Теория государства и право (полный курс)
Теория государства и право (полный курс)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Предмет и методология теории государства и права.
Общество, Государство, Право
ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права.
ТЕМА 2. Место теории государства и права в системе общественных наук.
ТЕМА 3. Теория права и государства в системе юридических наук.
ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
ТЕМА 5. Характеристика первобытного общества.
ТЕМА 6. Возникновение государства (восточный путь).
ТЕМА 7. Возникновение европейских государств.
ТЕМА 8. Возникновение права.
ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ТЕСТЫ К РАЗДЕЛУ 1. ВВЕДЕНИЕ В системе юридических наук теория государства и права занимает
главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так
и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории
государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как
в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем
свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и
учебные пособия. Несмотря на то, что сегодня происходит переоценка некоторых устаревших
государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей, а
также «корректировка» представлений о государстве, праве, политике,
демократии, все же основополагающие фундаментальные представления о
государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и
правореализации не подвержены политической конъюнктуре, амбициям и т.п. Государство и право являются сложными, многогранными явлениями
политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и
в то же время сохраняющими определенную самостоятельность. Учитывая
ограниченность объема учебного курса, сложность изучаемых явлений,
разнообразие позиций авторов по многим рассматриваемым вопросам,
определились следующие задачи: привлечь внимание учащихся к данной
проблематике, помочь овладеть базовыми знаниями по теории государства и
права, стимулировать самостоятельную работу студентов, что позволит по
окончании учебного курса правильно ответить на вопросы тестов, cоставленных
на основе данного пособия. Раздел первый ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с отраслевыми юридическими науками. Связь с философией, политической экономией, синергетикой, политологией, этнографией, другими общественными науками. Методология теории государства и права. Диалектико-материалистический метод в изучении государства и права. Синергетический, социологический, сравнительный, догматический, формально-логический, кибернетический и другие методы. Использование экологических знаний при изучении государства и права. Структура учебного курса теории государства и права. Происхождение государства. Первобытное общество. Характеристика присваивающей экономики первобытного общества. Власть и социальные нормы в первобытных обществах
Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая
революция») как фактор социального расслоения общества. Закономерности возникновения государства. Города-государства. Государство
как социальный институт, обеспечивающий производящую экономику. Государство
как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового
общества. Типичные и уникальные формы возникновения государства. Властные
институты в раннеклассовых обществах. Государственная власть, ее структура,
функции, способы и формы осуществления. Признаки государства. Происхождение права. «Мононормы» как социальные регуляторы в присваивающей экономике первобытного общества. Дозволения, запреты, обязывание как способы регулирования общественных отношений. Религиозные формы «мононормы».
Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Классовое и общесоциальное
содержание в праве раннеклассовых обществ. Отличие права от социальных норм
первобытного общества. Право как основа и средство осуществления
государственной власти раннеклассовых обществ. Правовое обеспечение
перехода от раннеклассовых к классовым обществам.
Характеристика теорий происхождения государства, власти, права:
марксистская, теологическая, патриархальная, договорная, насилия,
психологическая, ирригационная и другие. Раздел первый
ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права В принципе, предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно- политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п. То же относится и к категориям и понятиям государствоведения, таким, как
формы правления и формы государственного устройства, политический
(государственный) режим и государственный аппарат. Наиболее объемные и
богатые по содержанию категории, наиболее сложный понятийный аппарат из
всех областей научного знания, составляющий правоведение, принадлежат
теории права и государства. Расположенные в определенном логическом
порядке, скрепленные причинно-следственной связью, общими принципами и
закономерностями, они, собственно, и образуют структурно-логическую
конструкцию, системное «здание» научно-теоретических знаний о праве,
государстве, правовой культуре. Наконец, в предмет теории права и государства входят не только реальные
государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и
представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства
включена та часть общественного сознания, которая связана с правом,
опосредуется им. Право, государственная власть, законодательство, правовые
отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с
определенными представлениями людей, связаны с их сознанием, психологией,
идеологией. Теорию права и государства при этом интересует не только
правосознание общества в целом, но и правосознание групповое,
индивидуальное, а в особенности профессиональное правосознание должностных
лиц, представителей власти, юристов-практиков, правоведов. Таким образом, предметом общей теории права и государства выступают право
и государство как явления общественной жизни, закономерности их
возникновения, функционирования, их классово-политическая и
общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и
связи, особенности правового сознания и правовой культуры. Как и любая наука теория государства и права выполняет определенные
функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для
прогрессивного преобразования общественной жизни. 1. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и
процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и
права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую
надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет,
какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность
и содержание. 2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается
познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой
действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя
тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает
новые закономерности государственно-правовой жизни общества. 3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде. Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука. Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие: 1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и
правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя
государство и право, теория должна установить причины их происхождения,
проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную
оценку современного государства и права. 2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение
государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение
ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих
понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие
закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная
действительность, реальные явления общественной жизни. 3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права
точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения
главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно
практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного
знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере
только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и
создать явление, соответствующее этому знанию. 4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и
права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или
свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными,
она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает
одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только
противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое
явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности,
социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря
плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и
права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой
отражаются объективные данные о реальной действительности. Например,
научные представления о том, что государство возникло преимущественно в
результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют
причины его образования. Для понимания общих закономерностей его
возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-
правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия.
Однолинейный подход к изучению государства и приводит к неполным,
односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность
этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества. Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-
правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством
которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость
реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о
государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и
синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те
рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и
объективность теории. Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и
права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи
между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой
надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить
логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами,
отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.
Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически
обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер
взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не
решенные проблемы. Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и
права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа
различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические
знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о
государстве и праве в целом. Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании
отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе
которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив
признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный
вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа
государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том,
что такое механизм государства (совокупность государственных органов). Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от
общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие
закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя
их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка
(определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке,
характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с
изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к
анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения
системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства
подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс
исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее
структуры. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-
либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для
того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не
мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим
надзором разума. Теория государства и права не только констатирует
достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на
основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные
закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции
развития. Общие категории науки отнюдь не перечеркивают частных методов, а,
наоборот, предполагают их. Специальные и частные методы в познании права и
государства состоят в применении таких познавательных средств, которые
пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических
областей государственно-правовой реальности. Не имея в виду дать
исчерпывающую классификацию частнонаучных методов, укажем на такие методы,
как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-
юридический, метод правового моделирования или использования судебной и
административной статистики. Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован при
изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических
институтов, результативности принимаемых ими решений, а также
своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны.
Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной
практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых
вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса
перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы,
особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как
именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить
результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в
рамках системы каждого из составляющих ее элементов. Целый ряд приемов, таких, как наблюдение, анкетирование,
интервьюирование, эксперимент и т.п., используется в рамках конкретно-
социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений,
разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых
реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и
наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные
рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных
факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными,
препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность,
социальную значимость и последствия решений в области права и государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|