предполагаемые денежные
расходы: К25 = (ДС + ДЗ) / Ежедневные денежные расходы. Показатель
позволяет установить, сколько дней предприятие может осуществлять
производственную деятельность на базе имеющихся ликвидных средств.
Показатели ликвидности дополняются
анализом структуры активов по возможности их быстрой реализации:
1 класс – денежные средства и
краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, депозиты, депозитные
сертификаты, облигации). Краткосрочные финансовые вложения – это форма хранения
наличных денег, приносящая доход (наличие средств на счете и в кассе).
2 класс – расчеты с дебиторами и
авансы, выданные поставщикам и подрядчикам срочностью в ближайшие 12 месяцев.
3 класс – запасы и затраты, прочие оборотные
средства и дебиторская задолженность срочностью > 12
месяцев.
4 класс – основные средства.,
оборудование к установке, незавершенное капитальное строительство, инвестиции в
дочерние предприятия, нематериальные активы. займы сроком > 1 года.
3. Коэффициенты деловой активности
Они характеризуют насколько эффективно
предприятие использует свои средства. К ним относятся различные показатели
оборачиваемости.
Общий коэффициент оборачиваемости К31
= Выручка от реализации / Стоимость имущества = Ф2-стр. 010 / стр. 399.
Коэффициент отражает эффективность
использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников и показывает
сколько раз за период завершается полный цикл производства и обращения,
приносящий прибыль. К31 во многом определяется технологией
производства.
Оборачиваемость запасов характеризуется
коэффициентами К32 и К33.
К32 = Себестоимость реализованной
продукции / Стоимость запасов и затрат = Ф2-стр.020 / стр. 210 (раз).
К33 = 365 / К32 (дни).
Вывод: чем выше показатель оборачиваемости К32,
тем выше быстрее можно реализовать товарно-материальные ценности, в случае
необходимости – погасить долги.
Показатель оборачиваемости собственных средств
предприятия К34 = Выручка от реализации / Собственные средства =
Ф2-020 / 210 (раз).
Скорость оборота собственных средств отражает
активность их использования. Если она высокая, то уровень продаж значительно
превышает вложенный капитал. Появляется необходимость увеличения кредитных
ресурсов. Низкий коэффициент свидетельствует о бездействии части собственных
средств. Норматива нет. Т.к. значения показателей оборачиваемости во многом
определяются характером производства их дифференцируют по отраслям. При
отсутствии отраслевых нормативов изучают их динамику. Рост показателей –
ускорение оборачиваемости, повышение деловой активности.
В ряде стран используют следующие показатели
деловой активности:
А) Объем реализации на одного занятого: К35
= Выручка от реализации / Среднегодовая численность работающих.
В) Прибыль на одного занятого: К36
= Прибыль от основной деятельности / Среднегодовая численность работающих.
С) Стоимость активов на одного работающего
(фондовооруженность): К37 = Среднегодовая стоимость активов /
Среднегодовая численность работающих.
4. Показатели рентабельности.
Они характеризуют прибыльность деятельности
компании и рассчитываются как отношение балансовой или чистой прибыли к
затраченным средствам или объему реализованной продукции.
Различают рентабельность: всего капитала,
собственных средств, финансовых вложений, продаж, перманентных средств.
1. Коэффициент рентабельности всего капитала
показывает сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля
стоимости имущества.
К41 = балансовая прибыль /
Стоимость имущества * 100% = Ф2(140) / стр. 699.
К42 = Чистая прибыль / Стоимость
имущества * 100% = Ф2(140 – 150) / стр. 699.
2. Коэффициент эффективности использования
собственных средств показывает долю балансовой или чистой прибыли в собственных
средствах фирмы:
К43 = Балансовая прибыль /
Собственные средства * 100% = Ф2-140 / стр. 490.
Страницы: 1, 2, 3
|