бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Структура и функционирование заработной платы в рыночной экономике бесплатно рефераты

При сдельной оплате труда определяются расценки исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки.

В законодательстве предусмотрен механизм защиты интересов рационализаторов и изобретателей. За работником, создавшим изобретение, полезную модель, промышленный образец либо внес рационализаторское предложение, которые обусловили замену технических норм и расценок, сохраняются предыдущие расценки на протяжении шести месяцев от даты их внедрения. За другими работниками, которые помогали автору во внедрении изобретения, сохраняются предыдущие расценки на протяжении трех месяцев.

При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания.

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема нормирования труда заслуживает несколько иного подхода. Традиционно нормирование включало деятельность по установлению норм затрат труда, иными словами, нормированию подвергается процесс труда. В начале XX века такие исследования имели шумный успех. Исследования У. Тейлора по нормированию труда получили всеобщее признание. Как видим, и сегодня такому нормированию уделяется основное внимание. В то же время хотелось бы сделать акцент на нормах результатов труда. Представляется, что именно этого недостает в нормировании труда. Ведь в реальном производстве главным образом нас интересуют результаты труда: сбыт произведенной продукции, количество и качество оказанных услуг; востребованность научных разработок, их реальное внедрение и т.д. Эти нормы отсутствуют в законе. И это можно понять. КЗоТ был сориентирован на плановую административно-командную систему. Механизм общественного производства работал бесперебойно, договоры заключались на основе плановых заданий; при закрытых границах и отсутствии импортной продукции потреблялась отечественная техника, обувь, одежда. В таких условиях действительно на первое место выдвигалось требование нормирования процесса труда. Работник должен был прийти вовремя на работу и работать, осуществлять трудовой процесс.

В условиях рынка акценты смещаются, особое значение имеют именно результаты работы. В обобщенном виде речь идет о реализации конечной цели работы конкретного предприятия, трудового коллектива. Результативность работы по существу положена в основу оплаты труда, всей кадровой политики в условиях рынка. И никакими законами нельзя заставить собственника держать на фирме работника, который хоть и послушен, исполнителен, но совершенно бесполезен. Практика давно испытывает потребность в том, чтобы именно результаты труда были положены в основу правового регулирования отношений между собственником и наемным работником. Не этой ли насущной потребностью объясняется такой жадный интерес к контрактной форме трудового договора и неконтролируемо широкое ее применение? В контракте устанавливаются конкретные результаты работы, которые должен обеспечить работник. Однако следует признать, что хотя собственник и может уволить работника за невыполнение условий контракта, но при этом он все же обязан выплатить работнику зарплату, ведь работник отработал рабочее время. Действующая система начисления основной оплаты труда никаким образом не связана с конкретными результатами работы. Ведь при сдельной оплате труда основанием к выплате зарплаты служит наряд о количестве выполненной продукции, при повременной для служащих — всего лишь табель выхода на работу. Действительная реализация продукции на рынке, высококачественная работа специалиста может быть учтена лишь в дополнительной части зарплаты, в премиальной системе, если таковая предусмотрена системой оплаты труда, а если нет? На государственном предприятии хорошему специалисту нельзя установить повышенный оклад.

 

2.2. Тарифная система

Основой правового регулирования оплаты труда является тарифная система, которая представляет собой систему государственных нормативов, устанавливающих исходные размеры оплаты труда. При помощи тарифной системы осуществляется дифференциация оплаты труда в зависимости от сложности, степени вред-.ности, тяжести, интенсивности, общественной значимости труда и квалификации работника.

Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, тарифно-квалификационные характеристики (справочники).

Тарифные ставки — (часовые, дневные, месячные) выражают размер оплаты труда на различных видах работ за единицу времени (час, день, месяц) в зависимости от квалификационного разряда работника.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О единых тарифных условиях оплаты труда рабочих и служащих по общим (сквозным) профессиям и должностям» были утверждены тарифные условия, которые были рекомендованы сторонам Генерального тарифного соглашения в качестве предмета коллективных переговоров. Они были утверждены Тарифным соглашением 1993 г. Согласно данному акту размер тарифной ставки (оклада) 1-го тарифного разряда определяется на уровне установленного государством минимального размера заработной платы.

Следует учесть, что тарифные ставки рабочих-сдельщиков, труд которых является более интенсивным, чем труд рабочих-повременщиков, устанавливаются в более высоком размере (примерно на 7-8%).

Тарифные ставки также могут увеличиваться в зависимости от вредных условий труда. Так, например, постановлением Кабинета Министров Украины от 29 февраля 1996 года № 250 «О компенсациях и льготах лицам, которые работают на Чернобыльской АЭС и в зоне отчуждения» предусмотрено, что в период с 1 января 1996 года по 1 января 2000 года оплата труда лиц, постоянно выполняющих работы по эксплуатации ЧА-ЭС и в зоне отчуждения, проводится по тарифным ставкам (окладам), увеличенным в 2 раза.

Тарифная сетка — шкала (схема), с помощью которой осуществляется соотношение в оплате труда работников в зависимости от сложности работы и их квалификации, т.е. обеспечивается более высокая оплата труда за более сложную работу.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 февраля 1993 года предложена Единая тарифная сетка оплаты труда рабочих и служащих по общим (сквозным) профессиям и должностям. Тарифная сетка состоит из разрядов, тарифных коэффициентов и групп тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд — это показатель степени сложности выполняемый работы и уровня квалификации работника. Тарифная ставка I разряда устанавливает размер оплаты труда самой простой работы: чем сложнее вид работы, тем выше тарифный разряд.


2.3. Система оплаты труда

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам, в соответствии с произведенными затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами.

На предприятии системы оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре. Перевод работников на другую систему оплаты труда является изменением существенных условий труда и требует предупреждения работников за 2 месяца.

Практика выработала две основных системы, которые применяются как в «чистом» виде, так и с различными модификациями — повременную и сдельную системы оплаты труда.

Сдельная система предполагает определение заработка в зависимости от фактической выработки продукции надлежащего качества.

Повременная система может иметь три подвида — почасовая, поденная, помесячная. Труд оплачивается за фактически отработанное время: часы, дни, месяц. При помесячной оплате размер оклада не зависит от количества рабочих дней в месяце.

Сдельная система также имеет ряд разновидностей. Прямая сдельная — заработок подсчитывается путем умножения сдельной расценки на количество годной продукции. Косвенная сдельная — применяется для спомогательных рабочих (например, ремонтников), размер зарплаты зависит от результатов труда работников основного производства, которое обслуживают вспомогательные работники. Сдельно-прогрессивная — оплата за продукцию в пределах нормы производится по неизменным расценкам, а за продукцию сверх нормы — по прогрессивно нарастающим расценкам.

Сдельная оплата может быть индивидуальной либо коллективной, в зависимости от способа организации труда. Индивидуальная сдельная оплата применяется на производственном участке, где обеспечен четкий учет труда отдельных работников. Коллективная сдельная - устанавливается по общим результатам труда бригады. При этом распределение заработка производится с применением коэффициента трудового участия (КТУ). На предприятиях принимаются локальные положения о КТУ, устанавливаются конкретные показатели, порядок исчисления заработка. Учитывается также и квалификация работника. Размер заработной платы не может быть ниже установленного размера минимальной зарплаты.

Применяется также и такая система, как аккордная оплата труда — вознаграждение за выполнение комплекса работ (объект строительства). Окончательный расчет производится по аккордному наряду после приемки всего объема работ, о чем составляется акт.

Зарубежный опыт свидетельствует о преимущественном применении повременной оплаты труда в различных ее модификациях: повременная (чистая), повременная с коллективным премированием, почасовая с индивидуальным премированием. Главным условием выплаты зарплаты является выполнение полного объема работ, рассчитанного на основе прогрессивных нормативов затрат труда.

Основными направлениями социальной политики на 1997-1998 годы предусмотрено постепенное, начиная с 1999 года, внедрение почасовой системы оплаты труда с применением минимального размера почасовой зарплаты.

 

2.4. Премирование работников

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях стимулирования результатов труда и их поощрения.

Премирование осуществляется в двух формах:

1) премирование, предусмотренное системой оплаты труда;

2) премирование как вид поощрений (вне системы оплаты труда).

В тех случаях, когда для работников предусмотрена выплата премии за достижение заранее установленных производственных показателей, входящих в систему оплаты труда, имеет место повременно-премиальная или сдельно-премиальная система.

При введении таких систем на предприятии принимаются локальные положения о премировании, которые утверждаются собственником по согласованию с профкомом. В положениях устанавливаются конкретные показатели, условия премирования, круг работников, подлежащих премированию, размер премии (обычно конкретный процент к должностному окладу), основания для снижения и лишения премии.

По целевому назначению премии в рамках системы оплаты труда делятся на два вида: премии за основные результаты хозяйственной деятельности и премии за улучшение отдельных сторон производственной деятельности (специальные системы премирования — за внедрение новой техники, технологии; за экономию энергоресурсов и т.п.).

Снижение (лишение) премии производится по специальным основаниям, таким как нарушение производственной, технологической дисциплины; возврат продукции по причине неудовлетворительного качества; прогул; появление на работе в нетрезвом виде; хищение на работе.

При премиальной системе оплаты труда работник имеет субъективное право требовать выплаты премии при достижении запланированных показателей, а собственник несет обязанность выплатить сумму премии.

Единовременное поощрение осуществляется без установления показателей. Оно полностью зависит от субъективного волеизъявления собственника или уполномоченного им органа. У работника нет субъективного права на такое поощрение.

Условия и размеры вознаграждения устанавливаются в специальном положении. В размере премии учитывается стаж работы на данном предприятии. В полном размере такая премия выплачивается работникам, проработавшим весь календарный год. Вознаграждение выплачивается после подведения итогов хозяйственной деятельности предприятия за год на собрании трудового коллектива. Лишение премии производится за конкретные упущения в работе, перечень которых устанавливается в локальном положении.

На Западе премирование широко применяется, причем показатели включают не выполнение нормы труда (это обеспечивается самой организацией труда), а внедрение нововведений. Применяется система «отложенных премий», которые могут выплачиваться и через пять лет в зависимости от «поведения» продукции на рынке сбыта.


3. НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ

Назначение надбавок из основной оплаты труда состоит в том, чтобы стимулировать работников:

1) к повышению деловой квалификации и росту мастерства;

2) к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере трудовой деятельности.

С помощью доплат, как правило, компенсируется повышенная интенсивность труда.

В Приложении к Генеральному соглашению между Кабинетом Министров Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей и профсоюзными объединениями Украины на 1997-1998 годы содержится Перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций, имеющих межотраслевой характер. Доплаты и надбавки на предприятии устанавливаются в коллективном договоре.

Законодательством предусмотрены следующие надбавки:

— за высокое профессиональное мастерство — рабочим III разряда — до 12%; IV разряда — до 16%; V разряда — до 20%; VI разряда — до 24%;

— за классность — водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов 2-го класса — до 10%, 1-го класса — до 25%;

— за высокие достижения в труде — служащим до 50% должностного оклада;

— за выполнение особо важной работы на определенный срок — до 50% должностного оклада;

— в некоторых отраслях экономики — работникам, имеющим почетное звание «мастер по профессии», «мастер высокого класса», «мастер I класса» — в твердой сумме или в % к окладу (10, 20, 25%);

— надбавка за стаж по специальности или вознаграждение за выслугу лет (в отдельных отраслях промышленности);

— на предприятии надбавки за выслугу лет либо единовременные вознаграждения (на основании ст. 19 Закона Украины «О предприятиях в Украине»);

— надбавка за выслугу лет — государственным служащим: свыше 3-х лет — 10%, свыше 25 лет — 40% (ст. 33 Закона Украины «О государственной службе»);

— надбавка за выслугу лет и классные чины прокурорским работникам (ст. 49 Закона Украины «О прокуратуре»);

— надбавки за выслугу лет и доплаты за квалификационные чины судьям (ст. 44 Закона Украины «О статусе судей»);

— надбавки за выслугу лет работникам органов контрольно-ревизионной службы, которые осуществляют государственный контроль за расходованием бюджетных средств: свыше 3-х лет — 10%; свыше 25 лет — 40% должностного оклада с учетом доплат за ранг.

Предусмотрены также и другие надбавки.

Следует иметь в виду, что постановлением Кабинета Министров Украины от 31 августа 1996 года № 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности расходования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению» установлены определенные ограничения для бюджетных организаций: надбавка за сложность, напряженность и высокое качество работы устанавливается в границах фонда зарплаты, но не более 15 % должностного оклада.

 

3.1. Гарантийные выплаты и доплаты

Гарантийные выплаты — это суммы, сохраняющие работнику заработную плату (полностью или частично) за время, когда он по уважительным причинам, предусмотренным законом, освобождается от выполнения трудовых обязанностей и за ним сохраняется место работы. Гарантийные доплаты — это суммы, выплачиваемые сверх заработной платы работнику при сокращении рабочего времени или переводе на другую работу в установленных законом случаях. Эти выплаты не являются заработной платой, но тесно с ней связаны:

1) осуществляются из фонда оплаты труда;

2) размер их, как правило, соизмеряется с теми же

показателями, что и заработная плата. К основным гарантийным выплатам относятся:

1) выплаты работникам за время выполнения государственных или общественных обязанностей

2) выплаты при переезде на работу в другую местность

3) выплаты при служебных командировках

4) выплаты за время повышения квалификации с отрывом от производства;

5) выплаты за время пребывания в медицинском учреждении на обследовании

6) выплаты донорам;

7) выплаты работникам — авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;

8) выплаты за участие в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора или соглашения;

9) выплаты независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей за время работы в примирительных органах, т.е. за участие в разрешении коллективного трудового спора.

 

3.1. Права работника на оплату труда и его защита

Работник имеет право на оплату своего труда в соответствии с актами законодательства и коллективным договором на основании заключенного трудового договора. Собственник при заключении трудового договора обязан сообщить работнику все условия оплаты труда, ее размеры, порядок и сроки выплаты.

Размер заработной платы может быть ниже установленного трудовым договором размера и минимальной зарплаты в случае невыполнения норм выработки, изготовления продукции, оказавшейся браком, а также по другим причинам, предусмотренным действующим законодательством, которые имели место по вине работника.

Запрещается дискриминация в оплате труда, снижение ее размера в зависимости от происхождения, социального, имущественного положения, политических, религиозных убеждений, членства в профсоюзе, места жительства и других причин, установленных в законе.

Субъекты организации оплаты труда не имеют права в одностороннем порядке ухудшать положение работника в оплате труда по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, соглашениями, коллективными договорами,

Запрещается любым способом ограничивать права работника свободно распоряжаться своей зарплатой. Поэтому не допускаются случаи получения зарплаты, принадлежащей работнику, членами его семьи, другими лицами без специально оформленной доверенности.

Закон запрещает производить удержания из зарплаты, целью которых является явная либо скрытая уплата собственнику или посреднику за сохранение места работы.

Удержания из зарплаты могут производиться только в случаях, предусмотренных законом. В частности,

согласно ст. 127 КЗоТ по приказу (распоряжению) собственника могут быть проведены удержания для:

1) возвращения аванса, выданного в счет зарплаты либо для служебной командировки;

2) для возвращения сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок;

3) для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность;

4) на хозяйственные нужды.

Во всех указанных случаях удержания могут производиться, если работник не оспаривает основание и размер удержания. Иными словами, необходимо получить согласие работника на такое удержание. Если согласие получено, приказ издается не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса либо со дня выплаты неправильно исчисленной суммы.

Удержания из зарплаты также могут производиться в случае увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже использовал ежегодный отпуск. При этом следует помнить, что закон не разрешает производить такие удержания при увольнении по основаниям, не связанным с увольнением по собственному желанию. Это основания увольнения по инициативе собственника без совершения виновных действий со стороны работника, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Это основания, предусмотренные п.п. 3, 5, 6 ст. 36 и п.п. 1, 2, 5, 6 ст. 40 КЗоТ, а также в случаях направления на обучение, выхода на пенсию, смерти работника

В случае причинения работником имущественного ущерба, причиненного предприятию, с которым он состоит в трудовых отношениях, также производятся удержания из зарплаты работника для возмещения вреда в размере, не превышающем среднемесячный заработок работника.

При каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством — 50% зарплаты, подлежащей выплате работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из зарплаты при отбывании наказания в виде исправительных работ при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 128 КЗоТ, ст. 26 Закона Украины «Об оплате труда»). С последним положением нельзя согласиться, оно фактически лишает работника в таких случаях средств к существованию, поскольку неограниченные взыскания изымают у работника все доходы, не обеспечивается восстановительная функция зарплаты. Думается, что крайней границей всех взысканий должна быть половина заработка.

В законодательстве предусмотрен механизм защиты зарплаты в условиях стихии рыночных цен. Законом Украины «О внесении изменений в Закон УССР «Об индексации денежных доходов населения» от 25 апреля 1997 года, установлены правила проведения индексации зарплаты.

Индексация — это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами механизм повышения денежных доходов граждан, который дает возможность частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Для индексации используется индекс потребительских цен и тарифов, который исчисляется на основании статистических наблюдений за уменьшением цен в розничной торговле, на рынках, и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.

Индексация производится, если индекс потребительских цен превысил 105% (величина порога инфляции). Базой для исчисления индекса потребительских цен является январь 1998 года.

Индексации подлежат денежные доходы, получаемые гражданами в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера: пенсии (с учетом надбавок, доплат, повышений к пенсиям, дополнительной пенсии, целевого денежного пособия на проживание, ежемесячного государственного денежного пособия и компенсационных выплат); социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и т.п.); стипендии; оплата труда (денежное обеспечение); суммы возмещения вреда, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, а также суммы, которые выплачиваются лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае утраты кормильца); денежная компенсация при восстановлении на работе; иные выплаты, которые в соответствии с законодательством производятся из расчета средней зарплаты.

Не подлежат индексации доходы граждан от сдачи имущества в аренду, от акций и других ценных бумаг, ведения крестьянского (фермерского) и личного хозяйства, предпринимательской деятельности; денежные доходы граждан, носящие целевой и разовый характер (единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, материальная помощь, вознаграждение по итогам работы за год, суммы социальных льгот, предоставленных предприятиями и др.).

Законом установлено, что индексации подлежат денежные доходы в пределах трехкратной величины стоимости черты малообеспеченности. При этом часть дохода, не превышающая стоимостную величину черты малообспеченности, индексируется полностью. Доход в части, превышающей один размер стоимостной величины черты малообеспеченности, но не превышающей двойной величины черты малообеспеченности, индексируется в размере 80%. Доход в части, превышающей двойной размер стоимостной величины черты малообеспеченности, но не более трехкратной величины стоимостной величины черты малообеспеченности, индексируется в размере 70%. Часть денежного дохода, превышающая трехкратную величину стоимости черты малообеспеченности, индексации не подлежит.

Однако постановлением Кабинета Министров Украины № 2034 от 21 декабря 1998 года внесены существенные изменения в порядок индексации. Главным нововведением является положение, согласно которому индексации подлежат денежные доходы граждан, не превышающие величину стоимости черты малообеспеченности. При этом денежный доход гражданина вместе с суммой индексации не должен превышать стоимостную величину черты малообеспеченности.

Сумма индексации определяется как результат произведения дохода, подлежащего индексации, и величины прироста индекса потребительских цен, уменьшенного на величину порога индексации, и разделенного на 100%. Для осуществления индексации денежных доходов граждан применяется индекс потребительских цен, уменьшенный на величину порога индексации (п. 5 Порядка проведения индексации в ред. пост. Кабинета Министров Украины № 2034).

Заключение

 

В данной работе я попыталась детально рассмотреть большинство вопросов, связанных с зароботной платой. Каждый трудящийся должен точно знать свои права и требовать их исполнения от администрации предприятия. Со временем расширяется круг лиц, имеющих права на определенные льготы (премии, доплаты, надбавки и т.д.). Не все из них знают об этом. Поэтому я считаю, что работодатель, а в первую очередь профсоюз должен разъяснить работнику его права и обязанности в соответствии с ныне действующим законодательством. Необходимо также повышать правовую культуру населения через средства массовой информации, проводить разъяснительную работу.

Заработная плата является и всегда являлась спорным вопросом между работников и работодателем, который возникал по различным причинам и по собственной не компетенции.

Ïîñëå ðàññìîòðåíèÿ è àíàëèçà âûøåèçëîæåííûõ ïðîáëåì è ïðåäëîæåíèé ïî èõ ðåøåíèþ, áåç êîòîðûõ íåìûñëèìî ñóùåñòâîâàíèå è ïëîäîòâîðíàÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòü íàøåãî îáùåñòâà, íàïðàøèâàåòñÿ åäèíñòâåííî âîçìîæíûé â ýòîé íåïðîñòîé ñèòóàöèè âûâîä, ÷òî äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñîöèàëüíî îðèåíòèðîâàííîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè Óêðàèíû è óñïåøíîãî ñîçäàíèÿ ýôôåêòèâíîãî ñîöèàëüíî-çàùèòíîãî ìåõàíèçìà ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå êîíêðåòíûå øàãè, êàê íåçàìåäëèòåëüíîå ïðèíÿòèå è íåóêîñíèòåëüíîå ïðåòâîðåíèå â æèçíü íîðìàòèâíî-çàêîíîäàòåëüíûõ àêòîâ, íàïðàâëåííûõ íà ïîâûøåíèå çàíÿòîñòè è îáåñïå÷åíèå ãîñóäàðñòâîì ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè íàñåëåíèÿ; îêàçàíèå ãîñóäàðñòâåííîé ïîìîùè â ñîçäàíèè è ïîääåðæêå òàêèõ íîâûõ, ïðèñóùèõ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå èíñòèòóòîâ, êàê áèðæи òðóäà, ðûíîê ðàáî÷åé ñèëû,  öåíòðû çàíÿòîñòè è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè.

Список использованной литературы

1. Конституция Украины.

2. Кодекс Законов О Труде Украины: Х. «Одиссей» 2006

3. Закон Украины «О Отпусках»

4. Сыроватская Л.А. «Трудовое право» М Выш. школа 2005 года.

5. Венедиктов Н. С. Конспект лекций по трудовому праву Украины.- X.: Консум, 1998.- 262 с.

6. Карпенко Д. О. Трудове право України: Курс лекцій.— К.: МАУП, 1999.-246с.

7. Короткій В. Г. Трудове право: прийняття на роботу і звільнення.-К.: МАУП, 1999.-88 с.

8. Пилипенко П. Д. Про концепцію трудового права в Україні // Право України.- 1993.- № 3.- С. 63 - 70.

9. Понікаров В. Д. Відпустки: розрахунок відпускних, оформлен­ня, податковий та бухгалтерський облік.— X.: Фактор, 1998.- 34 с.

10. Понікаров В. Д. Трудове право: Конспект лекцій.- X.: Вид. ХДЕУ, 2002.-108с.

11. Поникаров В. Д., Андрейченко Ж. О. Хозяйственное законодательство: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины.- X.: ИД «ИНЖЕК», 2003.- 128с.

12. Поникаров В. Д., Ялдин Й. В. Правоведение.- X.: ИД «ИНЖЕК», 2003.-242с.

13. Трудове право України: Курс лекцій / За ред. П. Д. Пилипенка.— Львів: Вільна Україна, 1996.- 286 с.

 


Страницы: 1, 2, 3