Субъекты трудового права
Администрация, все ее должностные лица обязаны соблюдать трудовое законодательство, правильно
организовать труд работников, эффективную их работу и обеспечить
безопасное для здоровья каждого работника
рабочее место.
У общественных органов их трудовая
правосубъектность как работодателей возникает с момента утверждения ими штатного расписания
и фонда оплаты труда.
Прием (назначение, избрание)
руководителя организации является правом собственника производства. Руководитель организации имеет свой трудоправовой
статус. Он обладает правом приема, перевода, наложения дисциплинарных взысканий, увольнения.
Основные (статутные) трудовые права и
обязанности работодателя предусмотрены Кодексом.
Работодатель имеет право[6]:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками
в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, иными
федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять
работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу
работодателя и других работников,
соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной
ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными
федеральными законами;
принимать локальные
нормативные акты;
создавать объединения работодателей в
целях представительства и защиты своих
интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного
договора, соглашений и трудовых
договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную
трудовым договором;
обеспечивать безопасность труда и
условия, отвечающие требованиям
охраны и гигиены труда;
обеспечивать работников
оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату
за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым
Кодексом, коллективным договором,
правилами внутреннего трудового распорядка
организации, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный
договор в порядке, установленном трудовым законодательством;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения
коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
своевременно выполнять предписания
государственных надзорных и
контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
рассматривать представления
соответствующих профсоюзных] органов,
иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о
принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие
участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом, иными федеральными
законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное
страхование работников в порядке,
установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением
ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на
условиях, которые установлены Трудовым
Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми
договорами.
Поскольку действие Кодекса и других нормативных правовых актов трудового права
распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан[7],
лиц без гражданства, организаций, ими созданных или учрежденных,
или с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, то иностранец и лицо
без гражданства могут быть как работниками, так и работодателями со всеми
их правами и обязанностями.
§
4. Профсоюз как субъект трудового права.
Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.
Конституция РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов»[8].
Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции
Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудящиеся
имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие
организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта
Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.
Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во
втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов,
и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г.
права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225—235). Кроме норм
данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права
профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).
Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом[9].
Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности
профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и
управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать
деятельности профсоюзов.
Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на
всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным
уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.
Профсоюз — это добровольное
общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое
в целях представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов.
Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская
(на всех уровнях организации) и защитная
— по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в
мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.
Статья 11 Закона РФ о профсоюзах
закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и
интересов работников,
а также на
участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции.
Представительская функция означает, что все проекты
законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями),
а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами
местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе
выступать и с
предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся
социально-трудовой сферы.
Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите
социально-трудовых прав работника на всех
этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового
права, применении важнейших норм
администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за
соблюдением трудового
законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении
к ответственности нарушителей.
Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы
создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.
Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного
самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными
объединениями, юридическими лицами и гражданами[10].
Надо отметить, что хотя Закон о
профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие
с ним вплоть до 2002
г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах
профсоюзов, которые у них давно отобраны (о
праве на законодательную инициативу, на
управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).
Новый Трудовой кодекс РФ также не
предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную
функцию — в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.
Профсоюзы у нас строятся по
производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по
отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер,
химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения
(ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей,
городов) объединения (ассоциации).
Все профсоюзы пользуются равными
правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.
Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В
советское время они были единой
общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками
общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены
задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них - это федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР),
Соц-проф и Единение.
В последние годы «упала роль профсоюзов как
законных представителей работников и
защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно
изменить отношение государства к ним, представить право более активного
участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать
решения о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства»[11].
С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не
следовало отбирать и тем самым ослаблять
их главную защитную функцию.
Все права профсоюзов
можно классифицировать по сфере их деятельности
и по объему компетенции в правах.
По объему компетенции в правах различают:
а) права самостоятельного
характера:
участвуют в обеспечении мер по
содействию занятости и трудоустройству;
участвуют в коллективных переговорах,
заключают коллективные
договоры и соглашения от имени работников;
представляют и защищают права и
интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;
осуществляют общественный контроль за
исполнением трудового
законодательства, правил охраны труда;
обладают правом требовать наказания
(вплоть до увольнения)
должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные
договоры, соглашения, права профсоюзов;
б) права
совместного характера:
участвуют в распределении жилья, построенного производством,
в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные
неисковые споры совместно с администрацией;
в) согласительные права профкома
по применению администрацией ряда
норм трудового законодательства;
По сфере деятельности различают следующие права:
представительства работников для
осуществления своей защитной функции;
на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости,
защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и
увольнений;
на социальную защиту трудящихся
(обеспечение высокого уровня условий
труда, охрана труда, его оплата и т. д.);
профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением
трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении
коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;
на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Трудовое законодательство предусматривает не только права
профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их
деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд
выборных профсоюзных работников.
Гарантии прав и деятельности
профсоюзов заключаются
в следующем:
гарантируются признание,
неприкосновенность и защита права
собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими
юридическими лицами;
не допускается ограничение их
независимой финансовой деятельности;
право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и
другие в соответствии с их уставами;
все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;
предприятия и организации обязаны
отчислять денежные средства
профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;
предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять
соответствующему выборному
профсоюзному органу бесплатно
необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а
также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной
работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации
могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в
бесплатное пользование, а хозяйственное их
содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование)
производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не
предусмотрено коллективным договором,
соглашением.
В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется. Так, государство
вернуло себе от профсоюзов право
управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие
в этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля
за соблюдением трудового законодательства и
охраны труда. В то же время
профсоюзы получили и ряд новых прав. Например на участие в разрешении
коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение
социально-партнерских соглашений,
право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др.
Профсоюзы как субъекты трудового
права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать установлении условий труда и
его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами
трудового права на всех
этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении,
контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в
разрешении коллективных
трудовых споров как представители работников.
Заключение
Совершенно очевидно, что действовавший до 2002
года КЗоТ не соответствовал по большинству регулируемых им положений
сложившейся в стране ситуации. Формально установленный уровень целого ряда
гарантий в сфере труда не получал реального подтверждения. КЗоТ был рассчитан
на регулирование труда не просто на государственных предприятиях, но на больших
предприятиях.
Новое трудовое законодательство отражает
специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это
отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в
Российской Федерации.
Вместе с тем, было бы преждевременно
«захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать
временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом
законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между
субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на
уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.
Уходя от чрезмерного вмешательства в
регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет
работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца
механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства.
Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.
Таким образом, стоявшая вчера задача создания
нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его
оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других
отраслей права (бюджетного, налогового и др.).
Но это уже задача последующих научных поисков.
Литература
1.
Конституция Российской Федерации 1993 года.
2.
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
3.
Федеральный Закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. № 29. – Ст.3702.
4.
Федеральный Закон от 12.01.96 г. «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская
газета. – 1996, 20 января.
5.
Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России.
Учебник / М.: Юристъ, 2001.
6.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации в 2001 г. – М.: «Юридическая литература», 2001.
7.
Достигнут ли баланс интересов работников и
работодателей ? / К оценке принятого Трудового кодекса РФ // Росс. экон.
журнал. – 2002. № 2. – С.48-60.
8.
Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.:
ИНФРА-НОРМА, 1996.
9.
Нуртдинова А.Ф. Реформа трудового законодательства:
основные направления // Российская юстиция, 1996. №2.
10.
Российское трудовое право. В 3-х томах. Т.1 / Под
ред. Хохлова Е.Б. – СПб, 1996.
11.
Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М.,
1999.
12.
Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.:
Проспект, 2002.
13.
Трудовое право. Учебник // Под ред. проф. Смирнова
О.В.- М.: Проспект, 2001.
[1] Толкунова В.Н. Трудовое
право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.43.
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 20.
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 63.
[4] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 37.
[5] Толкунова В.Н. Трудовое
право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.46.
[6] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 22.
[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 11.
[8] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 30.
[9] Федеральный закон от
12 января 1996 г. «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности». // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 148.
[10] Федеральный закон от
12 января 1996 г. «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 1.
[11] Доклад о деятельности
уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50.
Страницы: 1, 2
|