бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации бесплатно рефераты

Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.

При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания, а начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к званию, несет дисциплинарную ответственность. При задержке в присвоении очередного специального звания в связи с проводившейся служебной проверкой, по результатам которой не наложено какого‑либо дисциплинарного взыскания (приказом начальника органа внутренних дел), задержанное звание присваивается сотруднику со дня, когда истек срок выслуги в предыдущем специальном звании.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится Министром внутренних дел Российской Федерации.

До восстановления сотрудника в прежнем звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.

Сотрудники, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов “в отставке”, могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.

Сотрудники, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании независимо от занимаемой штатной должности приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.

         Сотрудники ОВД могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:

а)       нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

б)      нахождения за штатом;

в)      прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

Занимая должности и становясь государственными служащи­ми, сотрудники органов внутренних дел приобретают необходимые полномочия выступать от имени государства. Правовое положение сотрудников, обладая общими чертами с правовым статусом иных субъектов, характеризуется рядом особенностей, которые придают им иную качественную определенность. Эти особенности выража­ются через должности рядового и начальствующего состава, прин­ципы службы в органах внутренних дел, служебные обязанности и права, объем государственно-властных полномочий.

Особенности административно-правового статуса сотрудника обусловлены:

1)   особым порядком нормативно-правового регулирования;

2)   индивидуальным принятием Присяги на верность народам России;

3)   назначением на должности рядового и начальствующего состава;

4)   наличием форменной одежды;

5)   постоянным ношением и хранением табельного огнестрель­ного оружия и специальных средств;

6)   наделением правом применять меры государственного при­нуждения;

7)   наличием запретов и ограничений;

8)   установлением специальных званий и возрастных ограни­чений;

9)   установлением дополнительных правовых и социальных га­рантий.

Специфика службы в органах внутренних дел позволяет клас­сифицировать сотрудников на руководителей и специалистов, причем последние подразделяются на выполняющих внутренние и внешние функции.

Руководители - это государственные служащие, выполняющие определенные функции органа внутренних дел, однако превали­рующими в их государственной служебной деятельности являются управление соответствующей системой и обеспечение ее функционирования в должном порядке. На данную категорию служащих возлагаются обязанности по подбору и расстановке кадров, коор­динации деятельности структурных подразделений и отдельных со­трудников, контролю за исполнением решений, созданию условий работы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, а также другие административные распорядительные функции.

По масштабу компетенции различаются руководители органов внутренних дел и руководители структурных подразделений этих органов.

Сотрудники органов внутренних дел, выделенные в разряд спе­циалистов и исполняющие внутренние функции, участвуют в обеспечении потребностей эффективного выполнения задач, воз­ложенных на конкретный орган внутренних дел. Их деятельность раскрывается через установление и поддержание на требуемом нормативными актами уровне необходимых и достаточных органи­зационных и правовых отношений внутри структуры самого органа внутренних дел. Это кадровые и воспитательные вопросы, обуче­ние персонала, вопросы финансового и тылового обеспечения, ме­дицинское обслуживание и т.п.

Таким образом, учитывая неодинаковую направленность власт­ных полномочий, объем власти и характер мер государственного при­нуждения, сотрудники органов внутренних дел подразделяются на:

- наделенных властными полномочиями по отношению к ли­цам и структурным звеньям, подчиненным им по службе; правом осуществлять государственное принуждение мерами дисциплинар­ного воздействия; полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия (руководители);

- наделенных властными полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия (специалисты).

Нетрудно заметить, что в обоих случаях сотрудники органов внутренних дел выступают как представители власти.

Из этого следует, что к представителям власти относятся не только руководители, но и исполнители. Так, представителем вла­сти является и начальник органа внутренних дел (милиции) и по­стовой милиционер, наделенный соответствующими Государствен­но-властными полномочиями и правом давать указания, связанные с обеспечением общественного порядка, имеющие общеобязательный характер. Причем в некоторых случаях полномочия представителя власти по применению мер непосредственного принуждения могут быть реализованы на всей территории Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, на которых возложено выполнение внешних функций, осуществляют их путем проведения комплекса мероприятий. Так, сотрудники милиции проводят меро­приятия по охране общественного порядка и борьбе с преступно­стью, а сотрудники паспортно-визовой службы, выведенной из со­става милиции, обеспечивают паспортизацию и регистрацию граж­дан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако следует учитывать, что все сотрудники системы Министерства внутренних дел, в том числе и не являющиеся сотрудниками мили­ции, могут привлекаться к выполнению задач милиции. В этом слу­чае на них распространяются обязанности и права, гарантии право­вой и социальной защищенности, а также ответственность, преду­смотренные для сотрудников милиции (ст. 6 Закона Российской Федерации «О милиции»). Внешние функции, таким образом, ха­рактеризуют назначение органов внутренних дел, то, ради чего эти органы и созданы.

Вопрос 2.

Общая характеристика обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел.

Правовое положение сотрудников органов внутренних дел есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности этих лиц, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.     

Анализ Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность персонала системы ОВД, позволяет выделить общие служебные обязанности и права сотрудника; кон­кретные права сотрудника[1].

1. Общие служебные обязанности права сотрудника ОВД.

Сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соот­ветствии с действующими нормативными актами, Присягой, контрактом.

Служебные обязанности по каждой должностной категории разрабатываются непосредственными начальниками и утверждают­ся соответствующими прямыми начальниками ОВД.

Ответственность за своевременное и полное доведение до со­трудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.

Сотрудник ОВД в своей служебной деятельности руководству­ется требованиями законов и не может быть ограничен решениям политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Сотрудник милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан оказать помощь, в т.ч. первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

2. Конкретные права сотрудника ОВД.


Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями и показателями оценки качества работы, условиями продвижения по службе, а так­же получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей.

Посещение в установленном порядке предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от форм собственности, а также в случае необходимости в порядке, определяемом действующим за­конодательством - жилых и иных помещений граждан.

Принятие решений, участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совер­шенствованию службы в любые инстанции РФ.

Продвижение по службе, участие по своей инициативе в кон­курсе на замещение вакантной должности, переподготовка (пере­квалификация) и повышение квалификации.

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, от­зывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело в порядке, определенном МВД России, а также приобщение к личному делу своих объяснений.

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство сотрудни­ка; объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для за­щиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

Сотрудник вправе обратиться в вышестоящие ОВД или в суд для разрешения споров, связанных со службой в ОВД, в т.ч. по во­просам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, прохождения службы, реализации прав сотрудника, перемещения по службе либо на службу в другую местность, дисциплинарной ответственности сотрудника, его правовой и социальной защиты, увольнения со службы в ОВД.

Получение денежного содержания с учетом результатов и ста­жа службы, уровня его квалификации; продовольственного обеспечения; пенсионное обеспечение с учетом стажа службы.

Далее рассмотрим более подробно некоторые наиболее значи­мые права и обязанности сотрудников системы органов внутренних дел, определенных нормативно-правовыми актами.

Наиболее важным правовым актом, который определяет права и обязанности сотрудника органов и подразделений системы МВД, является «Положение о службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации».

В Положении закреплены нормы, что сотрудники ОВД имеют форменную одежду и им выдаются удостоверения и жетоны уста­новленного образца. В ст. 1 Положения закреплено право сотруд­ников на постоянное ношение и хранение табельного оружия и; специальных средств после прохождения соответствующей подготовки. Порядок реализации этого права определяет МВД России.

Ядром правового статуса сотрудника являются его служебные обязанности и права. Статья 1 Положения гласит: «Сотрудник ор­ганов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами, в пределах своей компетенции на занимаемой должности в соответ­ствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом».

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.        При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона.

Очень большую роль играет закрепление в законодательстве деловой защиты сотрудника от давления и необоснованного вмешательства в его служебную деятельность в случае отказа выпол­нить им незаконный приказ.

Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной дея­тельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих по­литические цели (ч. 4 ст. 4 Положения).

Для обеспечения этих требований должностные лица в уста­новленном порядке могут принять меры административного воз­действия и т.д.

Сотрудники ОВД имеют право на применение физической си­лы, специальных средств и огнестрельного оружия. Порядок их применения определяется Законом «О милиции».

В Законе «О милиции» (ст. 18) определены обязанности всех без исключения сотрудников милиции на территории РФ независи­мо от занимаемой должности, места нахождения и времени. Это:

-    оказание помощи (в т.ч. первой доврачебной) гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений, несчастных случаев или находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном
для жизни;

-    в случае обращения граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае
непосредственного обнаружения таких событий, принятие мер к
спасению людей, предупреждению и пресечению правонарушений,
задержанию лиц по подозрению в их совершении, охране места
происшествия и сообщение об этом в ближайшее отделение милиции.

Важнейшим правовым актом, определяющим обязанности всех сотрудников ОВД, является Присяга. Она возлагает на сотрудников следующие обязанности:

-   соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать и со­блюдать права и свободы гражданина; добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на него служебные обязанно­сти;

- достойно переносить трудности, связанные со службой
в ОВД, быть честным, мужественным, бдительным, хранить государственную и служебную тайну;

- не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами РФ правовой порядок.

Исходя из общественной значимости задач, решаемых сотруд­никами органов внутренних дел, установлены специальные гаран­тии, направленные на обеспечение их нормальной деятельности. Например, уголовным законодательством установлена ответствен­ность за посягательство на жизнь работника милиции, оскорбление его в связи с исполнением возложенных обязанностей по охране общественного порядка, а также за оказание сопротивления работнику милиции.

В правовой статус сотрудника входит и его ответственность.

Статья 4 Положения о службе определяет, что за противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Это может быть дисциплинарная ответственность (она регламентируется Положением о службе); административная - регламентируется законодательством и наступает за административные правонарушения; уголовная – за совершение преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством.

Под ограничениями для сотрудника милиции как государственного служащего понимаются обусловленные законодательством условия и запреты, ставящие сотрудника милиции в определенный правовой режим, выходить за пределы которого запрещено законодательством.

Сотрудник милиции как государственный служащий не вправе:

-        заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управ­лении этой организацией;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной
службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

Страницы: 1, 2, 3