бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Территории в международном праве. Международное морское, воздушное, космическое право бесплатно рефераты

Члены экипажа являются представителями владельца (эксплуатанта) судна, который отвечает за их действия. Командир судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы.

В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа, отдельные правила содержатся в Токийской конвенции 1963 г. и Чикагской конвенции.

В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане.Некоторые государства установили так называемые «зоны безопасности» или «зоны опознания», при полете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования. Такие зоны установили, например, США над прибрежными водами открытого моря в Атлантическом и Тихом океанах. Воздушное судно, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свое местонахождение, направление и план полета при вхождении  в такую зону. Подробные зоны установлены Канадой, Грецией, Южной Кореей. По правилам, установленным Южной Кореей, самолеты, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в такую зону, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства Южной Кореи.

Самолет марки МД-11 американской авиакомпании «Дельта» с 203 пассажирами и 15 членами экипажа совершал рейс № 55 из Атланты в Токио, когда через 20 минут нахождения в российском воздушном пространстве получил приказ развернуться и лететь назад. Причина: отсутствие соответствующих документов. Самолет был вынужден приземлиться в Сан-Франциско. Россия отказала американцам в воздушном коридоре[5].

2.                 Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве (за пределами территориальных вод прибрежных государств), т.е. командиры, органы, зарегистрировавшие летательный аппарат, не связаны обязательством придерживаться каких-либо маршрутов, но в интересах безопасности сложилась практика полетов по согласованным на международном уровне маршрутам обслуживания воздушного движения.

Государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушном пространством не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач. 24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участников с использованием невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника и оборудованной предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдательный полет. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения, представляются всем участникам соглашения.

3.                 Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, в соответствии с которым государства обязаны:

а) принимать меры по обеспечению технической надежности  авиационной техники;

б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Международные меры по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

В Токийской конвенции 1963 г. впервые дано определение незаконного захвата воздушного судна – «когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно с помощью силы или угрозы применения силы, совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта».

В 1970 г. принята Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, а в 1971 г. Конвенция о борьбе с незаконными актами, например, против безопасности гражданской авиации (Монреальская).

Согласно Монреальской конвенции любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

1.                 совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого судна;

2.                 разрушает воздушное судно или причиняет повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете;

3.                 помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, устройство или вещество, которое может разрушить воздушное судно;

4.                 разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию;

5.                 сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Время полета: с момента включения двигателей с целью взлета до момента окончания пробега при посадке (по Токийской конвенции). По Гаагской и Монреальской конвенции: «с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки» и окончание – «с момента  открытия любой из таких дверей для выгрузки судна».

Согласно Воздушному кодексу РФ, действующему с 01.04.1997 г., коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агенств и индивидуальных предпринимателей при выполнении в пределах территории РФ международных воздушных перевозок определяется правилами, установленными законодательством и Министерством иностранных дел РФ. В основе деятельности указанных субъектов лежит обязанность получения соответствующей лицензии и оформления судовых документов. Судебные документы, имеющиеся на борту, признаются действующими при условии их соответствия международным авиационным стандартам, признаваемым РФ. Перевозчик, следуя договорам воздушной перевозки, обязуется доставить пассажира и его багаж, а также почту и груз в пункт назначения и осуществить выдачу багажа, почты и груза.

Воздушный кодекс РФ закрепляет принцип ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем. Эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) основана в 1947 г. Цель: обеспечение безопасности и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. Внутренняя организация ИКАО включает в себя Ассамблею, которая собирается не реже одного раза в 3 года, Президента, а также региональные бюро (Европейское, Африканское, Ближневосточное, Южно-Американское, Азиатско-Тихоокеанское).

Также в 1954 г. учреждена Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК).

В рамках СНГ в декабре 1991 г. образован Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства.

Вопрос № 5. Понятие, принципы и источники  международного космического права

Международное космическое право – это совокупность норм, определяющих статус космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующие деятельность государств по использованию космоса.

Источники международного космического права:

1.                 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.;

2.                 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;

3.                 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

Основные принципы международного космического права:

исследование и использование космоса на благо всего человечества;

равное право всех государств на исследование и использование;

запрещается национальное присвоение космоса;

свобода космоса для научных исследований;

использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях (запрет размещения ядерного и иного оружия массового уничтожения);

международная ответственность государств за ущерб причиненный космическим объектам;

обязанность государств избегать загрязнения космоса;

сохранение государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, занесенными в их регистры.

ЕКА (Европейское Космическое Агенство) с 1975 г. находится в Париже.

МАФ (Международная астронавтическая федерация) – неправительственная организация, существует с 1952 г., с 1960 г. – Международная академия астронавтики.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) с декабря 1991 г. Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства в рамках СНГ.

Правовой режим комического пространства и небесных тел.

Нормы, относящиеся к международно-правовому регулированию космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г.

1.                 Свобода исследования и использования космического пространства означает, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства, а все государства имеют равные права в отношении доступа в космическое пространство, а также его исследования и использования.

2.                 Существуют некоторые ограничения свободы исследования и использования космического пространства, предусмотренные нормами международного космического права: осуществление деятельности по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом, т.е. общие принципы и нормы международного права обязательны для взаимоотношений между государствами, независимо от того, где происходит их деятельность, включая пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом.

3.                 Принцип запрещения национального присвоения космического пространства и его частей. Помимо всего прочего, государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. При этом отмечается желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.

Нельзя считать правомерным заявление ряда государств, расположенных в районе экватора (так называемая Боготская декларация от 3 декабря 1976 г.), относительно распространения их суверенитета на участки геостационарной орбиты, находящейся на расстоянии около 36 тысяч или над Землей в плоскости экватора, т.к. временное занятие участков космического пространства и небесных тел не запрещено международным космическим правом.

4.                 В Соглашении о Луне впервые небесные тела и их природные ресурсы объявлены «общим наследием человечества» и установлена обязанность разработать специальный международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел. Эта концепция принята по требованию развивающихся стран.

5.                 Предотвращение потенциально вредных последствий космической деятельности и охрана окружающей среды. В ст. 9 Договора по космосу установлено два тесно связанных обязательства:

1)                 осуществлять деятельность в космическом пространстве «с должным» учетом соответствующих интересов всех других государств;

2)                 проводить изучение и исследование космического пространства «таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества» (проблема «космического мусора»).


Правовой режим космических объектов.

В отличие от небесных тел естественного происхождения (Луна, планеты, астероиды) под космическими объектами в международном космическом праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители. Международное право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве. После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь подпадает под действие национального права. Однако в случае его посадки на иностранной территории, возникающие при этом отношения регулируются нормами международного космического права.

С вступлением в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976 г.), каждый запускаемый объект подлежит регистрации путем занесения в национальный реестр и уведомления Генерального секретаря ООН.


Правовой статус космонавтов

Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человека в космос».

Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их корабль.

Государства обязаны срочно информировать  об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья, космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустивших их государства, должны быть ему возвращены, но это требование не является безусловным, т.к. необходимо, чтобы данное государство попросило, и предоставило по требованию опознавательные данные.


Международно-правовые ограничения военного использования космоса

В основном, по Договору 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Запрещена установка ядерного оружия или любых других видов оружия массового поражения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров, вывод на орбиту вокруг Луны объектов с оружием массового уничтожения.

В то же время допускается использование военного персонала для научных исследований. Международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролет через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия, если такой пролет не квалифицируется как размещение объекта в космосе. Не запрещается использование космоса в военных неагрессивных целях (для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН).

Список используемой литературы


1.     Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996. Т.2. С. 352-371.

2.     Договор об Антарктике (1959г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. – М., 1999. Том 3.

3.     Конвенция о Международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.); Договор по открытому небу (1992 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996. Т.2. С. 412-461.

4.     Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.); Конвенция о режиме Черноморских проливов (1936 г.); Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (1988 г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. – М., 1999.     Том 3.

5.     Воздушный кодекс РФ // Российская газета. 1997. 26 марта.

6.     Федеральный закон «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 г. в ред. от 30.06.2003 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. № 17. Ст. 594.

7.     Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г., в ред. от 11.11.2003 г. // СЗ РФ. № 49. Ст. 4694.

8.     Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 г., в ред. от 11.11.2003 г. // СЗ РФ. № 51. Ст. 6273.

9.     Авраменко И.М. Международное морское право: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

10. Барциц И. Границы Российской Федерации: актуальные вопросы //  Власть. 2000. № 10. – с. 22-32.

11. Баталов А.А. Европейский союз и правовое регулирование международно-воздушных сообщений // Вестник  Московского университета. 2001. № 2. – с. 69-73.

12. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. Гл. 8, 19, 20, 21.

13. Вахитов И.В. Кипрская проблема: тенденции к разрешению // Московский журнал международного права. 2004. № 1. – с. 36-44.

14. Вылегжанин А.Н. Подземный предел распространения суверенитета государства // Государство и право. 2001. №8. – с. 68-74.

15. Жарикова О.А. Правовое положение судна в открытом море (юрисдикционный аспект) // Правоведение. 2000. №3.

16. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. Гл. 1, 9, 10, 11.

17. Мартыненко И.Э. Международно-правовая охрана подводного культурного наследия // Международное публичное и частное право. 2003. № 3. – с. 56-61.

18. Международное космическое право: Учебник. – М., 1999.

19. Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2003. Гл. 20, 21, 22, 23, 24.

20. Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000. Гл. 6, 21, 22, 23.

21. Международное публичное право: Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. Гл. 15, 16, 17, 18, 19.

22. Мовчан А.П. Международное морское право. – М., 1998.

23. Постнов В.В. Морские границы России // Московский журнал международного права. 2002. № 4. – с. 53-64.

24. Сапрыкин Ф.И. Правовой режим воздушного пространства участников СНГ // Московский журнал международного права. 1996. № 4.


[1] Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.        – с. 84.


[2] Международное публичное право: Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 382.


[3] Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.           – с. 86.


[4] Мовчан А.П. Международное морское право. – М., 1997. – с. 30.

[5] Комсосольская правда. 2001 г. 07 апреля – с. 2.


Страницы: 1, 2, 3, 4