бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора по истории политических и правовых учений бесплатно рефераты

p> 40. ППУ европейского Просвещения
В XVIII веке Франция - круп. центр промыш-сти и торговли. Полит причины и предпосылки просвещения: усиливающееся п/востояние буржуазии и абсол-зма.
Идеологич. причины – религиоз. войны, в ходе кот. победил католицизм. Идеи просветителей носили более радик. хар-р, чем идеи англ. и голланд. мыс-й. В просветит-ве выдел-ся правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло
(интересы горожан и крестьян). Правое крыло - Вольтер. Критик-л католич. церковь и религ. фанатизм. Прав. взгляды размытые. Работа: "Философские письма". Сторон-к деизма; т.е. бог сущ-т как первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и общ-ва. Христ. вера отриц-ся; ей п/вопост-ся
"естес. религия", основ-я на законах природы и естес. разума. Признавал идеолог. f церкви в гос-ве, в т.ч. карающую. На смену феод. общ-ву должно прийти цар-во разума и свободы. Оно базир-ся на праве част. собс-сти и личной неприкос-сти. Неотъемлемая часть нового общества – накоп-е богат-в и повыш-е уровня жизни. В ? отмены крепост. права высказывал умеренные взгляды: на освоб-е частновладельч. крестьян должен дать согласие помещик.
Власть в новом общ-ве должна принадлежать собс-кам. Отвергал соц. и полит. рав-во: свободы предназн-ны для имущих людей. Форма правления – парлам. учр- ния при просвещенном монархе.
ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-нии и причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс- сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во гос- тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-р(созд-е гос-ва ради мира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти в деспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю к деспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-го дог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших все свои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-ки общ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверен не связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-е(власть над всеми его членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергал раздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес. свободу.

16. ППУ Платона
Идеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощение мира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитное и деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы) господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т над вожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместное поселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда.
Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро); производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами.
Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва – аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих и демократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение, участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы).
Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание.
Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы.

17. ППУ Аристотеля
Гос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно семье и селению. Но гос-во - высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-во полит-кое, и в гос-ве заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако не все люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ва опред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. и неправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития, неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос- ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы
- отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ва олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср. элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-е такого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должны иметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер- рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел- ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр- н.

15. ППУ старших софистов
Период расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор,
Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш. софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления.
Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед- сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти", т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами.
Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т из челов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софисты отвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраивает сильнейшего, облад-щего властью. Агригентский (в отнош-х м/у людьми все равно нет справед-сти(лучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее от др. Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-л демокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон - стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе.

35. Политические идеи тираноборцев
Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит. власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич. слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами, чиновниками.

30. ППУ в период централизации в Р.
Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан- я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц. п/воречия, во 2 Ѕ 11 – нач. 12 вв, необх-сть отраж-я внеш. угрозы со стороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки, питавшие осн. содерж-е полит. идеологии. Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж. власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-я процессов феод. раздроб-сти и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеи единения всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками созд-я единого гос-ва стали опр-ть ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в
15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ния рус. земель отраз-сь в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“, а затем и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх- ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“,
„Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-х государей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш. богат-ва(раскол церков-ков на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников, поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, за упраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV, утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царю
И.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя, ведет к усобицам. Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит. реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти стал
Курбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-ва централ-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь к огранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ- т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали и поддерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты, а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткие формы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-ю самодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод. православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служила укреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс. власть как на незыблемое.

11. ППУ моизма и даосизма
Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идея универс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг друга( должно внедряться гос-вом адм-ными методами(снижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос- ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру : идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ- ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей, естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес. добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность) происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, если все пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж- я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-я народа; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть - отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао.

12. Развитие ППУ легизма
Основателем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением; гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов:
1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3).
Появление ритуалов, чиновников(первоначальное гос-во 4). Период упадка
(народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть все нелегальные пути обогащения.
Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован. администрации б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи в) необходим жесткий единый закон.
Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов, увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрение доносов
Основная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория Шан
Яна была использована на практике. Но после крушения легизма(увел-сь значение конфуцианства.
Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическое учение)

13. Адм-ная и экон. школы в легизме
Легистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай – трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель.
Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль:
1)выдержка, проницаемость, скрытность 2)принцип недеяния – пассив-сть скрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение f чинов-ков с точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация.
Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования):
1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции и разорения крестьян
2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайные годы и продажа в голодные годы
3. обуздание любой предпринимательской деятельности
4. регулирование ?? внешней торговли
5. регулирование уровня ростовщического %.

5. Развитие ППУ в Др. Иране
Гл. истор. Источник – Авеста - собрание священных книг. Автор – Спитак. Он стал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем в период распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам).
Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн. идеи зароостризма: 1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная их война, в кот. участвуют все(принципиальный раскол. Добро – «акурамазда», зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог 2) Забота о трудящихся
– гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв- вии с законами. Они враги. Борьба имела разл. формы: а) слово б) доброе дело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел- к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас- сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даны богом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамазда дает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ. обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я
5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки)

25. ППУ Ф. Аквинского
Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии".
Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви и(укрепить ее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. и полит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по- одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общее благо", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл- ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш. сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. власти над светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму и использ-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть
- установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными и несправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей- ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди на сопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я.
Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские и дух. феодалы; власть государя огран-на законами).

Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я.
Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест. закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться к самосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. закона служит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей к достиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии и необходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде.

24. Истор. усл-я развития ППУ в Ср. века
Ср. века – 5-16 вв..ППУ в Зап. Европе постоянно видоизмен-сь. Три круп. истор. этапа вкл-т в себя эволюция соц-экон. и полит. систем: (1) раннефеодальный (5-11 в) – государств-сть сначала организ-ся в большие но слабые монархии а потом распад-ся на отд. полит. образ-ния (2) расцвет феод. строя (11-15в.) – централизованные сословно-представит. монархии (3) позд. средневековье (15-17 в. ) – упадок феод-зма, зарождение капит. отнош- й. Поэтапный хар-р предопределял особ-сти политико-юр. мысли. Своеобразие ей придавал также факт искл-ного влияния на нее христиан. религии и римско- католич. церкви, кот. господ-вала в сфере дух. жизни все Ср.века. Христ. религия Ср. века - ядро мировоз-ния феод. общ-ва. Одна из центр. проблем -
? о том какая власть должна иметь приоритет: дух. или светс. По богословам, государь – слуга церкви, служащий ей в таких делах, кот. недостойны дух. лица. Но в то же время политико-юр. знание средневек. Зап. Европы восприняло и ряд идей антич. полит. и прав. мысли: представ-ние о гос-ве как о некоем орг-зме, положение о правильн. и неправил. гос. формах, идею естес. права как нормы, вытекающей из природы вещей.

36. Соц-полит. учение Т.Кампанеллы
В "Городе солнца" Т. Кампанелла не занимается критикой сущ-щих порядков
(она дается в подтексте). Осн. место занимает описание жизни соляриев. Во главе государства стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь
(силовик), мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения). Каждому из трех правителей подчиняются еще 3 должностных лица, и т.д. Полномочия метафизика не пожизненные - он обязан отказаться от власти, если появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах и способностях управлять государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены по воле народа. В гос-ве нет частной собс-сти. Земледелие и ремесла являются совмест. делом соляриев, произвед-ное распред-ся справедливо (по меркам необходимости). Никто не должен получать больше, чем ему следует. Правители заботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют культуру, искусство, брачно-семейные отношения. Отсутствие личности, отсутствие гарантий прав человека. Предполагается высокая сознательность людей, конформизм, аскетизм. Существует тотальная регламентация всей жизни людей.

26. ППУ ересей
Эксплуатация и насилие, произво, нерав-во (протест угнетенных. При доминирующем полож-и религии протест не мог не облечься в религиоз. оболочку(разл. отклон-ния от практики рим-католич. церкви – оппозиц-ные вероучения – ереси. 11-12 вв. – подъем еретических движ-й. Богомильство
(Болгария) – отражало настроение закрепощаемых болгар. крестьян, кот. выступ-ли п/в феод-церк. эксплуатации (сторонники – катары, патарены..).
Резко осужд-сь иерархич. стр-ра католич. церкви, погрязшие в грехах священослужители, неправедно нажитое богат-во. Их программы призывали вернуться к раннехрист. орг-ции церкви. Библия – гл. оружие. Идеи манихейства( весь телес. мир – порождение дьявола. В 14-15 вв. 2 теч-я: бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская (Д.Уиклиф): интересы зажиточ. слоев горожан – треб-ние упразднения сословия священников, ликв- цию богат-в, привилегий. Крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты): интересы крест-ва, обедневш. рыцар-ва – передача земли крест. общинам, освоб-ние от крепостнич-ва, добивались отмены искл-ных прав двор-ва, феод. повинностей, надеялись на наступ-ние «тысячелетнего цар-ва». Были разгром- ны.

22. Полит. учения раннего христ-ва в Риме
В 1 в. н.э. распр-ся христ-во. В развитии организации христиан различ-ся 2 этапа: «апостольская церковь» и пришедшая на смену «епископальная церковь».
Лит-ра раннехрист ( Откровение Иоанна «Апокалипсис»(осуждались рабовладельч. Рим, богаты купцы. Христиане ждали пришествия миссии –
Христа, стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христ-во провозг-ло рав-во приверженцев новой религии. Общины были организованы на демокр. началах. Не было духов-ва, предметов культа, обрядов. Имущ-во отдав- сь в общину. Связь м/у общинами благодаря странст-щим проповедникам.
Заповеди – не укради, не убий, общечелов. ценности, осуждение богатых. В 1-
2 вв. ряды преверженцев (, примык-т состоятельн. образов. слои общ-ва. К сер. 2 в. складыв-ся церков. ап-т, руков-во общинами переходит к епископам, кот. м/у собой устан-ли прочн. связи(вселенская церковь. Во 2-3 вв. христ. авторы пытаются убедить имп-ров, что новая религия явл. надежн. союз-ком рабовл. гос-ва. Первонач. осужд-е императ. власти свелось к религ. оппозиции ( возник культ имп-ра. С 4 в. имп-р вынуж-н счит-ся с церк-ью.В
324г. христ-во – господ-щая религия.

20. Полит. учения Цицерона
Применительно к своему гос-ву считал, что смешанная форма правления достигается благодаря единству 3-х гос. институтов: 1)власть 2)Сената
3)нар. Собрания
Гос-во – общее дело, достояние, народ, кот. не просто сов-сть людей, а их соед-ние основанное на общих интересах(гос-во именуют респ-кой. Респ-ка – это общий правопорядок

38. ППУ в Голландии 17 в.
Г.Гроций –осн-ль рацион. доктрины естес. и м/унар. права. Последоват-ная критика схоластич. взглядов. У Арис-ля он берет дел-е права на естес. и волей устан-ное. Источник естес. права – разум. природа чел-ка как соц. сущ- ва. К естес. относ-ся общение, стремл-е не красть, стремл-е труд-ся и т.п.
Волей устан-ное право явл. правом лишь когда оно не п/воречит естес-му.
Являлся стор-ком дог-рной теории. Гос-во - это совершен. союз своб. людей, закл-мый ради общей пользы и реал-ции права. До Гроция право либо проявл-е божьего суда, либо рез-т дог-ра людей; считал, что право – рез-т природы чел-ка. Филос. осн-ем естес-прав. теории явл. рацион. мировоз-е. Разум явл. верх. судьей. Но есть и элем-ты схоластич. мировоз-я: двойственная истина
(сущ-т и божеств., и естес. право). Догос. жизнь людей – естес. сост-е, при кот. нет част. собс-сти. В ходе разв-я ремесел и иск-в имущ. рав-во исчезает. Гос-во - это союз слабых и угнет-х (больш-ва) п/в сильных и могущ- х (меньш-ва). Подданные имеют право сопрот-ся верх. власти, но гос-во может наложить запрет. Б.Спиноза: "Богословско-полит. трактат" и "Полит. трактат", в кот. разраб-л теорию естес. права.


Он делит разв-е общ-ва на естес. и гос. состояние. Разум толкает чел-ка на созд-е гос-ва. В естес. сост-и доминир-т вражда, войны. Чтобы сочетать интересы разн. людей, сост-ся дог-р. Ради самосохр-я чел-к вынужден подчин- ся дог-ру. Власть облад-т высш. естес. правом, и кажд. должен подчин-ся власти добров-но или под страхом наказ-я. В гражд. сост-и естес. право кажд. не прекращ-ся, т.к. и в этом сост-и чел-к дей-ет по законам своей природы. Различие м/у естес. и гражд. сост-ем: наличие высш. естес. права гос-ва. Ф-ции гос-ва очень широкие: суд и толк-ние законов, война и мир, регул-ние общ. отношй. Част. гражд. право - свобода кажд. сохр-ть себя в своем сост-и при собл-ии указов верх. власти, и при усл-и, что верх. власть охран-т права кажд. Част. гражд. право - это разрешенные в усл-х гражд. сост-я естес. права инд-да. Выст-т за формир-ние представит. инст-тов во власти. В ? о сопр-нии власти он гов-т, что народ может изм-ть форму гос- ва, если наруш-ся общ. дог-р.

34. ППУ европейской реформации
В 1 Ѕ XVI в. в Зап. и Центр. Европе развер-сь шир. общ. движ-е, антифеод. по своей соц-экон. и полит. сути, религ. по своей идеологич. форме. Т.к. целями этого движ-я явл. “исправ-е” офиц. доктрины римско-католич. церкви, преобр-ние церков. орг-ции, перестройка взаимоотн-й церкви и гос-ва, (оно стало назыв-ся Реформацией. Стор-ки Рефор-ции раздел-сь на 2 лагеря. (1) имущие элементы оппозиции - низшее дворянства, часть светских князей.
Хотели осущ-ния достат-но скром., умеренных реформ. (2) объед-сь нар. массы: крест-не и плебеи. Все они желали радик. упрощ-я и демокр-ции церк. устр-ва, осуждали погоню церкви за зем. богат-вами, были п/в её зависимости от рим. курии и т. д. У истоков Рефор-ции стоял М.Лютер =>Спас-е достиг-ся искл-но верой. Кажд. верующий оправд-ся ею лично перед богом( как бы свящ-к самому себе и не нужд-ся более в услугах католич. церкви.. В своей конц-ции гос-ва: в сфере естес. права, в границах мирских отн-й светс. власти следует руков-ся практич. целесооб-стью, реальн. интересами, опред-мыми человеч. разумом. Влас-ет же, упр-ет разумно тот монарх, кот. упот-ет власть не как привилегию.


Страницы: 1, 2