Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса России
· индивидуальные предприниматели - физические
лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также
частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в
нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при
исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе
ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
· физические лица - налоговые резиденты
Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории
Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;
· лица (лицо) - организации и (или) физические
лица;
· бюджеты (бюджет) - федеральный бюджет, бюджеты
субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных
образований (местные бюджеты);
· внебюджетные фонды - государственные
внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;
· банки (банк) - коммерческие банки и другие
кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской
Федерации;
·
счета (счет) - расчетные
(текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского
счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства
организаций и индивидуальных предпринимателей;
· источник выплаты доходов налогоплательщику -
организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;
· недоимка - сумма налога или сумма сбора, не
уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
· свидетельство о постановке на учет в налоговом
органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому
лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков;
· сезонное производство - производство,
осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими
условиями и со временем года.
· место нахождения российской организации -
место ее государственной регистрации;
· место нахождения обособленного подразделения
российской организации - место осуществления этой организацией деятельности
через свое обособленное подразделение;
· место жительства физического лица - место, где
это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;
· обособленное подразделение организации - любое
территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого
оборудованы стационарные рабочие места.
§1. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
В Российской Федерации
устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы,
налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и
сборы) и местные налоги и сборы.
Под федеральными налогами и
сборами Налоговый кодекс, устанавливаемые кодексом и обязательные к уплате на
всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и
сборы, устанавливаемые кодексом и законами субъектов Российской Федерации,
вводимые в действие в соответствии с кодексом законами субъектов Российской
Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Местными признаются налоги и
сборы, устанавливаемые кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в
соответствии с кодексом нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам
относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды
товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход)
организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических
лиц;
6) взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные
сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
11) налог на дополнительный доход
от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования
объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные
сборы.
К региональным налогам и сборам
относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные
сборы.
К местным налогам и сборам
относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических
лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или
дарение;
5) местные лицензионные сборы.
§1. Налогоплательщики и плательщики сборов
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых
возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Филиалы
и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности
этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и
иных обособленных подразделений.
Налогоплательщики (плательщики
сборов) обладают следующими правами:
1) получать от налоговых органов по месту учета
бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и
сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других
уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам
применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит
или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных
Налоговым кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм
излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых
правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их
должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам
проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной
налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и
решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате
налогов;
10)
требовать от должностных
лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при
совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11)
не выполнять неправомерные
акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие
Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
12)
обжаловать в установленном
порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13)
требовать соблюдения
налоговой тайны;
14)
требовать в установленном
порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями
налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15)
Плательщики сборов имеют
те же права, что и налогоплательщики.
Наравне с правами
налогоплательщики имеют следующие обязанности:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих
доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность
предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета
в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они
обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным
законом "О бухгалтерском учете";
5) представлять налоговым органам и их
должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового
органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах,
а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую
информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность
данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и
уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные
законодательством о налогах и сборах.
А также налогоплательщики обязаны
письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
· об открытии или закрытии счетов - в
десятидневный срок;
· обо всех случаях участия в российских и
иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого
участия;
· обо всех обособленных подразделениях,
созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца
со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
· об объявлении несостоятельности (банкротстве),
о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия
такого решения;
· об изменении своего места нахождения или места
жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Плательщики
же сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные
обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
§2. Налоговые агенты
Налоговыми агентами признаются лица, на
которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые
агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать
из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам
доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в
том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего
учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов.
§3. Сборщики налогов и (или) сборов
Под сборщиками налогов и сборов прием от налогоплательщиков и (или)
плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в
бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного
самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами -
сборщиками налогов и (или) сборов.
Права, обязанности и
ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом,
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Налогоплательщик может участвовать
в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного
или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о
налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие
представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных
правоотношениях.
Полномочия представителя должны
быть документально подтверждены в соответствии с кодексом и иными федеральными
законами.
Законными представителями
налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять
указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями
налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве
его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Уполномоченным представителем
налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное
налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами
(таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными
участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченными представителями
налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых органов, таможенных
органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой
полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель
налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании
доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством
Российской Федерации.
Уполномоченный представитель
налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании
нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к
нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Налоговыми органами в Российской
Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его
подразделения в Российской Федерации. Налоговые органы, органы государственных
внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции
и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы,
органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют
свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения
обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами,
определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|