бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Уголовный процесс зарубежных стран бесплатно рефераты

Три концепции возбуждения уголовного преследования:

1) концепция чистой законности - дело всегда возбуждается и        приостанавливается  по формальным основаниям;

2) концепция чистой целесообразности - возбуждение и  приостановление дела зависит от государственного органа, т.е. от их решения о целесообразности;

3) смешанная концепция:

а) дело возбуждается по решению государственного органа, а прекращается исходя из  концепции законности;

б) дело возбуждается исходя из концепции законности, а прекращается по решению государственного органа.

Французская концепция исходит из смешанной концепции (первый вариант): дело возбуждается по усмотрению прокуратуры, а прекращается по концепции законности (прекращает дело не прокурор, а другой государственный орган - суд т.д.). Когда прокурор получает рапорт из органов дознания, он решает вопрос о возбуждении уголовного преследования исходя из целесообразности (может возбудить, а может и не возбудить). 17% случаев, когда дело возбуждается; 55% - отказ от возбуждения дела по формальным основаниям и 28% отказ по целесообразности.

Отказ от возбуждения уголовного преследования - это административный акт. Поэтому другой прокурор может возбудить уголовное преследование по этому же уголовному делу. Лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору.

Порядок возбуждения уголовного преследования.

 













Требование о производстве предварительного следствия - это процессуальный документ, который прокуратура, возбудив уголовное преследований, посылает следственному судье. По делам о преступлениях дело должно быть направлено следственному судье, а также по делам несовершеннолетних. По делам, где необходимо установить виновное лицо, остается усмотрение прокуратуры.

Непосредственный вызов в суд - это процессуальный акт, с помощью которого на лицо накладывается обязанность явиться в определенный день и час. Так, судебный пристав составляет документ в соответствии с законом (по указанию прокурора) и представляет его лицу лично. С этого момента лицо считается подсудимым (после, получения копии документа).

Порядок возбуждения уголовного дела потерпевшим или гражданским истцом.

 






Жалоба следственному судье - в случае если прокурор не возбуждает уголовное преследование. Следственный судья, получает жалобу потерпевшего и передает ее прокурору, который до этого ее не принял, и прокурор обязан возбудить уголовное преследование, если есть формальные основания. Здесь уже не действует целесообразность прокурора.

Непосредственный вызов в суд - по делам о нарушениях.

Стадия предварительного следствия (начало).

Любое, даже самое несложное уголовное дело требует определенной досудебной подготовки, поэтому деятельность органов уголовной юстиции до передачи материалов в суд является необходимой. Как правило эту роль успешно выполняет во Франции судебная полиция в стадии дознания.

Лишь по некоторым делам, составляющих не очень значительную часть от общего количества преступлений, после дознания проводится и предварительное следствие, являющееся самостоятельной стадией уголовного процесса.

Следственный судья – орган предварительного следствия I инстанции. Обладает двойным статусом: магистрат (пожизненно) и следственный судья (на 3 года, с возможностью продления).

Следственный судья лишен права начинать предварительное следствие сам. Предварительное следствие можете начать только прокурор. Он предъявляет требование об этом следственному судье и следственный судья возбуждает уголовное дело по факту, т.е. он не связан с каким-то определенным лицом, он может предъявить обвинение любому лицу, но следственный судья всегда связан с деянием, которое было указано прокуратурой.

Следственные действия.

Следственный судья вправе совершить любое следственное действие, которое сочтет необходимым для выяснения обстоятельств совершения преступления. Разрешено все, что не запрещено.

Законодательство определяет виды следственных действий, но следственный судья может применять и другие, т.е. круг следственных действий неограничен: выезд на место преступления, констатации, допрос, очная ставка, обыск, выемка и т.д.

Предъявление обвинения = привлечение к рассмотрению. Обвиняемый – активный участник предварительного следствия. Он имеет право иметь защитника, знакомиться с материалами дела, в праве обжаловать юрисдикционные акты в обвинительную камеру. Предъявление обвинения - это действие следственного судьи, направленное на объявление лицу, что против него ведется следствие по факту совершения деяния.

Допрос потерпевшего и свидетеля. Допрошено может быть любое лицо независимо от его возраста, психического состояния и т.д.

«Ассистированный свидетель» - этот институт был создан в 1987 г. Если какое-то лицо было указано в документе, который предъявлен следственному судье для возбуждения дела, он вправе иметь ассистента защитника.

Защитник – (закон 1993 г.) обвиняемый и потерпевший вправе пригласить адвоката и ни один допрос на предварительном следствии не может иметь место в отсутствии адвоката, кроме случая добровольного отказа от него. Ст. 114 УПК предоставляет право им пригласить адвоката за 5 дней до первого допроса. Причем за четыре дня до него адвокату должны быть предоставлены материалы дела.

Прослушивание сообщений передаваемых с помощью средств телекоммуникаций. УПК 1958 г. не указывал на возможность прослушивания телефона. Суд по правам человека в Страсбурге вынес решение, которое осуждало телефонное прослушивание. Но через год был принят закон о перехвате сообщений, передаваемых через средства телекоммуникаций. Решение по прослушиванию телефона оформляется как административный акт в течение 4 месяцев, а затем может продлятся (исключение адвокат, нотариус, врач).

Экспертиза. Существует список экспертов при кассационном суде. Но следственный судья вправе назначить эксперта не из списка, об этом должно быть вынесено мотивированное постановление.

Существует 3 системы экспертизы:

1) состязательная экспертиза. Обвинение назначает своего эксперта, а защита своего);

2) контролируемая экспертиза - обвинение назначает экспертизу, а эксперт защиты контролирует;

3)  не состязательная экспертиза - следственный судья назначает эксперта, а защита может ходатайствовать о непривлечении или наоборот привлечении того или иного лица в качестве эксперта.

Закон дает право следственному судье поручить следственные действия судье своего трибунала, либо следственному суд другого округа или офицеру судебной полиции, т.е. делегировать следственные полномочия.

Меры пресечения (такого понятия во Франции нет).

Виды мер пресечения:

1) временное заключение под стражу;

2)  судебный контроль (основная мера пресечения по УПК ст.137).

Судебный контроль - комплексное правоограничение:

а) меры, которые обеспечивают невозможность скрыться (запрет  выезда);

б) меры, которые обеспечивают невозможность совершения новых    преступлений (запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью);

в) меры социально-воспитательного характера;

г) меры, защищающие потерпевшего.

3) залог входит в главу УПК о судебном контроле, его можно рассматривать как вид судебного контроля. Решение о залоге, его величине принимает       следственный судья.

Окончание предварительного следствия

Во Франции нет предельных сроков производства по делу. Сроки определяет следственный судья. Когда следственный судья считает, что дело закончено, он информирует стороны, при этом он не предоставляет для ознакомления материалы дела. В течение 20 дней стороны могут заявлять ходатайства, которые рассматривает следственный судья. После этого материалы дела передаются прокурору. У прокурора есть три варианта действий:

1) потребовать дополнительного следствия;

2) потребовать прекращения дела:

3) передать дело в суд.

Эти требования передаются следственному судье, который принимает окончательное решение, квалифицирует деяние и передает материалы дела:

1) в обвинительную камеру при апелляционном суде - если речь идет о       преступлении;

2) в исправительный трибунал - если речь идет о проступке;

3) в полицейский трибунал - если речь идет о нарушении.

Обвинительный акт сейчас не составляется. Выносится только постановление о привлечении в качестве обвиняемого и о направлении дела в какой-либо судебный орган. Так заканчивается предварительное следствие первой инстанции.

Предварительное следствие второй инстанции.

Предварительное следствие второй инстанции (обвинительная камера в составе апелляционного суда) (еще его называют ревизией предварительного следствия первой инстанции) решает следующий круг вопросов:

1) ревизия и предание  суду:

а) когда речь идет о преступлении;

б) в случае, если прокурор квалифицировал посягательство как преступление,   а следственный судья не согласился с его мнением и направил дело в исправительный или полицейский трибунал, то прокурор имеет право изъять материалы дела и направить их в обвинительную камеру;

в) обвинительная камера прекратила дело, а прокурор вновь направляет             дело в обвинительную камеру, не соглашаясь с ее выводами;

г) если следственный судья не произвел ни одного следственного                    действия  в течение 4 месяцев, председатель обвинительной камеры может изъять у него дело и передать его в обвинительную камеру;

2) рассмотрение жалоб на юрисдикционные постановления следственного судьи - когда следственный судья выносит какое-либо постановление, прокурор может в       течение 5 дней после вынесения постановления подать жалобу на любое действие судьи в обвинительную камеру. Стороны могут обжаловать только       юрисдикционные действия следственного судьи в течение 10 дней:

3) признание недействительными актов предварительного следствия первой   инстанции.    Недействительность подразделяется:

а) текстуальная - в законе прямо сказано, что при нарушении правил выполнения процедуры такое действие считается недействительным;

б) субстанциональная - ст. 171 УПК, если действие нарушает права и        свободы граждан.

Вопрос о признании следственных действий недействительными может ставить:

а) до 1993 г. только следственный судья и прокурор;

б) теперь и стороны вправе ставить такой вопрос, определенный срок не      дается.

При недействительности нет разграничения действий на административные и юрисдикционные. Недействительность действия может повлечь за собой недействительность всего предварительного следствия. Если дело достигло обвинительной камеры и сторона не поставила вопрос о недействительности, то в дальнейшем теряется право на подачу жалобы о недействительности действий.

Принципы производства предварительного следствия второй инстанции:

1) производство полностью состязательно;

2) ведется устно;

3) закрытое, т.е. нет гласности для публики.

Производство начинается с доклада одного из судей, затем свое мнение высказывает прокурор, адвокат. Затем идет совещание и выносится решение. Обжаловать такое решение можно в кассационном порядке в 5-ти дневный срок по формальным основаниям.

Судебное разбирательство (phase decisoire) - французы понимают эту стадию не только как рассмотрение дела и принятие решения по существу, но и как рассмотрение жалоб на решения по существу. Мы будем рассматривать судебное разбирательство только как рассмотрение дела и принятие решений по существу. Реформа французского уголовного процесса в большей степени затронула стадию предварительного расследования, поэтому стадия судебного разбирательства и институт обжалования подверглись менее значительным изменениям. Однако по объему законодательного регулирования судебные стадии занимают в УПК 1958 г. видное место. Им посвящена вторая книга— "Судебные органы, разрешающие дело по существу" (статьи 231-566).

Принципы: устность; гласность; состязательность - специфика заключается а активной роли суда (в сравнении с англосаксонской системой права), судья не является только арбитром. Реформа 4 января 1993 г. пыталась изменить положение и уменьшить активную роль суда (суд последним после сторон допрашивает  свидетелей и т.д.), но она успеха не имела.


Схема судебной системы Франции, рассматривающей уголовные дела.

 


















Преступления рассматриваются в судах ассизов, проступки - в исправительных трибуналах, нарушения в полицейских трибуналах. Процедура в каждом суде разная.

Суд ассизов.

По кодексу Наполеона был создан классический суд присяжных.                            XX век практически упразднил суд присяжных. 5 марта 1932 г. был принят закон, который создал систему, при которой жюри решает вопрос факта, а затем вместе с профессиональным судьей решается вопрос наказания. В 1941 г. принимается закон (подтвержден ордонансом от 20 апреля 1945 г.), по которому и вопрос факта, и вопрос наказания решается совместно.

Суд ассизов состоит из: трех судей (председатель и 2 асессора - профессионалы); жюри (9 членов - непрфессионалы).

Производство в суде ассизов можно подразделить на 2 вида: обычное и заочное (contumace).

Обычное производство идет по делам о преступлениях. Требуется присутствие обвиняемого. Можно выделить три этапа: действия до судебного заседания; судебное заседание; производство после судебного заседания.

Действия до судебного заседания ограничены кругом фактов, указанных обвинительной камерой и кругом лиц, указанных обвинительной камерой.

Копия постановления о предании суду должна быть представлена подсудимому. Ему, не позднее чем накануне судебного заседания, должен быть представлен список ассизов (35 человек). Не позднее, чем за 24 часа подсудимому должен быть представлен список экспертов. По его требованию должна быть представлена копия любого документа.

Подсудимый вызывается к судье, который производит допрос. Это подготовительное, больше административное действие. Устанавливается личность подсудимого, а также факт получения им всех необходимых документов. Выясняется вопрос о защитнике. В суде ассизов присутствие защитника обязательно. Если подсудимый не выбрал адвоката, то председатель суда назначает его.

Председатель может решить вопрос о выделении, соединении дел, направлении дела на доследование, может провести сам необходимое следственное действие;    может направить дело следственному судье.

Судебное заседание.

Функции участников процесса:

Председатель имеет следующие функции:

А) полицейская функция - поддержание порядка в заседании;

В) руководство судебным заседанием - устанавливает порядок исследования доказательств и т.д.,

С) дискреционная функция - председатель играет активную роль, он может предпринять любое действие по своему усмотрению. Показания свидетеля, вызванного судьей, в силу его дискреционной функции, не имеют доказательственной силы;

Функции суда в собственном смысле:

А) только суд в собственном смысле решает все вопросы гражданско-процессуального характера;

В) только суд в собственном смысле имеет юрисдикционные полномочия, направленные на разрешение споров, возникающих в ходе судебного заседания;

С) наряду с председателем имеет полномочия по поддержанию порядка, может налагать взыскания за нарушение порядка;

D) может решать вопрос о назначении следственных действий, но приоритет при этом имеет председатель;

Жюри - должно быть внимательным при рассмотрении дела, никаких других специальных полномочий нет, играет пассивную роль.

Стороны -  могут задавать вопросы; могут заявлять ходатайства и т.д.

Судебное заседание начинается с того, что в зал суда обязательно под конвоем вводится подсудимый (без наручников, в гражданской одежде и не в клетке).

Формирование жюри. Существует 35 членов жюри, которые участвуют в данной сессии. Председатель проверяет их присутствие и возможность участвовать в заседании. Председатель может исключить до 12 ассизов (если больше, то недостающая часть ассизов назначается из специального списка). Дальше путем жребия председатель достает 9 членов жюри, которые будут участвовать в данном деле. Назначается также 1 или более" запасных ассизов. Во время жребия прокуратура имеет право на 4 безмотивных отвода, а подсудимый – на 5.

Производится оглашение списка свидетелей и они удаляются из зала. Оглашение постановления о преданий суду следует за вышеприведенным действием. Дальше идет исследование доказательств, председатель задает вопросы первым. Затем наступают прения, речь подсудимого и защиты. Затем составляется список вопросов, на которые необходимо дать ответы судьям и присяжным. Председатель напутствует жюри. На этом судебное заседание заканчивается.

Страницы: 1, 2, 3