бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание бесплатно рефераты




5.    Отличительные специфические признаки трудового договора

 

Таковыми признаками являются:

 - личное выполнение трудовой функции в общем, процессе труда данного производственного коллектива, то есть повседневная трудовая деятельность, проявление физической и умственной энергии работника по обусловленной определенной специальности, квалификации, должности в общем, процессе труда данного трудового коллектива. Следовательно, предмет трудового договора – сам живой труд работника в общем, процессе производства как проявление во времени его общей и специальной трудоспособности. Предметом же смежных гражданских договоров является уже овеществленный конечный результат труда (изобретение, картина и т.д.), а труд в них – это лишь способ выполнения взятых обязательств;

-           подчинение работника в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего трудового распорядка с выполнением установленной меры труда. За нарушение этой обязанности он может нести дисциплинарную ответственность, чего нет в гражданско-правовых договорах;

-           обязанность работодателя (физического или юридического лица) организовывать труд работника, создавать ему нормальные условия труда, охрану труда, вознаграждать его систематически за фактический труд по заранее установленным нормам. По договору же личного подряда, поручения, авторскому, изобретательскому и т.п. договорам работник не подчиняется дисциплине, внутреннему распорядку данного производства, а работу организует сам, выполняет на свой риск, охрану труда обеспечивает сам, и ему оплачивается лишь овеществленный конечный результат труда (картины, предмет бытового заказа и т.д.) или выполненное поручение.

При трудовом договоре риск случайной гибели результата труда лежит на работодателе (физическом или юридическом лице), а при договоре личного подряда, авторском, изобретательском и т.п. этот риск несет сам работник. При трудовом договоре организация труда работника лежит на администрации. Она согласно ст. 129 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка обязана правильно организовывать труд работников, чтобы каждый трудился по своей специальности и квалификации, обеспечивать исправное оборудование, инструмент, подачу материалов, ритмичную работу, создавать нормальные условия для труда в соответствии со ст. 108 КЗоТ РФ.

Поскольку с заключением трудового договора работник включается в конкретный трудовой коллектив, то и весь правопорядок данного производства, трудового коллектива становится для него обязательным. Он приобретает и все права, установленные для работников этого производства. Нормативные локальные соглашения данного трудового коллектива становятся с заключением трудового договора для этого работника обязательными


6.     Стороны трудового договора

 

Из определения трудового договора, данного законодателем в ст. 15 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 года № 69-ФЗ) как соглашение между работником и работодателем (физическим или юридическим лицом), видимо, что это двустороннее соглашение. Одной его стороной является гражданин, заключивший договор в качестве работника, а другой – работодатель (физическое или юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы собственности), принявший его на работу. Стороной трудового договора может быть также иностранец или лицо без гражданства, проживающее как на территории РФ, так и за рубежом (если они принимаются на работу в российское учреждение, находящееся за границей). Они также будут считаться работниками.

Но чтобы трудовое отношение возникло и соответствовало требованиям закона, каждая из сторон должна обладать трудовой праводееспособностью (правосубъективностью), то есть способствовать своими действиями осуществить субъективные права и обязанности.

   Работником в качестве субъекта трудового договора может быть лю­бой гражданин, достигший определенного возраста (15 - 16 лет) и обла­дающий реальной способностью трудиться.

Привлечение лиц, не достигших 18 лет, к общественно полезному труду представляет собой позитивную меру, как для общества, так и для отдельного подростка. Он получает возможность приобщиться к труду, получить начальные профессиональные навыки, приспособиться к тру­довой деятельности и с учетом накопленного опыта выбрать свои буду­щие специальность и профессию. Труд является профилактикой, воспи­танием и средством борьбы с детской преступностью. Закон РФ "Об об­разовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 16 ноября 1997 года (см. Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797; СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341) предоставляет право подростку, достигшему 15 лет, оставить обучение в школе до получения им обязательного об­щего среднего образования. Подросток может устроиться на работу без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.

В порядке исключения трудовой договор может быть заключен с ли­цом, достигшим 14 лет (см. ст. 173 КЗоТ РФ). Трудовая деятельность лиц, достигших 14-летнего возраста, становится возможной при соблю­дении следующих условий:

- выполняемая работа не должна причинять вред здоровью подростка;

- работа должна производиться в свободное от учебы время и не нару­шать процесса обучения;

- прием на работу возможен при наличии согласия родителей, усыно­вителей или попечителя.

Для предотвращения возможных споров о правомерности приема подростков на работу рекомендуется согласие родителей, усыновителей или попечителя получать в письменной форме. КЗоТ РФ не регламенти­рует вопроса о трудоустройстве лиц, достигших возраста 14 лет и оста­вивших общеобразовательное учреждение с согласия местного органа управления образования и родителей (см. п. 6 ст. 19 Закона РФ "Об об­разовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 16 ноября 1997 года (Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797; СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341). Этот пробел КЗоТа РФ может быть вос­полнен распространением нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 173 КЗоТ РФ, на данную категорию подростков, что, в частности, и имеет место в при­казе Федеральной службы занятости РФ от 26 апреля 1995 года № 94 "Об утверждении Положения о временном трудоустройстве несовершенно­летних граждан" (см. Человек и труд, 1995, № б).

Во всех городах и районах созданы центры занятости с целью устрой­ства молодежи (несовершеннолетних граждан). Количество свободных рабочих мест для использования труда несовершеннолетних определяется на основе данных, поступающих от работодателей, о наличии свободных мест и вакантных должностей, а также данных о возможностях трудоуст­ройства молодежи в школьных и межшкольных учебно-производственных комбинатах, ПТУ, малых предприятиях и кооперативах при учебных заведениях и подростковых клубах. Органы службы занятости могут за­ключать договоры с предприятиями, другими заинтересованными сторо­нами на создание временных дополнительных рабочих мест.

С учетом физиологических особенностей организма подростков, от­сутствия у них профессиональных навыков и умений, а также потребно­сти в свободном времени, позволяющем сочетать работу с продолжением учебы в общеобразовательном или профессиональном учреждении, КЗоТ РФ предоставляет подросткам, не достигшим 18 лет, ряд льгот:

а) сокращенный рабочий день;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 кален­дарный день;

в) право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подро­стка время;

г) ежегодный бесплатный медицинский осмотр;

д) установление пониженных норм выработки;

е) доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам;

ж) квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи;

з) запрещение применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых дру­гих работах;

и) запрещение привлекать подростков к работе в ночное время и к сверхурочным работам;

к) ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

л) запрет на расторжение трудового договора без согласия государст­венной инспекции охраны труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (см. комментарии к статьям 43, 67, 175 - 183 КЗоТ РФ в /30/).

Действующее законодательство предоставляет равные возможности всем трудоспособным гражданам для выбора рода деятельности и места приложения труда. Не допускается какое бы то ни было прямое или кос­венное ограничение прав или установление прямых или косвенных пре­имуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, нацио­нальности, языка, социального происхождения, имущественного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 16 КЗоТ РФ).

Дискриминацией не являются различные исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые обусловлены спецификой того или иного вида труда или заботой государства о лицах, нуждающих­ся в повышенной социально-правовой защите. Это положение относится не только к государственным предприятиям и учреждениям, но и ко всем другим нанимателям, в том числе частным и кооперативным орга­низациям.

Субъектами трудового договора могут быть иностранные граждане, причем не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. В связи с иностранными инвестициями, организацией совместных предприятий и регистрацией предприятий со 100-процентным иностранным капиталом численность таких граждан имеет тенденцию к росту.

В качестве работодателей могут выступать не только юридические, но и физические лица. Это обусловлено тем, что при осуществлении пред­принимательской и иной, не запрещенной законом деятельности собст­венник вправе заключать договоры с гражданами об использовании их труда. В этом случае предприниматель, использующий труд наемных ра­ботников, регистрируется как предприятие.

Стороной трудового договора могут быть и объединения граждан -коллективные предприниматели (партнеры), объединившие свое имуще­ство на праве общей долевой собственности. Их правосубъектность, рас­пределение обязанностей и доходов определяются договором о совмест­ной деятельности. Все участники договора несут солидарную или доле­вую ответственность по своим обязательствам, в том числе и перед наем­ными работниками.

Особой разновидностью таких объединений являются крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица. Членами кресть­янского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие гра­ждане, совместно ведущие хозяйство. Один из его дееспособных членов является главой крестьянского хозяйства. Согласно Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 года № 348-1 в ред. от 24 декабря 1993 года (см. Ведомости Съезда народных депута­тов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 324; 1991, № 1, ст. 5; 1993, № 21, ст. 748) в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соот­ветствии с законодательством.

Условия наемного труда могут регламентироваться договором с граждана­ми об использовании их труда, но оплата труда не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий на государственных предприятиях.

Стороной трудового договора может быть не только собственник средств производства. Собственник (учредитель) в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации может передать управление своим имуществом другим лицам и создать для этого юридическое лицо.

В этих случаях стороной трудового договора и, следовательно, ответ­ственным за выполнение обязательств перед работником становится юридическое лицо. Собственник или учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, а юридиче­ское лицо не отвечает по обязательствам собственника или учредителя, если иное не предусмотрено в учредительных документах.

Именно на таких началах функционируют государственные предприятия, наделяемые правом полного хозяйственного ведения. Полномочия собст­венника таких предприятий осуществляет Министерство государственного имущества РФ и соответствующие комитеты по управлению имуществом на местах, которым также поручено проводить приватизацию государственной собственности. Эта организационно-правовая форма хозяйствования сохра­нилась лишь на тех объектах, приватизация которых вообще запрещена или не разрешена компетентными органами государственного управления.

Правопреемником госпредприятия в процессе его приватизации (ак­ционирования), а, следовательно, и стороной трудового договора стано­вится акционерное общество. С момента его регистрации акционерное

              общество выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления и приобретает пол­ную самостоятельность и независимость. Управление вновь созданным объединением осуществляется общим собранием акционеров.

              Приватизация государственной собственности призвана включить работ­ников госпредприятий в отношения собственности, повысить эффектив­ность деятельности предприятий, обеспечить социальную защиту трудящих­ся. Это достигается не только тем, что приватизация целого ряда объектов и выбор способов ее осуществления производятся по решению трудовых кол­лективов предприятий, но и широким предоставлением рабочим и служа­щим ряда льгот и гарантий. В частности, ст. 30 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ в ред. Федерального закона от 23 июня 1999 года № 116-ФЗ устанавливается ад­министративная ответственность должностных лиц за необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизи­рованного предприятия или невыполнение требований о социальных гаран­тиях работников приватизированных предприятий. В период приватизации (с момента принятия решения трудовым коллективом и до момента возник­новения права собственности у покупателя) запрещается изменение штат­ного расписания предприятия, сокращение численности его работников без

              разрешения трудового коллектива предприятия (подразделения) или упол­номоченного им органа (совета трудового коллектива).

Таким образом, хотя в процессе приватизации и происходит замена одной стороны трудового договора - госпредприятия - другой, объем правомочий, как трудового коллектива, так и отдельного работника не уменьшается. Напротив, работник акционированного предприятия наря­ду с правом на вознаграждение за труд приобретает право на долю при­были предприятия в виде дивидендов пропорционально количеству вы­деленных ему или приобретенных им акций.

На практике нередко возникают вопросы о том, могут ли быть сторо­ной трудового договора структурные подразделения предприятий (цеха,

              участки, бригады и т. д.). В доперестроечный период такая возможность допускалась: самостоятельной трудовой правосубъектностью обладали так называемые производственные единицы госпредприятий (объедине­ний). Ныне действующее законодательство дает однозначный отрица­тельный ответ на этот вопрос.

              По действующему законодательству, стороной трудового договора может быть такая организация, которая наделена правами юридического лица.

Субъектом трудового договора могут быть также кооперативные, об­щественные, религиозные, благотворительные организации, признанные юридическими лицами. Их правосубъектность в сфере трудовых отноше­ний носит специфический характер и определяется уставами организа­ций и соглашением с работниками.

На эти отношения также распространяются гарантийные нормы тру­дового законодательства, касающиеся продолжительности рабочего вре­мени и отпусков, минимальных размеров заработной платы, исчисления трудового стажа и др.

Трудовая правосубъектность юридических лиц осуществляется кон­кретными должностными лицами (органами), наделенными правами принятия управленческих решений. Но отсюда не следует, что стороной трудового договора является должностное лицо (орган), осуществляющее право найма и увольнения. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжа­ется имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудо­вые, выдает доверенности, утверждает штаты, издает приказы и дает ука­зания, обязательные для всех работников предприятия (см. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 "О предприятиях и предприни­мательской деятельности" - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1990, № 30, ст. 418).

Обычно структуры органов управления и распределение компетенции между ними регулируются уставом предприятия (организации), утвер­ждаемым его учредителями (на государственных и муниципальных пред­приятиях - совместно с трудовым коллективом). Следует также полагать, что права найма и увольнения работников могут быть переданы руково­дителем другим должностным лицам администрации.

Компетенция должностных лиц открытого акционерного общества определена Типовым уставом, содержащимся в "Положении о коммер­циализации государственных предприятий с одновременным преобразо­ванием в акционерные общества открытого типа", которое утверждено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 (в ред. от 31 декабря 1992 года) "Об организационных мерах по преобразованию государствен­ных предприятий, добровольных объединений государственных предпри­ятий в акционерные общества" (РГ, 7 июля 1992 года; 20 ноября 1992 года; 12 января 1993 года). В соответствии с этим уставом избрание членов совета директоров, назначение генерального директора общества отнесены к исключительной компетенции собрания акционеров. В свою очередь, совет директоров по согласованию с генеральным директором назначает и увольняет должностных лиц правления, являющегося испол­нительным органом общества. Оперативное руководство, деятельностью общества, включая наем других должностных лиц и работников общест­ва, осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством.

Страницы: 1, 2, 3