Татарстан в период перестройки
Татарстан в период перестройки
Татарстан в период перестройки. Попытки первых
реформ.
Период 1985-1991гг. вошел в отечественную
историю под названием «перестройка». Этот этап может быть сравнен с наиболее
крутыми переходными эпохами. Перестройка 1985-1991 годов, которая замышлялась
как обновление социализма, придание ему демократического, гуманного облика,
обернулась сменой общественно-политического строя, распадом СССР.
К середине 80-х годов экономика страны
столкнулась с рядом серьезных трудностей. Все явственнее становилось стратегическое
отставание СССР от индустриально развитых государств. К этому времени он по
уровню социально-экономического развития занимал 23 место в мире.
С апреля 1985 года начался первый этап реформ.
Основная задача виделась в том, чтобы преодолеть снижение темпов экономического
роста, отставание отечественного машиностроения и в короткий срок вывести на
мировой уровень советскую экономику, которая должна была приобрести большую
социальную направленность. В целом упор делался на традиционные
командно-административные методы, частично уже апробированные в период
кратковременного правления Ю.В.Андропова.
В соответствии с изменившемся экономическим
курсом в республике был разработан ряд целевых комплексных программ, в том
числе «Интенсификация-90», «Качество», «Труд». Они предусматривали ускоренное
техническое перевооружение многих отраслей материального производства,
внедрение современных технологий, гибких производственных систем, рациональное
использование имевшегося производственного, научного и трудового потенциала.
Одной из последних попыток решения стоявших
перед экономикой задач административными методами было введение госприемки.
Госприемка вводилась с 1 января 1987 года, чему предшествовал эксперимент,
проведенный в предыдущем году на 19 предприятиях страны. Эта новая служба,
состоявшая из независимых от руководства предприятий-контроллеров, должна была
обеспечить улучшение качества продукции. В действительности же реальные
экономические рычаги оставались в руках министерств, и госприемка лишь
усложнила бюрократическо-управленческую структуру. Коллективы предприятий
Татарской республики одними из первых обратились с требованием отменить
госприемку. В 1990 г. она и была отменена.
Подключению к экономическим преобразованиям
«человеческого фактора» призван был способствовать Закон о трудовых
коллективах. Он наделял эти коллективы правом выбора руководящих работников,
регулирования заработной платы и определения цены выпускаемой продукции.
Реформы первого этапа не прошли бесследно.
Так, в 1986 году объем промышленного производства в целом по республике
увеличился на 4,3 процента, производительность труда возросла на 4,1 процента,
превысив в 1,4 раза плановые наметки. В машиностроении темп роста составил 8,3
процента.
Но главные экономические проблемы не находили
разрешения. Были сорваны планы 1986 года по автоматизации производственных
процессов, внедрению прогрессивной технологии. Практически никаких изменений в
использовании оборудования, повышении его сменности не произошло на многих
предприятиях машиностроения. Каждое четвертое предприятие не выполнило планов
реализации с учетом договорных обязательств, каждое девятое – по росту
производительности труда, каждое десятое – по снижению себестоимости продукции.
Из-за несоответствия требованиям ГОСТов были лишены Знака качества 46 изделий.
Со второй половины 1987 года начался переход к
введению нового хозяйственного механизма. С 1 января 1988 года вступил в силу
Закон СССР о государственном предприятии. Предприятия переводились на
самоокупаемость и самофинансирование. Одним из устоев их деятельности
становилось самоуправление с использованием таких форм производственной
демократии, как советы трудовых коллективов, выборные начала в управлении и т.
д.
В республике во второй половине 1987 года 35
предприятий, на которые приходилось 40% объемов промышленного производства,
работали на условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Каждое третье из
них не выполняло план. Не произошло коренных изменений в деле ускорения
научно-технического прогресса. Срывалась республиканская программа модернизации
машиностроительных предприятий.
Значительно снизились темпы роста объемов
промышленного производства, его технического обновления, производительности
труда, качество продукции в 1989 году. Потери от брака в республике составили
30 миллионов рублей. По причине ослабления трудовой дисциплины, роста прогулов,
простоев было недодано промышленной продукции на 218 миллионов рублей. С 43 до
57 увеличилось за год число предприятий, не выполнивших договоры.
Демократизация экономики и тем самым ускорению
ее роста должно было способствовать создание на предприятиях советов трудовых
коллективов, использование выборных начал. В середине 80-х около 7,5 тыс.
руководителей были избраны на конкурсной основе. Но часто к руководству
приходили, не способные осуществить реальные преобразования на производстве,
склонные к демократическому стилю управления.
Не получил широкого распространения в
промышленности арендный подряд, призванный ослабить командно-административные
методы управления. В основном он обрел прописку на небольших предприятиях
республики. К концу 1990 года на аренде работало 67 предприятий, производивших
лишь 6% от общего объема промышленной продукции.
Демократизация экономики неразрывно
связывалась с использованием кооперативных форм деятельности. Ко второй
половине 1987 года в республике было создано 132 кооператива, в которых
трудилось всего 1500 человек. Быстро развивалось кооперативное производство на
КамАЗе, где к концу 1988 года существовало около 200 кооперативов. Не случайно
в 1989 году именно здесь журналом «Коммунист» был организован «круглый стол» по
проблемам кооперации, куда съехались кооператоры со всех концов страны. Большой
авторитет снискала организация кооператоров Набережных Челнов – Межрегиональная
кооперативная федерация. При ней работал кооперативный банк, был организован
фонд им. Н.И.Бухарина.
Ход экономических реформ сопровождался
усугублением положения на товарном и продовольственном рынке. И хотя в
республике с 1985 по 1988 год объем производства ходовых товаров возрос,
ощущалось их острая нехватка. Финансовое состояние предприятий, находившихся в
системе административно-распределительной экономике, почти не определялось
спросом. Производство товаров народного потребления для них являлось
просто-напросто дополнительной обузой. Вот почему предприятия становились на
путь выпуска простейших изделий, не требовавших высокой технологии. Так, КамАЗ
изготавливал тиски-струбцины, адресные папки, вертолетчики предлагали подставку
для обуви.
Некоторые наиболее крупные предприятия,
воспользовавшись возможностью установления прямых экономических контактов с
зарубежными фирмами, пытались решить проблему дефицита весьма своеобразным
путем. Так, в вертолетном, авиационном объединениях, на КамАЗе валютный фонд
тратился на приобретение импортного ширпотреба. Различные формы его
распределения в трудовых коллективах служили и целям стимулирования труда.
Вместе с тем руководители предприятий нередко использовали валютную выручку за
экспортную продукцию для приобретения дорогостоящих престижных автомобилей,
роскошной мебели.
Республика, в ведении которой находилось лишь
2% расположенных на ее территории предприятий, не имела возможности для
проведения самостоятельной социально-экономической политики. Структура ее
народного хозяйства была больше сориентирована на общесоюзный рынок, что не
позволяло эффективно воздействовать на сбалансированность внутреннего
потребительского рынка и денежного обращения. Вместе с тем среди 70 областей и
автономных республик РФ ТАССР по объему промышленной продукции занимала второе
место, сельского хозяйства – восьмое.
Однако реальный уровень ее социального
развития был совершенно иным. Из основных продуктов питания только
хлебопродуктов и картофеля население республики потребляло больше, чем в
среднем по стране, но гораздо меньше – мяса, молока, овощей.
Руководители республики, депутаты,
представители общественности на различных уровнях, в средствах массовой
информации в самом конце 80-х начали ставить вопрос о необходимости ее
экономической самостоятельности. В декабре 1989 года Верховный Совет ТАССР
одобрил Основные положения о переходе республики на само финансирование и
самоуправление.
Республика одной и первых в РФ перешла на эти
принципы, приступила к разработке регионального хозрасчета.
Б.Ф.Султанбеков, Л.А.Харисова, А.Г.Галямова,
«История Татарстана ХХ век» IV часть.
|