бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Территориальное общественное самоуправление бесплатно рефераты

3.          Закон 96 года устанавливал, что органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС. По закону 98 года порядок проведения, нормы представительства, сроки проведения выборов органов ТОС определяются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления;

4.           В соответствии с абз.8 ст.8.2 закона 96 года ТОС могло принимать на свой баланс имущество от органов местного самоуправления, переданное ему на праве  хозяйственного  ведения. Однако согласно ст. 294 ГК РФ имущество на праве хозяйственного ведения может принадлежать только государственным или муниципальным предприятиям. ТОС не относится к таковым. Поэтому данное полномочие в законе 98 года звучит по иному: «ТОС вправе  принимать на свой баланс имущество, … переданное ему в безвозмездное пользование органами местного самоуправления» (ст.12.2.7 Закона);

5.          Закон 96 года предусматривал возможность приостановления действия органов ТОС органами местного самоуправления в случаях  превышения ими своих полномочий в решении  вопросов,  затрагивающих интересы населения. Закон 98 не предоставляет такого права органам местного самоуправления.

6.          В законе 98 года появились  нормы об ответственности органа ТОС перед жителями и о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления.

 Закон 98 года за время своего действия претерпел некоторые изменения. Так, законом Курганской области от 28 декабря 1998 года N 177"О внесении изменения в пункт 8.2 статьи 8 Закона Курганской области "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области", вступившем в силу 20 января 1999 года,  цифра "16" была  заменена на цифру "18". Это было сделано для устранения противоречия федеральному законодательству. Федеральный закон «Об общих принципах…» установил, что граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[14] гражданин Российской Федерации вправе  избирать,  голосовать  на   референдуме,   участвовать   в предусмотренных  законом  и  проводимых  законными  методами  иных избирательных действиях по достижению возраста 18 лет.

 Законом Курганской области от 2 июля 2001 года N 63 "О внесении изменений в Закон Курганской области "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области" по всему тексту Закона Курганской области "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области", вступившем в силу
15 июля 2001 года, слова "конференция", "или конференция" в соответствующих падежах и числах  были исключены.. С одной стороны конференция как собрание представителей не может в полной мере отразить волю населению, проживающего на соответствующей территории. Особенно, если норма представительства установлена на уровне, например, один представитель от тысячи жителей. В этом случае ТОС не будет являться непосредственным волеизъявлением всего населения, проживающего на данной территории. Однако по моему мнению, законодатель не учел трудности, которые могут возникнуть с проведением общих собраний (сходов), поскольку собрать необходимое для его признания правомочным число  граждан (более половины жителей соответствующей территории) не всегда возможно. Поэтому, необходимо установить высокий уровень представительства,    например, один представитель от 5 - 10 жителей соответствующей территории, имеющих право голоса на общих собраниях (сходах), конференциях.

Компетенция ТОС в соотношении с компетенцией органов местного самоуправления.

Каждый орган местного самоуправления и орган ТОС должен иметь свое поле деятельности, на которое он воздействует в соответствии со своими задачами и целями, т.е. компетенцию. Компетенция органа местного самоуправления (органа ТОС) является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Предметы ведения органов местного самоуправления   - это сферы местной жизни, в которых действует данный юридически компетентный в них орган.

   Предметы ведения как структурный элемент понятия «компетенция» является способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органов местного самоуправления.

  Конституция РФ 1993 года (ст.130) и федеральный закон «Об общих принципах…» используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие «вопросы местного значения». Вместе с тем вкруг предметов ведения местного самоуправления они включают и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В ст.6 федерального закона «Об общих принципах…» содержится перечень вопросов местного значения. Они могут быть классифицированы следующим образом:

1. Организационно-административные вопросы:

1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.

2) Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.

3) Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

4) Организация и содержание муниципальных архивов.

5) Организация и содержание муниципальной информационной службы

6) Создание условий для деятельности средств массовой информации.

7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.

8) Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.

9) Обеспечение противопожарной безопасности. организация муниципальной пожарной службы.

2. Экономические вопросы:

1) владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации это "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления...".(ст.215 ГК РФ).

2) Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.

3) Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

4) Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.

5) Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения.

6) Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации.

7) Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

8) Благоустройство и озеленение территории муниципального образования.

9) Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

10) Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.

3. Вопросы социально-культурного значения:

1) Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

2) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.

3) Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

4) Создание условий для жилищного и социально-культурного развития.

5) Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

7) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

8) Создание условий для деятельности учреждений культуры.

9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

10) Создание условий для организации зрелищных мероприятий.

11) Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.

    Исходя из содержания ст.27 вышеназванного федерального  закона и устава г. Курган к предметам ведения ТОС также относятся вопросы местного значения. Так, в соответствии со ст.45.1 Устава г. Курган к предметам ведения территориального общественного самоуправления отнесены вопросы развития, содержания и благоустройства части территории муниципального образования, ремонта и эксплуатации жилищного фонда, организации досуга, торговли, бытового и транспортного обслуживания жителей, соблюдения общественного порядка и санитарных норм, использование земли, другие вопросы территориального значения.

    Вторым структурным элементом понятия «компетенция», составляющим ее главное содержание, являются права и обязанности органов местного самоуправления и органов ТОС. Свои функции и задачи данные органы реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей. Предметы ведения органов местного самоуправления и органов ТОС тесно связаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений. В юридической литературе и в законодательстве при характеристике второго элемента компетенции часто используют понятие «полномочия».

       Полномочия местного самоуправления распределены между органами местного самоуправления. При этом перечень полномочий органов местного самоуправления является открытым. Так, к полномочиям  Курганской городской Думы отнесены (ст.23 Устава г. Курган):

1)      принятие и изменение Устава муниципального образования города Курган;

2)      принятие общеобязательных правил на территории муниципального образования города Курган;

3)      внесение предложений в органы государственной власти Курганской области об изменении границ муниципального образования города Курган;

4)      определение основных направлений социальной и экономической политики муниципального образования города Курган, принятие планов и программ развития города и отчетов о их выполнении;

5)      утверждение бюджета муниципального образования города Курган, отчета о его исполнении;

6)      принятие решений об образовании городских валютных фондов, определение их статуса и целевого назначения;

7)      учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий для решения задач городского самоуправления, в том числе фондов дотационных и социальной защиты;

8)      установление и отмена в соответствии с действующим законодательством городских налогов и сборов, льгот по местным налогам и сборам в части, поступающей в городской бюджет;

9)      принятие решений о выпуске и размещении городских займов, лотереи, о выделении ссуд и займов из городского бюджета;

10)  установление отдельным категориям граждан финансовой, материальной и иной помощи, льгот и преимуществ за счет средств городского бюджета;

11)  установление порядка управления муниципальной собственностью, утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия Думы;

12)  утверждение программы приватизации муниципального имущества;

13)  установление порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, назначение и освобождение от должности их руководителей;

14)  определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории муниципального образования города Курган;

15)  утверждение генерального плана развития города, правил его застройки, перспективных градостроительных программ.

   В законе Курганской области «О территориальном общественном самоуправлении» 1998 года полномочиям территориального общественного самоуправления посвящена глава III. В законе установлено, что компетенция ТОС определяется Положением (уставом) о нем, а так же решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом ТОС с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов и с согласия жителей соответствующей территории (ст.12.1 Закона). В ст.12.2 перечислены основные полномочия ТОС. Органам ТОС предоставлено право (при этом полномочия, предусмотренные в п.п. 1 - 3; 6 - 8 и 10, осуществляются органами ТОС, являющимися юридическими лицами):

1)      создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию.

2)      учреждать в установленном законодательством порядке предприятия;

3)      заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории;

4)      разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;

5)      представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а так же режима транспортного обслуживания этой территории.

6)      выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного ТОС;

7)      принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное ему в безвозмездное пользование органами местного самоуправления;

8)      объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

9)      созывать общие собрания (сходы), граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления;

10)  принимать решения о платных должностях в органах ТОС.


    Итак, компетенция органов местного самоуправления и органов ТОС  состоит из предметов ведения и полномочий. Предмет деятельности ТОС (как и органов местного самоуправления) – вопросы местного значения - установлен законодательством.

      Органы местного самоуправления в силу их властного характера обладают значительно большим объемом прав в вопросах местного значения. Вместе с тем органы местного самоуправления обладают и большим кругом обязанностей.  ТОС  как явление общественное не обладает властным характером.    Поскольку ТОС осуществляет собственные инициативы в вопросах местного значения, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований можно установить лишь права ТОС при осуществлении своей деятельности и во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, обязанности органов ТОС - собственные инициативы- определяются населением самостоятельно при создании органов ТОС.

   В отношении установления прав органов ТОС интересны, по-моему мнению,  предложения по новой редакции главы 11 Устава г. Перми, подготовленные Советом ТОС “Городские Горки” Мотовилихинского района г. Перми[15]. К основным полномочиям органов территориального общественного самоуправления населения отнесены:

-        осуществлять совместно и по договору с органами местного самоуправления контрольные функции на данной территории в рамках, предусмотренных действующим законодательством;

-        участвовать в составлении и обсуждении городского бюджета в части, касающейся данной территории;

-        осуществлять контроль за использованием средств городского бюджета, расходуемых на данной территории;

Страницы: 1, 2, 3, 4