бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Страхование от пожаров. Анализ влияния системы обеспечения пожарной безопасности на величину страхового взноса бесплатно рефераты


4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЖАРА»

В настоящее время законопроект направлен на рассмотрение в федеральные министерства и заинтересованные ведомства. Он уже прошел несколько стадий публичного обсуждения. Текст законопроекта размещен на официальном портале МЧС России в сети интернет.

Настоящий Федеральный закон устанавливает единые правовые, экономические и организационные основы обязательного противопожарного страхования. Обязательное противопожарное страхование вводится в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу от пожара и организации его тушения.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи:

а) с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности физических лиц, юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и индивидуальных предпринимателей, за причинение вреда в результате пожара жизни, здоровью или имуществу потерпевших;

б) с осуществлением обязательного страхования риска ответственности за нарушение договора лицами, выполняющими работы, оказывающими услуги в сфере пожарной безопасности, в том числе независимыми оценщиками (аудиторами) страховых рисков от пожаров.

2. Положения настоящего Федерального закона в части обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара не распространяется на владельцев опасных объектов. Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, регулируются Федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

Статья 4. Основные принципы обязательного страхования

Основными принципами обязательного противопожарного страхования являются:

-гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

-всеобщность и обязательность противопожарного страхования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обязательном противопожарном страховании;

-экономическая заинтересованность страхователей в повышении пожарной безопасности;

-единый порядок осуществления обязательного противопожарного страхования на территории Российской Федерации.

Статья 11. Объект обязательного противопожарного страхования, страховой риск, страховой случай

1. Объектом обязательного противопожарного страхования являются:

а) имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности физического лица, юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность или индивидуального предпринимателя по обязательствам, возникающим вследствие причинения в результате пожара, произошедшего по его вине, вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших;

б) имущественные интересы страхователя, связанные с риском ответственности за нарушение заключенного страхователем договора о выполнении работ, оказании услуг в сфере пожарной безопасности.

2. К страховому риску по обязательному страхованию гражданской ответственности относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в подпункте «а» пункта 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

б) загрязнения окружающей среды;

в) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

г) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работником;

д) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.

Статья 13. Страховая сумма

1. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного противопожарного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 600 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 2 000 000 рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 360 тысяч рублей.

2. Порядок определения страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая по страхованию ответственности за нарушение договора при выполнении работ, оказании услуг в сфере пожарной безопасности обязуется произвести страховую выплату, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Страховые тарифы

1. Страховые тарифы при обязательном противопожарном страховании гражданской ответственности состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного противопожарного страхования гражданской ответственности рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются при обязательном противопожарном страховании гражданской ответственности в зависимости от вида жилого помещения, которым владеют физические лица или вида деятельности, которую осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с учредительными документами.

2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов при обязательном противопожарном страховании гражданской ответственности, устанавливаются в зависимости от:

а) приближенности жилого помещения к иным жилым помещениям (для физических лиц), имущества и капитальных объектов к жилым помещениям и населенным пунктам (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

б) степени оснащенности подразделений пожарной охраны техническими средствами;

в) наличия у юридического лица собственных подразделений пожарной охраны или договора с подразделением пожарной охраны;

г) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного противопожарного страхования гражданской ответственности данного физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя;

д) оценки противопожарного состояния объекта физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя к предупреждению, локализации и ликвидации пожаров;

е) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

3. Страховые тарифы при обязательном противопожарном страховании устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Определение размера страховой выплаты причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью

1. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 600 тысяч рублей.

Лицам, понесшим расходы на погребение - не более 25 тысяч рублей.

2. Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

3. Выплата страхового возмещения по договору обязательного противопожарного страхования по риску ответственности за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования либо в порядке социального обеспечения.

5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О противопожарном страховании»

Проект федерального закона «О противопожарном страховании» разработан в соответствии со Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 года (одобрена письмом Председателя Правительства Российской Федерации, исх. № ВП-П13-6891 от 18.11.2008 г.).

Основной идеей проекта федерального «О противопожарном страховании» (далее - законопроекта) является комплексное решение проблем защиты от негативных последствий, которые могут быть причинены в результате пожара имуществу физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жизни или здоровью граждан.

Цель развития противопожарного страхования заключается в гарантировании защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, связанных с причинением вреда имуществу физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жизни или здоровью граждан в результате пожара, финансовом обеспечение ответственности перед третьими лицами за причинение возможного вреда.

Положения законопроекта в основном направлены на урегулирование отношений, складывающихся при заключении договоров противопожарного страхования, которое включает в себя страхование имущества или ответственности на случай пожара. Установление обязательного страхования ответственности на случай пожара направлено, прежде всего, на реализацию и защиту прав граждан. Принятие законопроекта позволит минимизировать негативные последствия, которые возникают вследствие пожара. Развитие противопожарного страхования позволит существенно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней (в первую очередь муниципальные) но выплате компенсаций пострадавшим от пожаров гражданам.

Противопожарное страхование в РФ - мера реализации Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности». Противопожарное страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное противопожарное страхование должны проводить предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Противопожарное страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное противопожарное страхование должны проводить предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Обязательное противопожарное страхование должно проводиться в отношении:

-имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;

-гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

-работ и услуг в области пожарной безопасности.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

Добровольное противопожарное страхование осуществляется в виде страхования имущества и (или) гражданской ответственности, предусматривающего обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю (застрахованному) в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования в результате пожара, в том числе действий по его тушению. Под понятием "пожар" здесь понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

По линии госбюджета объемы финансирования Федеральной пожарной службы за последние семь лет увеличились более чем в 10 раз - с 11 млрд. в 2002-м до 118 млрд. руб. в 2009 году. При этом часть расходов уже несет бизнес, компенсируя государству содержание более 25 тыс. так называемых договорных подразделений противопожарной службы. А это - около тысячи критически важных для национальной безопасности промышленных объектов, населенные пункты, где проживают почти 2 млн. человек.

Теперь о стоимости страхования. Если речь о страховании жилья, то это примерно 50 копеек с квадратного метра жилплощади в месяц. Если квартира в 100 квадратов - вы можете посчитать, сколько это будет стоить - 50 рублей!» Зато возмещение будет достойным : миллион рублей в случае гибели человека, 25 тысяч - на погребение, по полмиллиона получат пострадавшие. Выплаты по "Пожарной страховке" Родственникам погибшего при пожаре - 1 миллион рублей. Компенсация на погребение погибшего - 25 тысяч рублей. Компенсация пострадавшим - 500 тысяч рублей. Такой эксперимент уже больше года идет в Москве. Там оплату за противопожарную страховку внесли в квитанции ЖКХ. Причем, часть суммы сначала брала на себя администрация Москвы, сейчас москвичи платят все 100 процентов.

5.Влияние системы обеспечения пожарной безопасности на величину страхового взноса.

Страхование нацелено на то, чтобы задействовать, прежде всего, экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. В этом случае собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами.

Система пожарного страхования предполагает создание условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков. Масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, сумма страхового взноса будет дифференцирована в зависимости от уровня защищенности объекта. Высокая степень защищенности объекта - сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, низкая - возрастет. Страховые тарифы предполагается устанавливать с учетом конструктивных характеристик объектов. Например, тариф на кирпичное здание должен быть меньше, чем на деревянное.

Такими экономическими рычагами возможно побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта. На сегодняшний день МЧС России уже заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о дифференциации страховых тарифов в зависимости от степени защищенности объектов.

Закон о пожарном страховании - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма, позволяющего возмещение ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит. Пока же существует практически один способ компенсации такого ущерба - это государственная помощь из резерва фонда Правительства Российской Федерации или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушения закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.

Каждый из участников процесса страхования заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы - это МЧС России. Независимые аудиторские компании и эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС России, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.

Страховая организация сама будет разрабатывать методику и определять коэффициент для того или иного объекта, будет использовать для этой цели собственные ресурсы или привлекать независимых аудиторов. Государственный пожарный надзор сосредоточит свои усилия исключительно на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимые объектах, критически важные объектах для экономики страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхование от пожаров - это сложный, многогранный процесс, который подразумевает под собой реализацию функций системы обеспечения пожарной безопасности. Принятие отдельного федерального закона, в котором будут выведены сущность и задачи процесса страхования, необходимо для повышения уровня ответственности руководителей объектов по выполнению требований правил пожарной безопасности. Сумма страхования зависит от степени пожарной защиты объекта, что также является причиной принятия эффективных мер по выполнению и соблюдению правил пожарной безопасности. Но не все в этом виде страхования доведено до завершающего этапа. Многие аспекты подлежат более глубокому изучению и рассмотрению. Расчет страховых премий и выплат в случае реализации предусмотренных случаев остается вопросом, нерешенным до конца. Но в любом случае введение обязательного противопожарного страхования в России - это очередной шаг по пути к усовершенствованию системы пожарной безопасности, а также мощный рычаг в экономике страны.

Список литературы

-Федеральный закон №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

-Федеральный закон №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

-Федеральный закон №69 «Пожарная безопасность»

-Гражданский кодекс РФ

-федеральный законопроект « Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара»

-материалы интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И.Дешевых

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2