бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Судебная власть в Российской Федерации бесплатно рефераты

5)                избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. (К примеру, буть незаконным и необоснованным требование должностного лица какого – либо органа государственной власти о предоставлении какой – либо информации по рассматриваемому судьей делу). Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. Организационную деятельность органов судейского сообщества в соответствии со ст.31 Закона о судебной системе обеспечивает Судебный департамент Российской Федерации и входящие в его систему органы. Руководитель Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чипы и специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Отдельного рассмотрения требует  статус судьи Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается. В ст. 11 Закона дан перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Так, судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации приведены в ст. 13 Закона.

Независимость судей Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязанностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

 Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда Российской Федерации на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд Российской Федерации, который в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в таковом.







Заключение


Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установ­лении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судеб­ной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводст­ва, а также рамок судебной системы Российской Федерации, кото­рая определяется Конституцией Российской Федерации и Феде­ральным конституционным законом «О судебной системе Россий­ской Федерации».

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учрежде­нию, государственному органу (нередко говорят: "Судебная власть — это суд"). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уров­ня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судеб­ных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся рассуждения об "организации судебной власти", "об усовершенствовании структуры и организации такой власти" и т.п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, пред­приятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они мо­гут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие., функция, но не ее исполнитель. Пользуясь театральной терминологией, впол­не допустимо утверждать, что власть — это роль, но не актер. Довольно распространено также неоправданное стремление сво­дить судебную власть к какому-то одному из видов судебной дея­тельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о сино­ниме правосудия, и наоборот. А кое-кто норовит поставить знак ра­венства между понятиями, с одной стороны, судебной власти, а с дру­гой — судопроизводства. Такого рода заблуждения встречаются, по­жалуй, чаще, чем отмеченное выше. С ними можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно решений высших судебных инстан­ций, считающихся архиавторитетными.

Судебная система Российской Федерации включает федераль­ные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Рос­сийской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, вер­ховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, со­ставляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Выс­ший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные ар­битражные суды округов, арбитражные суды субъектов Россий­ской Федерации, составляющие систему федеральных арбитраж­ных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти­туционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конститу­цией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недо­пустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.


Список используемой литературы


1.      Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.      Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1274.

3.      Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.

4.      Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.

5.      Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст. 1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111.

6.      Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

7.      Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20.

8.      Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1210.

9.      Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 24.04.1995, № 17, ст. 1455, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

10.  Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

11.  Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1278.

12.  Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 30.11.2004) // СЗ РФ от 12.01.1998, № 2, ст. 223, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4842.

13.  Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528.

14.  Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

15.  Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998.



Приложение 1. Схема: судебная власть



                            

┌──────────────────────────┐

│Судебная   власть   в   РФ│

│осуществляется      только│

│судами   (никакие   другие│

│органы и  лица  не  вправе│

│принимать     на      себя│

│осуществление  правосудия)│              ┌──────────────────┐

│в лице:                   │              │Способы реализации│

│* судей                   │              │ судебной власти  │

│* присяжных,  народных   и│              └────────┬─────────┘

│  арбитражных заседателей,│ ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

│  привлекаемых           в│ │Конституционного │   │   │Гражданского    │

│  установленном    законом│ │судопроизводства │_──┼──_│судопроизводства│

│  порядке к  осуществлению│ └─────────────────┘   │   └────────────────┘

│  правосудия              │ ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

└──────────────────────────┘ │Административного│   │   │Уголовного      │

┌──────────────────────────┐ │судопроизводства │_──┴──_│судопроизводства│

│Судебная            власть│ └─────────────────┘       └────────────────┘

│самостоятельна и действует│

│независимо              от│

│законодательной          и│

│исполнительной властей    │

└──────────────────────────┘




Приложение 2. Схема: судебная система РФ



┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│* Судебная система устанавливается Конституцией РФ и  ФКЗ  "О  судебной│

│  системе РФ"                                                          │

│* Единство судебной системы обеспечивается путем:                      │

│  - установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ "О  судебной│

│    системе РФ"                                                        │

│  - соблюдения  всеми   федеральными   судами   и   мировыми   судьями │

│    установленных федеральными законами правил судопроизводства        │

│  - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных│

│    законов,  федеральных  законов,  общепризнанных  принципов  и  норм│

│    международного  права  и  международных  договоров  РФ,   а   также│

│    конституций (уставов) и других законов субъектов РФ                │

│  - признания обязательности исполнения на всей территории РФ  судебных│

│    постановлений, вступивших в законную силу                          │

│  - законодательного закрепления единства статуса судей                │

│  - финансирования федеральных судов и мировых  судей  из  федерального│

│    бюджета                                                            │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  Порядок создания и управления судов                  │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


                  ┌────────────────────────────────────┐

             ┌────┤Федеральные суды и суды субъектов РФ├─────┐

             │    └────────────────────────────────────┘     │

     ┌───────┴─────────┐                            ┌────────┴────────┐

  ┌──┤Федеральные суды ├────────────────────┐       │Суды субъектов РФ├─┐

  │  │                 ├─────┐              │       │                 │ │

  │  └─────────────────┘     │              │       └─────────────────┘ │

  ­                          ­              ­                              │

┌─────────────────────┐┌───────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐  │

│                     ││   Высший  ││Конституционный││Конституционные│  │

│  Верховный Суд РФ   ││Арбитражный││     суд РФ    ││(уставные) суды│_─┤

│                     ││   Суд РФ  ││               ││               │  │

└──────────┬──────────┘└──────┬────┘└───────────────┘└───────────────┘  │

           │                  │                           ┌──────────┐  │

           ­                   │                           │  Мировые │_─┘

┌──────────────────────────┐  │                           │   судьи  │

│┌────────────┐┌──────────┐│  ­                            └──────────┘

││  Верховные ││Суды      ││┌─────────────────────────┐ ┌───────────────┐

││    суды    ││автономной│││Федеральные   арбитражные│ │* Суды         │

││  республик ││области  и│││суды округов (арбитражные│ │  осуществляют │

││            ││автономных│││кассационные инстанции)  │ │  судебную     │

││            ││округов   ││└─┬───────────────────────┘ │  власть       │

│└────────────┘└──────────┘│  │                         │  самостоя-    │

│┌────────────┐┌──────────┐│  │                         │  тельно,      │

││Суды городов││Краевые  и││  │                         │  независимо от│

││федерального││областные ││  │                         │  чьей бы то ни│

││значения    ││суды      ││  │                         │  было    воли,│

│└────────────┘└──────────┘│  ­                          │  подчиняясь   │

│┌────────────┐ ┌─────────┐│┌─────────────────────────┐ │  только       │

││Специализи- │ │ Военные │││       Арбитражные       │ │  Конституции  │

││рованные    │ │   суды  │││    апелляционные суды   │ │  РФ и закону  │

││суды      (в│ │         ││└─┬───────────────────────┘ └───────────────┘

││настоящее   │ │         ││  │                         ┌───────────────┐

││время     не│ │         ││  │                         │* Создание     │

││созданы)    │ │         ││  │                         │  чрезвычайных │

│└────────────┘ └─────────┘│  │                         │  судов       и│

└──────────┬───────────────┘  │                         │  судов,     не│

           │                  │                         │  предусмотрен-│

           │                  ­                          │  ных  ФКЗ   "О│

           ­                 ┌─────────────────────────┐ │  судебной     │

┌──────────────────────────┐│    Арбитражные суды     │ │  системе  РФ",│

│       Районные суды      ││      субъектов РФ       │ │  не           │

└──────────────────────────┘└─────────────────────────┘ │  допускается  │

                                                        └───────────────┘




[1] Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С. 86.

[2] Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

[3] Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1210.

[4] Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20.

[5] Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

[6] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1274.

[7] Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.

[8] Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

[9] Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528.

[10] Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст. 1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111.

[11] Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.\

[12] Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1278.

[13] Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998. – С. 117.


Страницы: 1, 2, 3, 4