бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Судебная власть в Российской Федерации бесплатно рефераты

2. Суд как орган судебной власти


В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с со­блюдением специально установленной законом процедуры. Ее реа­лизация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматри­вать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Дос­тижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в су­дейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно "очищать" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи. Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — право­судия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего вли­яния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих су­дебных инстанций или "своего" — судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоя­щим, обязательность указаний руководства считаются явлением впол­не нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законода­телей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учи­тывать требования социальных и политических сил (партий, обще­ственных объединений, избирателей и т.д.). Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой — законо­дательной и исполнительной властями, их органами. При всем их раз­личии имеется немало точек соприкосновения между ними, поскольку все они — органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в дос­тижении общих целей. Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обя­зательные. для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, уч­реждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые об­разованы на основании прямых предписаний Конституции РФ), оп­ределяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирова­ние судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномо­чия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного орга­на -— незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незакон­ное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное ре­шение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных ре­шений в наши дни стала практически полностью зависеть от испол­нительных органов. Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотре­нию и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности уча­стия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разби­рательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) поло­жений, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных орга­нов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнитель­ных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тща­тельностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах. К настоящему времени сложилось несколько вариантов проце­дур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК,[8] а также некото­рыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

3. Судебная система


Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

"1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется толь­ко судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституци­онным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной .системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституци­онность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено не­сколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои под­системы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельнос­тью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики. Структура судебной системы в целом определяется предписа­ниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавше­гося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законо­дательных актов: Закона о судоустройстве,[9] Закона об арбитражных судах.[10] Закона о военных судах,[11] Закона о мировых судьях.[12] Из приведенных конституционных положений и положений на­званных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода: во-первых, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными, на это. На них же возлага­ется выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "су­дебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по ин­формационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товари­щеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реали­зующих указанные выше полномочия — правосудие, конституцион­ный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что в ч. 2 ст. 4 Закона о судебной сис­теме совершенно обоснованно и недвусмысленно сказано, что "в Рос­сийской Федерации действуют федеральные суды, конституцион­ные (уставные) суды. и мировые судьи субъектов Российской Феде­рации, составляющие судебную систему Российской Федерации". Предпринимаемые кое-кем в наши дни попыт­ки доказывать, что в судебную систему входят также "учреждения, непосредственно обеспечивающие деятельность судов", не имеют никаких, в том числе юридических, оснований. Навязывание такого подхода может привести в конечном счете к тому, что в состав су­дебном системы начнут включать, скажем, судебных приставов, орга­низации, ремонтирующие помещения судов, снабжающие их канц­товарами, автотранспортом; во-вторых, что суды в Российской Федерации подразделя­ются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российс­кой Федерации; в-третьих, что всю совокупность федеральных судов следо­вало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них вхо­дит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет су­дебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и под­надзорные ему суды. Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они имену­ются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются прежде всего верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В веде­ние этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "общи­ми", "гражданскими", "гражданскими (общими)" или "общими (гражданскими)" судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они "осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды со­стоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии — одного из основных подразделе­ний Верховного Суда РФ. Закон допускает возможность образования в системе судов об­щей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о со­здании конкретных судов такого рода пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий. В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ арбитраж­ные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области и автономных округов) и федеральные арбитражные суды округов. Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда — свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федераль­ными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Законом о судебной системе предусмотрена возможность обра­зования судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Феде­рации и мировые судьи. Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после проведения судебной реформы в 1922—1924 гг., она выг­лядела значительно проще: в нее входили только гражданские (об­щие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Вер­ховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. — арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", на основании которого эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соответственно Военная кол­легия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделе­ний Верховного Суда РФ. Наконец, 31 декабря 1996 г. Законом о су­дебной системе непосредственно санкционировано образование назван­ных выше судов субъектов Российской Федерации. Другими слова­ми, нынешний вид российская судебная система приобрела с 1 янва­ря 1997 г. Сложившуюся к настоящему времени российскую судебную си­стему можно изобразить так, как это сделано ниже (см. Схему 1). При усвоении материала об устройстве судебных систем вооб­ще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся преж­де всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С учетом этого гражданские суды общей юрис­дикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

—              основное звено — районные суды;

—              среднее звено — верховные суды республик, краевые и обла­стные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

—              высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

—              основное звено — гарнизонные военные суды;

—              среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

—              высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ. С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее

—              состав входят:

—              основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

—              апелляционное звено – апелляционные суды округов

—              среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

—              высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (под­систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж­даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза­имоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее: "Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем: установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным консти­туционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, об­щепризнанных принципов и норм международного права и между­народных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в закон­ную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из фе­дерального бюджета".Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государ­ственных органов или должностных лиц, а путем принятия федераль­ных законов или законов субъектов Федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:

—              высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на осно­вании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены толь­ко путем внесения поправок в нее;

—              все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

—              суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюде­нием требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное под­разделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судеб­ную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступле­ния, а в случае признания виновным — и о применении или непри­менении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юри­дических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, кото­рые более или менее четко определены в законе. Исключение состав­ляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции. Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстан­ции устанавливаются действующим. Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в закон­ную силу. В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной инстанции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В арбитражных судах такую функцию после принятия 28 апреля 1995 г. Закона об арбитражных судах осуществляют арбитражные суды субъектов Федерации в отношении решений, вынесенных эти­ми же судами по первой инстанции. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рассмот­рение дела с возможным непосредственным исследованием всех до­казательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу. В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кро­ме районных и гарнизонных военных судов, а точнее — судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ. На эти инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и спра­ведливости не вступивших в законную силу всех приговоров (в том числе апелляционных) и большинства иных судебных решений, включая апелляционные. В отношении приговоров, вынесенных с участи­ем присяжных заседателей, инстанцией такого рода является •кас­сационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уго­ловным делам Верховного Суда РФ. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов. Производство в кассационной инстанции, в отличие от произ­водства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмот­рением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допу­щенную в нем нижестоящим судом ошибку. Широкое признание получил термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а так­же судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитраж­ных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основ­ная задача этих инстанций — проверка законности и обоснованнос­ти всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства — надзорного. Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, "суды, рассматривающие дела в апелляционном или касса­ционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ра­нее решения по делу".Пользуются также весьма созвучным термином "высшая судеб­ная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иног­да — и Конституционного Суда РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4