Типология правовых систем. Романо-германская, Англо-американская, религиозно-традиционного, социалис...
Типология правовых систем. Романо-германская, Англо-американская, религиозно-традиционного, социалис...
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Типология правовых систем.
2.
Романо-германская правовая семья, или семья "континентального
права".
3. Англо-американская правовая семья, или семья "общего права".
4. Семья религиозно-традиционного права.
5. Семья социалистического права.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.
Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых
систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность
конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и
отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.п.).
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых
систем, имеющих сходные юридические признаки, сходство является результатом их
конкретно-исторического и логического развития.
Заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрицающих
типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При
классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых,
географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права.
Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация
правовых семей, данная французским ученым Р.Давидом.
Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию,
философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники,
включающей в качестве основной составляющей источники права. Р.Давид выдвинул
идею трихотомии - выделения трех семей (или систем): романо-германской,
англосаксонской, или англо-американской, и социалистической. К ним примыкает
остальной юридический мир, охватывающий 4/5 планеты, который получил название
"религиозные и традиционные системы".
В основе другой классификации лежит концепция "западного
права", и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального
общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе
предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить
фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное,
преходящее (доктрина "отмирания права при коммунизме"), определяемое
социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в
частности господством государственной собственности и планирования.
В структуре западного права выделяются романо-германская и
англосаксонская системы. Эта идея выдвинута также Р.Давидом в 1950 г. в книге
"Элементарный курс сравнительного гражданского права". Впоследствии
он отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции трихотомии.
К.Цвейгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовое сравнение в
частном праве", вышедшей в 1971 г., в основу классификации правовых систем
положен критерий "правового стиля". "Правовой стиль"
складывается, по мнению автора, из пяти факторов: происхождения и эволюции
правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых
институтов; природы источников права и способов их толкования; идеологических
факторов. На этой основе различаются следующие "правовые круги":
романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический,
право ислама, индусское право. По существу, получен тот же результат, что и у
Р.Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская
типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической
формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое).
А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской
типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить
целостное представление о правовой карте мира.
Исходя из
группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых,
систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы - ведущие
институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь
правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую
семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного
права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей
социалистического права. Историческое развитие признается главным в
определении их особенностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь
уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы:
советская правовая система, правовые системы социалистических государств
Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система
республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также
особенного и единичного. Таким образом, существует ряд классификаций правовых
систем прошлого и настоящего. С учетом общего, повторяющегося в рассмотренных
классификациях, остановимся на характеристике основных правовых семей прошлого
и современности.
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ
СЕМЬЯ "КОНТИНЕНТАЛЬНОГО
ПРАВА".
Романо-германская правовая семья, или система континентального права
(Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную юридическую
историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских
университетов, которые выработали и развили начиная с ХII в. на базе кодификации
императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к
условиям современного мира.
Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского
права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры,
имела независимый от политики характер. На следующей стадии эта семья стала
подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде
всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к
экономическому принуждению. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы
права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям
морали, прежде всего справедивости.
Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить,
какими должны быть эти нормы. Начиная с ХIХ в. основным источником (формой)
права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является
закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а
жизнь этому скелету вв значительной степени придают иные факторы. Закон не
рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных
методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и
судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что
законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за
нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в
соответствии законовв и подзаконных актов конституции, так и в установлении
большинством государств судебного контроля за конституционностью
"обычных" законов. Конституции разграничивают компетенцию различных
государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой
компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике
различают три разновидности "обычного" закона: кодексы, специальные
законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо
гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные
и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы
регулируют отдельные сферы общественных отношений, например акционерные
законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты
налогового законодательства.
Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все
более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных
циркуляров, декретов министров.
В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие
принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости -
и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в
том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент.
Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов.
Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы.
Например, ст. 2 швейцарского Гражданского кодекса устанавливвает, что
осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы,
установленные доброй совестью, или добрыми словами, или социальной и
экономической целью права. Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее
изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин.
Для юридической концепции этой семьи характерна гибкость, выражающаяся в
том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса,
которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе
принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий.
Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих
методов, юристы этой правовой семьи стремятся к общему идеалу - достичь по
каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе
сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Итак, среди
важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в
законодательстве и вытекающие из него.
В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина
составляет весьма жизненный источник права. Она влияет и на законодателя, и на
правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые
установлены в доктрине, и воспринимает ею предложения.
Доктрина, утверждающая тождество права и закона, в прошлом сыграла
особенно отрицательную роль, так как в период немецкой оккупации, в частности
во Франции, способствовала тенденциозной интерпретации антидемократических
законов и обосновывала необходимость их исполнения. Во Франции она снова активизировалась
после того, как Конституция 1958 г. разграничила сферы действия закона и
регламента. Регламенты отныне не подлежат контролю с точки зрения их
соответствия закону. Однако Государственный совет взял на себя функцию проверки
их законности и аннулировал регламенты, когда они противоречили "общим
принципам права", закрепленным в преамбуле французской Конституции.
Антипозитивистская тенденция характерна и для ФРГ как реакция на то, что годы
национал-социализма способствовала его политическим и расовым установкам, ибо
видела в праве лишь то, что полезно государству. Складывается мнение, что
признание важной роли законодателя не должно вести к тому, чтобы закрывать
глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру
закона.
Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в
частности при толковании закона. Сегодня все более, например во Франции,
правоприменитель стремится к признанию независимого характера проесса толкования,
к отрицанию того, что толкование заключается только в отыскании грамматического
и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Он настаивает
на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во
Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный
и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к
юридической практике. Французский и немецкий стили сближаются.
С развитием международных связей большое значение для национальных
правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо
предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед
национальными законами. Подобная норма в несколько иной реакции появилась и в
Конституции Российской Федерации.
В системе источников романо-германского права своеобразно положение
обычая. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо
закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна, даже если таковая в
принципе не отрицается доктриной. В целом, за редким исключением, обычай теряет
здесь характер самостоятельного источника права.
Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как
источнике германо-романского права. Однако анализ реальной действительности
позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу
вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует всевозрастающее
количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также
значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является
высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на
аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может
восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
Постановления французского Кассационного суда и Государственного совета
изучается и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или
отдаленных. Это верно также в отношениях других европейских и неевропейских
государств, входящих в романо-германскую правовую семью. Учитывая современные
стремления юристов всех стран опираться но закон, можно говорить о судебном
прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного
принципа господства закона. Является принципиально важным, чтобы судья не
превращался в законодателя. Этого стараются добиваться в странах германо-романской
правовой семьи.
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ
СЕМЬЯ "ОБЩЕГО ПРАВА".
В отличие от государства германо-романской правовой семьи, где основным
источником права является закон, в государствах англо-американской правовой
семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,
сформулированные судьями в их решениях. Англо-американское "общее право"
включает прежде всего группу английского права с характерным для Англии
прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких
странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных
социально-философских теорий и где в силу исторических особенностей развития
капитализма сохранилась явная настороженность к высошей власти, к ее
концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы. Это
обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни США и
прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью входят наряду с
США и Англией Северная Ирландия, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также 36
государств - членов Британского содружества.
"Семья общего права", как и римского права, развивалась на
основе принципа: "Право там, где есть его защита". Несмотря на все
попытки кодификации, дополнения и совершенствования положениями "права
справедливости", оно в основе своей является прецедентным правом,
созданным судами. Это не исключает возрастание роли статусного
(законодательного) права. В противовес местным обычаям это право - общее для
всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими
- по месту, где они заседали, начиная с ХIII в. В деятельности королевских
судов постепенно сложилась сумма решений, которыми они и руководствовались в
последующем. Возникло правило прецедента, означающее, что однажды
сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других
судей. Поэтому считается, что английское "общее право" образует
классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами.
Характерные черты правопонимания в этой правовой семье выражаются формулой:
"Средство судебной защиты важнее права", так как основная сложность
заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.
К концу ХIII в. возрастает роль и значение статутного права, в связи с
чем правотворческая роль судей стала некоторым образом сдерживаться. В ХIV -
XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за
жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который
стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращениям к королю. В
результате наряду с общим правом сложилось "право справедливости".
До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства:
помимо судов, применявших общее право, существовал суд Лорда-Канцлера. Реформа
слила "общее право" и "право справедливости" в единую
систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает оставаться
в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения
конкретных случаев.
Для англичанина осталось главным то, чтобы дело разбиралось в суде
добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства,
составляющие часть общей этики. Судьи "общего права", в отличие от
законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанные на будущее. Они
решают конкретный спор. Такой подход делает нормы "общего права" более
гибкими и менее абстрактными, чем нормы права германо-романских систем, но
одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря
"общему праву" и "праву прецедента" различение права и
закона носит более выраженный и несколько иной характер, чем различение права и
закона на континенте. Это существенно в связи с возрастанием в современных
условиях масштабов и значения статутного права среди источников английского
права.
Страницы: 1, 2
|
|