Шпора по истории политических и правовых учений
p> 40. ППУ европейского Просвещения
В XVIII веке Франция - круп. центр промыш-сти и торговли. Полит причины и
предпосылки просвещения: усиливающееся п/востояние буржуазии и абсол-зма.
Идеологич. причины – религиоз. войны, в ходе кот. победил католицизм. Идеи
просветителей носили более радик. хар-р, чем идеи англ. и голланд. мыс-й. В
просветит-ве выдел-ся правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло
(интересы горожан и крестьян). Правое крыло - Вольтер. Критик-л католич.
церковь и религ. фанатизм. Прав. взгляды размытые. Работа: "Философские
письма". Сторон-к деизма; т.е. бог сущ-т как первопричина мира, но не
вмешивается в жизнь природы и общ-ва. Христ. вера отриц-ся; ей п/вопост-ся
"естес. религия", основ-я на законах природы и естес. разума. Признавал
идеолог. f церкви в гос-ве, в т.ч. карающую. На смену феод. общ-ву должно
прийти цар-во разума и свободы. Оно базир-ся на праве част. собс-сти и
личной неприкос-сти. Неотъемлемая часть нового общества – накоп-е богат-в и
повыш-е уровня жизни. В ? отмены крепост. права высказывал умеренные
взгляды: на освоб-е частновладельч. крестьян должен дать согласие помещик.
Власть в новом общ-ве должна принадлежать собс-кам. Отвергал соц. и полит.
рав-во: свободы предназн-ны для имущих людей. Форма правления – парлам. учр-
ния при просвещенном монархе.
ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-нии
и причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс-
сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во гос-
тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-р(созд-е гос-ва ради
мира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти в
деспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю к
деспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-го
дог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших все
свои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-ки
общ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверен
не связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-е(власть над всеми
его членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никаких
гарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергал
раздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменить
форму правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес.
свободу. 16. ППУ Платона
Идеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощение
мира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному,
яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитное
и деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы)
господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т над
вожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместное
поселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда.
Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные
металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро);
производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами.
Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва –
аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия,
тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они
соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за
внутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знания
и умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, должен
главенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих и
демократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после
идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию
получают земельные участки во владение, участок переходит по наследству
лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане
делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом,
ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются
неграждане (иностранцы и рабы).
Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают только
граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70
лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание.
Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и
престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а
на детальные и суровые законы. 17. ППУ Аристотеля
Гос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно семье и
селению. Но гос-во - высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-во
полит-кое, и в гос-ве заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако не
все люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ва
опред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. и
неправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе,
а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития, неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос-
ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы
- отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ва
олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср.
элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-е
такого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должны
иметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер-
рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел-
ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр-
н. 15. ППУ старших софистов
Период расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор,
Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш.
софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления.
Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед-
сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти",
т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами.
Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт
считал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т из
челов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софисты
отвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраивает
сильнейшего, облад-щего властью. Агригентский (в отнош-х м/у людьми все
равно нет справед-сти(лучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее от
др. Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-л
демокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон -
стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе. 35. Политические идеи тираноборцев
Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты
старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже
пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит.
власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в
принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы
вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда
появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич.
слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была
предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами
отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему
государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси
полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей
естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно
укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в
добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами,
чиновниками. 30. ППУ в период централизации в Р.
Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан-
я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц.
п/воречия, во 2 Ѕ 11 – нач. 12 вв, необх-сть отраж-я внеш. угрозы со
стороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки, питавшие осн.
содерж-е полит. идеологии. Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж.
власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-я
процессов феод. раздроб-сти и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеи
единения всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками созд-я
единого гос-ва стали опр-ть ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в
15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ния
рус. земель отраз-сь в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“,
а затем и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх-
ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“,
„Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-х
государей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш.
богат-ва(раскол церков-ков на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников,
поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, за
упраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV,
утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царю
И.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя,
ведет к усобицам. Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит.
реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти стал
Курбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-ва
централ-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь к
огранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ-
т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали и
поддерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты,
а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткие
формы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-ю
самодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод.
православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служила
укреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс.
власть как на незыблемое. 11. ППУ моизма и даосизма
Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2.
умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идея
универс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг друга( должно
внедряться гос-вом адм-ными методами(снижение челов. чувств б) о проявлении
красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос-
ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практике
концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру : идея рав-ва
в учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ-
ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга о
дао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей,
естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес.
добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность)
происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, если
все пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж-
я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-я
народа; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть -
отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао. 12. Развитие ППУ легизма
Основателем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением;
гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов:
1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3).
Появление ритуалов, чиновников(первоначальное гос-во 4). Период упадка
(народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть все
нелегальные пути обогащения.
Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован.
администрации б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи в)
необходим жесткий единый закон.
Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов,
увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрение
доносов
Основная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория Шан
Яна была использована на практике. Но после крушения легизма(увел-сь
значение конфуцианства.
Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическое
учение) 13. Адм-ная и экон. школы в легизме
Легистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай –
трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель.
Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль:
1)выдержка, проницаемость, скрытность 2)принцип недеяния – пассив-сть
скрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение f чинов-ков
с точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация.
Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования):
1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции и
разорения крестьян
2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайные
годы и продажа в голодные годы
3. обуздание любой предпринимательской деятельности
4. регулирование ?? внешней торговли
5. регулирование уровня ростовщического %. 5. Развитие ППУ в Др. Иране
Гл. истор. Источник – Авеста - собрание священных книг. Автор – Спитак. Он
стал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем в
период распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам).
Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн.
идеи зароостризма: 1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная их
война, в кот. участвуют все(принципиальный раскол. Добро – «акурамазда»,
зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог 2) Забота о трудящихся
– гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв-
вии с законами. Они враги. Борьба имела разл. формы: а) слово б) доброе
дело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел-
к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас-
сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даны
богом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамазда
дает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ.
обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я
5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки) 25. ППУ Ф. Аквинского
Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии".
Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви и(укрепить
ее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. и
полит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по-
одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общее
благо", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл-
ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш.
сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. власти
над светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму и
использ-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть
- установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными и
несправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей-
ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди на
сопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я.
Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские и
дух. феодалы; власть государя огран-на законами). Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я.
Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест.
закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться к
самосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. закона
служит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей к
достиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии и
необходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребить
зло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде. 24. Истор. усл-я развития ППУ в Ср. века
Ср. века – 5-16 вв..ППУ в Зап. Европе постоянно видоизмен-сь. Три круп.
истор. этапа вкл-т в себя эволюция соц-экон. и полит. систем: (1)
раннефеодальный (5-11 в) – государств-сть сначала организ-ся в большие но
слабые монархии а потом распад-ся на отд. полит. образ-ния (2) расцвет
феод. строя (11-15в.) – централизованные сословно-представит. монархии (3)
позд. средневековье (15-17 в. ) – упадок феод-зма, зарождение капит. отнош-
й. Поэтапный хар-р предопределял особ-сти политико-юр. мысли. Своеобразие
ей придавал также факт искл-ного влияния на нее христиан. религии и римско-
католич. церкви, кот. господ-вала в сфере дух. жизни все Ср.века. Христ.
религия Ср. века - ядро мировоз-ния феод. общ-ва. Одна из центр. проблем -
? о том какая власть должна иметь приоритет: дух. или светс. По богословам,
государь – слуга церкви, служащий ей в таких делах, кот. недостойны дух.
лица. Но в то же время политико-юр. знание средневек. Зап. Европы
восприняло и ряд идей антич. полит. и прав. мысли: представ-ние о гос-ве
как о некоем орг-зме, положение о правильн. и неправил. гос. формах, идею
естес. права как нормы, вытекающей из природы вещей. 36. Соц-полит. учение Т.Кампанеллы
В "Городе солнца" Т. Кампанелла не занимается критикой сущ-щих порядков
(она дается в подтексте). Осн. место занимает описание жизни соляриев. Во
главе государства стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь
(силовик), мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения). Каждому
из трех правителей подчиняются еще 3 должностных лица, и т.д. Полномочия
метафизика не пожизненные - он обязан отказаться от власти, если появится
человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах и способностях
управлять государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены по
воле народа. В гос-ве нет частной собс-сти. Земледелие и ремесла являются
совмест. делом соляриев, произвед-ное распред-ся справедливо (по меркам
необходимости). Никто не должен получать больше, чем ему следует. Правители
заботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют культуру, искусство,
брачно-семейные отношения. Отсутствие личности, отсутствие гарантий прав
человека. Предполагается высокая сознательность людей, конформизм,
аскетизм. Существует тотальная регламентация всей жизни людей. 26. ППУ ересей
Эксплуатация и насилие, произво, нерав-во (протест угнетенных. При
доминирующем полож-и религии протест не мог не облечься в религиоз.
оболочку(разл. отклон-ния от практики рим-католич. церкви – оппозиц-ные
вероучения – ереси. 11-12 вв. – подъем еретических движ-й. Богомильство
(Болгария) – отражало настроение закрепощаемых болгар. крестьян, кот.
выступ-ли п/в феод-церк. эксплуатации (сторонники – катары, патарены..).
Резко осужд-сь иерархич. стр-ра католич. церкви, погрязшие в грехах
священослужители, неправедно нажитое богат-во. Их программы призывали
вернуться к раннехрист. орг-ции церкви. Библия – гл. оружие. Идеи
манихейства( весь телес. мир – порождение дьявола. В 14-15 вв. 2 теч-я:
бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская (Д.Уиклиф): интересы
зажиточ. слоев горожан – треб-ние упразднения сословия священников, ликв-
цию богат-в, привилегий. Крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты):
интересы крест-ва, обедневш. рыцар-ва – передача земли крест. общинам,
освоб-ние от крепостнич-ва, добивались отмены искл-ных прав двор-ва, феод.
повинностей, надеялись на наступ-ние «тысячелетнего цар-ва». Были разгром-
ны. 22. Полит. учения раннего христ-ва в Риме
В 1 в. н.э. распр-ся христ-во. В развитии организации христиан различ-ся 2
этапа: «апостольская церковь» и пришедшая на смену «епископальная церковь».
Лит-ра раннехрист ( Откровение Иоанна «Апокалипсис»(осуждались
рабовладельч. Рим, богаты купцы. Христиане ждали пришествия миссии –
Христа, стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христ-во
провозг-ло рав-во приверженцев новой религии. Общины были организованы на
демокр. началах. Не было духов-ва, предметов культа, обрядов. Имущ-во отдав-
сь в общину. Связь м/у общинами благодаря странст-щим проповедникам.
Заповеди – не укради, не убий, общечелов. ценности, осуждение богатых. В 1-
2 вв. ряды преверженцев (, примык-т состоятельн. образов. слои общ-ва. К
сер. 2 в. складыв-ся церков. ап-т, руков-во общинами переходит к епископам,
кот. м/у собой устан-ли прочн. связи(вселенская церковь. Во 2-3 вв. христ.
авторы пытаются убедить имп-ров, что новая религия явл. надежн. союз-ком
рабовл. гос-ва. Первонач. осужд-е императ. власти свелось к религ.
оппозиции ( возник культ имп-ра. С 4 в. имп-р вынуж-н счит-ся с церк-ью.В
324г. христ-во – господ-щая религия. 20. Полит. учения Цицерона
Применительно к своему гос-ву считал, что смешанная форма правления
достигается благодаря единству 3-х гос. институтов: 1)власть 2)Сената
3)нар. Собрания
Гос-во – общее дело, достояние, народ, кот. не просто сов-сть людей, а их
соед-ние основанное на общих интересах(гос-во именуют респ-кой. Респ-ка –
это общий правопорядок 38. ППУ в Голландии 17 в.
Г.Гроций –осн-ль рацион. доктрины естес. и м/унар. права. Последоват-ная
критика схоластич. взглядов. У Арис-ля он берет дел-е права на естес. и
волей устан-ное. Источник естес. права – разум. природа чел-ка как соц. сущ-
ва. К естес. относ-ся общение, стремл-е не красть, стремл-е труд-ся и т.п.
Волей устан-ное право явл. правом лишь когда оно не п/воречит естес-му.
Являлся стор-ком дог-рной теории. Гос-во - это совершен. союз своб. людей,
закл-мый ради общей пользы и реал-ции права. До Гроция право либо проявл-е
божьего суда, либо рез-т дог-ра людей; считал, что право – рез-т природы
чел-ка. Филос. осн-ем естес-прав. теории явл. рацион. мировоз-е. Разум явл.
верх. судьей. Но есть и элем-ты схоластич. мировоз-я: двойственная истина
(сущ-т и божеств., и естес. право). Догос. жизнь людей – естес. сост-е, при
кот. нет част. собс-сти. В ходе разв-я ремесел и иск-в имущ. рав-во
исчезает. Гос-во - это союз слабых и угнет-х (больш-ва) п/в сильных и могущ-
х (меньш-ва). Подданные имеют право сопрот-ся верх. власти, но гос-во может
наложить запрет. Б.Спиноза: "Богословско-полит. трактат" и "Полит.
трактат", в кот. разраб-л теорию естес. права.
Он делит разв-е общ-ва на естес. и гос. состояние. Разум толкает чел-ка на
созд-е гос-ва. В естес. сост-и доминир-т вражда, войны. Чтобы сочетать
интересы разн. людей, сост-ся дог-р. Ради самосохр-я чел-к вынужден подчин-
ся дог-ру. Власть облад-т высш. естес. правом, и кажд. должен подчин-ся
власти добров-но или под страхом наказ-я. В гражд. сост-и естес. право
кажд. не прекращ-ся, т.к. и в этом сост-и чел-к дей-ет по законам своей
природы. Различие м/у естес. и гражд. сост-ем: наличие высш. естес. права
гос-ва. Ф-ции гос-ва очень широкие: суд и толк-ние законов, война и мир,
регул-ние общ. отношй. Част. гражд. право - свобода кажд. сохр-ть себя в
своем сост-и при собл-ии указов верх. власти, и при усл-и, что верх. власть
охран-т права кажд. Част. гражд. право - это разрешенные в усл-х гражд.
сост-я естес. права инд-да. Выст-т за формир-ние представит. инст-тов во
власти. В ? о сопр-нии власти он гов-т, что народ может изм-ть форму гос-
ва, если наруш-ся общ. дог-р.
34. ППУ европейской реформации
В 1 Ѕ XVI в. в Зап. и Центр. Европе развер-сь шир. общ. движ-е, антифеод.
по своей соц-экон. и полит. сути, религ. по своей идеологич. форме. Т.к.
целями этого движ-я явл. “исправ-е” офиц. доктрины римско-католич. церкви,
преобр-ние церков. орг-ции, перестройка взаимоотн-й церкви и гос-ва, (оно
стало назыв-ся Реформацией. Стор-ки Рефор-ции раздел-сь на 2 лагеря. (1)
имущие элементы оппозиции - низшее дворянства, часть светских князей.
Хотели осущ-ния достат-но скром., умеренных реформ. (2) объед-сь нар.
массы: крест-не и плебеи. Все они желали радик. упрощ-я и демокр-ции церк.
устр-ва, осуждали погоню церкви за зем. богат-вами, были п/в её зависимости
от рим. курии и т. д. У истоков Рефор-ции стоял М.Лютер =>Спас-е достиг-ся
искл-но верой. Кажд. верующий оправд-ся ею лично перед богом( как бы свящ-к
самому себе и не нужд-ся более в услугах католич. церкви.. В своей конц-ции
гос-ва: в сфере естес. права, в границах мирских отн-й светс. власти
следует руков-ся практич. целесооб-стью, реальн. интересами, опред-мыми
человеч. разумом. Влас-ет же, упр-ет разумно тот монарх, кот. упот-ет
власть не как привилегию.
Страницы: 1, 2
|
|